ХОХМОДРОМ- смешные стихи, прикольные поздравления, веселые песни, шуточные сценарии- портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ - портал авторского юмора
 Авторское произведение Новости сайта  | Сообщить модератору

САМОЕ ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОТ БОЛИ В СПИНЕ

  Ещё лучшее на ту же тему:  Стихи и шутки про философию
  

ФАУСТ ПО ИМЕНИ ГЕГЕЛЬ



 
Друзья, прошу прощения за очередное мое философское сочинение, но это, вы уж поверьте, в последний раз. К тому же, я никак не мог оставить безнаказанной гордыню Гегеля, заявившего, что он достроил здание философии до верха и с тем исчерпал ее возможности. Думаю, поэты, которым свойственна скромность, меня поймут. Но особенно меня поймут студенты или те, кому приходилось изучать философию Гегеля.

    1.


    Как-то просматривая видеозаписи с лекциями по философии на «YouTube», я наткнулся на ролик Дмитрия Пучкова (Гоблина), где он предоставил площадку своего блога профессору М.В. Попову, который взялся растолковать знаменитую работу Гегеля «Наука логики».    Предваряя свое изложение, профессор сообщил, что эта книга настолько гениальна, что изучая ее на протяжении многих лет, он до сих пор еще не все понял. Надо сказать, меня это не удивило. Дело в том, что я и сам пытался постичь всю премудрость «Науки логики», но ее чтение оставило у меня впечатление тяжелого кошмарного сна, где все превратно, неверно, противоречиво, необъяснимо. Знакомые слова никак не складывались в смысл, а если смысл был смутно понятен, то он оставался противен разуму и немедленно отторгался рассудком. Признаюсь, я даже позавидовал Марксу, который, как считается, досконально разобрался во всех тонкостях учения Гегеля. Правда, и Марксу, очевидно, пришлось нелегко. Он даже заметил, что знает, почему немецкие философы пишут так непонятно. «Потому что они боятся, что их поймут» - пояснил он. Я же думаю, что опасения эти большей частью напрасны. Не зря же существует мнение, что у каждого философа свой Гегель.
    Между тем, как мы знаем, Гегель оказал огромное влияние на европейскую науку и культуру. Весь Х1Х век проходил в тени его учения. А в России он был так популярен среди дворянского сословия, что его считали чем-то вроде школьного учителя. Считается, что русскую мысль Гегель привлекал идеей целостности мировоззрения. Мол, его философская система, кроме учения о мышлении, включала представление о природе, обществе, религии, искусстве. Однако, мода на «Мировой дух» в России длилась недолго, до тех пор, пока «Абсолютная идея» не была вытеснена теориями Фейербаха, Милля и Маркса. Тем не менее, нет сомнений, что и ХХ век испытывал на себе влияние Гегеля. Во всяком случае, его диалектический метод стараниями Маркса стал основой диалектического материализма, который лег в основу нового учения о природе и обществе. Кстати, Ленин в свое время хорошо изучивший произведения Гегеля утверждал, что «нельзя понять учение Маркса, не поняв, не проштудировав всей логики Гегеля». Так что, как видите, круг замкнулся, и нам остается либо недопонимать Маркса, либо искать ключи от истины на страницах произведения признанного авторитета немецкой философии.
    С другой стороны, я не раз уже самоуверенно утверждал и доказывал в своих статьях, что русская «креативная философия», способна прояснить и дополнить западно-европейское любомудрие. Однако как это сделать в случае с Гегелем, если мое впечатление от его сочинений мало того, что смутны, так еще плохо вяжутся с мнениями известных философов, излагающих свое представление об учении Гегеля в многочисленных лекциях.
    Я, например, никак не могу примириться с идеей того, что все развитие в природе и обществе обеспечивается противоречием тезисов и их синтезом. Гегеля, впрочем, несколько извиняет то, что других инструментов у него не было, да и диалектику Гегель не сам придумал. Он всего лишь воспользовался учением Гераклита о «единстве и борьбе противоположностей». Эта мысль древнего мудреца не оспаривалась философами в течение двух с половиной тысяч лет. Поэтому Гегель посчитал ее истиной и путем путанных, но хитроумных доказательств заставил публику поверить в живительную силу противоречий. Однако элементарный пример с «дважды два - четыре» показывает, что Аристотелевскую логику диалектика не упраздняет, и плодотворный синтез двух тезисов возможен главным образом при двух взаимодополняющих решениях. Мы, например, говорим: «Дерево высокое». Нам возражают: «Нет, оно зеленое». В синтезе получается: «Дерево высокое и зеленое». Тут, конечно, имеет место расширение знаний, но не за счет противоречия тезисов, а за счет их дополнения. Что же касается настоящих противоречий, то непонятно, что является их причиной в случае, когда истина очевидна или доказана.
    Или вот, как быть с утверждением Гегеля, будто «Чистый свет и чистая тьма – это две пустоты, которые суть одно и то же»? Ничего себе – «одно и то же»! Свет – это распространение волны и частиц фотона, а тьма - полное отсутствие всякой материи. Как по мне, их тождество - «чистый бред».
    Однако, судя по тому, с какой пугающей убежденностью в истинности учения Гегеля о нем рассказывает профессор Попов, «Феноменология духа» вместе с «Наукой логики» все еще прельщает умы современных ученых. Это обстоятельство вынуждает меня более серьезно разобраться с наследием великого Гегеля. Правда, чтобы сделать это, совершенно необходимо лишить его сочинения магии тайнописи и загадочности. То есть, нам придется воспользоваться одним из принципов «креативной философии» - принципом восхождения от «сложного к простому». И на этом пути профессор Попов оказался лучшим из возможных проводников.

2.

    Между тем, профессор Попов начал свои разъяснения с простого примера. Он указал на книгу «Наука логики» в своих руках и сказал: «Вот книга. Она есть? Есть. Значит она – бытие. Но вот мы открываем книгу и узнаем о ее содержании. Это содержание отрицает первое утверждение».
    - Может, не отрицает, а дополняет? – усомнился Пучков.
    - Нет, - категорически отверг предположение оппонента профессор. – Вторая мысль отрицает первую. Это соответствует диалектическому закону «отрицания отрицания»
      «Однако ловкая манипуляция, - отметил я. – Ведь Пучков совершенно прав. Вот, что значит здравомыслие, не замороченное противоречиями и отрицаниями Гегеля. Содержание, прежде всего, является дополнением книги. Без него книга – не книга. Правда, существует условие, когда образуется отрицание книги ее содержанием, как это случилось со мной при моей попытке понять изложенное в «Науке логики».
    Кстати, этот феномен, когда дополнение способно отрицать то, что оно дополняет, хорошо прописан в «креативной философии» и даже имеет свою математическую схему в виде тригонометрического треугольника, из которого следует, что степень отрицания дополнением может быть разной.
    Между прочим, и сам Гегель упоминает о дополнении, но говорит об этом вскользь, акцентируя внимание на отрицаниях, в которых видит механизм развития. Тут он, как будто, развивает идеи Шеллинга. Поэтому говоря о Гегеле, совершенно невозможно обойти вниманием Шеллинга. Ведь в философии процесс постижения истины очень похож на события в известной сказке про репку: «Бабка - за дедку, дедка - за репку…». Как известно, Шеллингу предшествовал Фихте, и вместе они откликались на воззрения Спинозы и Декарта, а те в свою очередь… Впрочем, пока нам достаточно одного Шеллинга.
   Так вот, Шеллинг в философии был чем-то вроде Моцарта в музыке. Достаточно сказать, что 15-летний Шеллинг поступил в Тюбингенский университет с характеристикой «ingenium praecox» (нем. «скороспелый талант»), а в 24 года он стал профессором Йенского университета. Его близкими друзьями, и это я прошу особенно отметить, были Гете и Гегель.
      Вот, выдержка из Википедии: «Отталкиваясь от идей И. Г. Фихте, Шеллинг развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.
    Шеллинг пользовался огромным авторитетом у русских мыслителей и литераторов второй четверти XIX века. Его посещали П. Чаадаев, Ф. Тютчев, А. И. Тургенев, братья Киреевские, М. Погодин, С. Шевырев, В. Одоевский, А. Хомяков и др.
    Главной задачей философии Шеллинга является конструирование природы как саморазвивающегося духовного организма. Важную роль здесь имеет система тождества, которая состоит в раскрытии идеи абсолютного как тождества основных противоположностей реального и идеального, конечного и бесконечного. В результате Шеллинг приходит к теории отпадения мира от Бога и возвращения к Богу при посредстве христианства».
      Проще говоря, Шеллинг говорит о Мировом разуме, который творит природу и находит свое воплощение в высшем своем произведении – человеке, через которого осуществляется самопознание Мирового разума. При этом Шеллинг утверждает, что все материальное находится в тождестве через духовное родство, но подчиняется градации потенций, где обнаруживаются вечные идеи. Творческие потенции человека не ограничены, и потому человек обладает свободой воли. В этой связи, Шеллинга можно считать предтечей «креативной философии». Мы здесь можем оспорить лишь природу Мирового разума, кое-какие механизмы развития реального мира и их принципы.
      Так вот, Гегель как будто находится под влиянием идей своего друга. Но друга ли? Похоже, Гегель завидовал «Моцарту философии» и, видимо, отнюдь не белой завистью. Ведь Шеллинг был гораздо успешнее Гегеля, хотя был на пять лет моложе. Сам же Гегель по свидетельству многих производил не очень приятное впечатление. Вот, что говорит о нем его современник: "Гегель на своих лекциях почти ничего не прибавляет к своим руководствам. Он не импровизирует, а читает исключительно «самого себя». Говорит он несносно, кашляет почти на каждом слове, съедает половину звуков и дрожащим, плаксивым голосом едва договаривает последнюю фразу…."
    Побывав на его выступлениях Шопенгауэр, назвал его учение «абракадаброй, калечащей интеллект». Кстати, говорят, будто Шеллинг прочитал только введение в «Науку логики», и после этого практически прервал отношения с Гегелем.
      Но вот, что интересно. После того, как Гегель стал публиковать свои сочинения, его фигура в науке затмила Шеллинга. Дело в том, что теория, изложенная в «Феноменологии духа», очень понравилась сановной власти Германии. Ведь Гегель доказывал, будто «Абсолютная идея», заключающаяся в самопознании Мировым духом самого себя, находит свое выражение в конкретных личностях, которым она вручает власть, что позволяет Мировому духу достигать абсолютной свободы. И такая свобода – настоящая цель Мирового духа. Отсюда следует вывод, что всякая власть естественна, закономерна и священна.
    Как известно, подлинный автор диалектики, античный Гераклит, в свое время провозглашал войну источником развития. Вот и Гегель приветствовал войну, и соответственно, прочие свободы действия власти. Одобрение идей Гегеля прусским королем выразилась в том, что его учение было рекомендовано для всех университетов Германии. Особых протестов это не вызвало. Тем более, что многим казалось, будто учение Гегеля развивает и уточняет теорию Шеллинга о деятельности Мирового разума.   Похоже, даже Маркс был с этим согласен. Он, например, называл учение Гегеля «поповщиной». Но, видимо, и Марксу на самом деле не удалось проникнуть в тайнопись «абракадабры» своего предтечи. Судя по всему, Маркс разглядел под личиной Мирового духа признаки Бога. Но Бог, целью которого является свобода, выглядит очень странно. Конечно, Маркс ничего не имел против свободы. Тем более, что в те времена свобода казалась недостижимым идеалом прогрессивных мыслителей. Однако неограниченная свобода в руках власть имущих не представлялась желанной благодатью. Притом, если Мировой дух является творцом всего сущего, то в какой еще свободе он может испытывать нужду? Остается предположить, что либо Мировой дух не всесилен, зависим. и значит, не является подлинным создателем природы, либо Гегель просто спекулирует на горячей теме с целью угодить публике. И, как известно, Маркс поступил в точном соответствии с диалектикой Гегеля. Он применил антитезис, отрицающий столь сомнительного Бога, чем доказал возможность быть свободным от Мирового духа.

3.

      А что же наш профессор Попов? А профессор Попов на голубом глазу сообщает:
    - В логике противоречия оформляются очень просто. Есть тезис. Ему противостоит антитез. И затем происходит их синтез. Этот синтез отрицает прошлые отрицания, хотя и содержит их в себе. При этом он становится новым тезисом, который также отрицается следующим тезисом. Итак, перед нами книга, но мы о ней пока ничего не знаем, и нам о ней нечего сказать, кроме того, что она есть. То есть, эта книга, условно говоря, для нас – образец «чистого бытия». Но этому «чистому бытию» противостоит «ничто». В результате их взаимодействия возникает что? Бытие. То есть, бытие перешло в «ничто», а ничто перешло в другое бытие. Но в полученном результате это уже не то «чистое бытие», а другое.
    «Ну, да теперь перед нами бытие нечистого, - мысленно подсказываю я Пучкову. - То, что возникает из «ничто» иным бытием и быть не может. Такова неумолимая логика».
    - Как же это так, - изумляется словам профессора Пучков. - Из «ничто» возникает бытие? Ведь «ничто» - это то, чего нет.
- Да, так мы попадаем в стихию диалектики нашей логики, где происходит движение бытия в «ничто», и «ничто» в бытие,- поясняет профессор. - Логические категории всеобщи. Вот вы дышите. Каждый ваш выдох - переход в «ничто», а вдох - переход из ничто в бытие.
      Иной зритель, наблюдая эту сцену, может подумать, что Попов перевирает Гегеля. Ведь не может же великий философ всерьез говорить о переходе «ничто» в бытие. Вдобавок, какой-то неубедительный пример. Разве при выдохе я превратился в ничто? Но я свидетельствую, что в «Науке логики» именно так. Гегель на протяжении многих десятков страниц доказывает правомерность таких взаимодействий бытия и «ничто». При этом Гегель утверждает, что логика основана на понятиях, которые отображают явления реального мира, и противоборство бытия и «ничто» является его началом, не нуждаясь ни в какой иной субстанции. Он отвергает исходное противоречие Фихте между «Я и не я», полагая, что прежде, чем появилось декартовское «Я мыслю, значит, существую», должно возникнуть бытие. По его мысли Мировой дух сначала воплощается в природе, а затем возвращается к себе посредством человека.
    С другой стороны, в чем же Гегель неправ? Математически его формула справедлива. Если к единице прибавить ноль, то получится единица.
    Более того, с точки зрения «креативной философии», мы можем допустить, что под «чистым бытием» подразумевается бытие Творческой Энергии Вселенной, которую мы вправе назвать Мировым Разумом, на том простом основании, что проявление этой Энергии выказывает наличие у нее творческих принципов. Первым творческим актом Энергии эфира является создание атома. Это представимо в виде завихрения и уплотнения энергии, ибо только такая модель решает ветхозаветный вопрос философии образования из бесконечного конечного. Но элементарная частица материи при недостатке энергии способна исчезнуть в точке небытия. Вот эту точку мы можем принять за «ничто». И тогда получается, что «ничто» действительно существует и участвует в процессе созидания материи. Ведь оно является чем-то вроде «ядра конденсации» энергии. Однако из этой схемы вовсе не следует, будто материя возникает из «ничто». Между тем, у Гегеля именно так. Бытие возникает из «ничто». Так что же такое это животворящее «ничто»?
    На всякий случай обратимся к авторитетному источнику знаний «Википедии», где читаем:
    «Ничто, более точно «чистое ничто», - «есть простое равенство с самим собой, совершенная пустота, отсутствие определений и содержания; неразличенность в самом себе.
    Бытие и ничто есть одно и то же. Различие между ними содержится не в них самих, а лишь в чем-то третьем, в предполагании. Доказательством различия между ними служит существование становления, которое существует лишь постольку, поскольку они различны».    Вы чего-нибудь поняли? Бытие и ничто – это одно и то же, они неразличимы… но они различимы и не одно и то же… и если бы не «становление», то бытие было бы просто «ничто». Вот так.
    Да, профессор Попов, пожалуй, более понятен.
    Впрочем, быть может, мы неправильно представляем себе само бытие? Поэтому читаем там же:
      «Чистое бытие, есть первый шаг в научном построении чистого знания. Это чистое знание порождает в качестве своего первого понятия чистое бытие, то есть самую чистую абстракцию из всего, что есть, не имеющего какой-либо связи с чем-либо. Гегель утверждает, что Парменид был первым, кто высказал мысль о бытии «как об абсолютном и как о единственной истине».
    А, так вот откуда Гегель взял такое бытие, которое равно «ничто»! У Парменида. Но если у Парменида бытие - это процесс существования, то у Гегеля – это предмет познания. Но предмет познания все же не может быть равным «ничто». И даже если такой предмет (неразличимый) для кого-то существует, например, какая-нибудь муха для спящего, то откуда у спящего возьмется необходимость изучать это «ничто», если эта муха его никак не беспокоит? Зато если беспокоит, то муху уже никак нельзя назвать «ничто».
    С некоторой натяжкой под «ничто» мы можем подразумевать какую-нибудь иллюзию, сновидение. Такие объекты, действительно, для познания могут быть ничтожными. Но и в этом случае такое «ничто» не может быть источником бытия. Зато если объекты реальны, то, чтобы их отличить от «ничто», познающему субъекту требуются дополнительные знания. И если, к примеру, объектом познания является та же муха, то установлению ее бытийности скорее будут способствовать ее жужжание, назойливость и укусы, чем ее отрицание с последующим «становлением».
   Возможно, конечно, Гегеля подкупила идея Парменида о том, что «ничто» не пребывает в небытии, поскольку если ничто присутствует в мире и как-то себя проявляет, например, поглощая предметы посредствам времени, то у него есть бытие, оно, это «ничто», бытийствует. И тогда получается, будто им можно пользоваться, как пользуются математики нолем. Но нельзя забывать свойства этого ничто, которые сводятся к тому, что оно то, чего нет, и значит, из него ничего не возникает.
    Впрочем, так ли уж ничего? В математике, скажем, любое число можно умножить на ноль, и получится ноль. Или вот, возможна ли эволюция в природе, если б не существовала смерть, превращающая сущее в «ничто»? А в размышления человека разве не может вторгаться мысль о смерти, способная менять ход рассуждений и выводы? То есть, «ничто» не только существует, но и влияет на бытие. И значит, оно не просто ноль, но присутствует в мире виде отрицания бытия. Однако все формы отрицания бытия (смерть, время, эволюция, мысли о небытии) – это всего лишь посредники «ничто». Само же «ничто» остается тем, что является полным отсутствием всякого бытия, и соответственно, оно абсолютно бесплодно.
    И все же иные философы нам могут возразить, говоря, что у Гегеля речь-то идет о «чистом бытии» и «чистом знании». По этому поводу хочется спросить: «А что мы можем знать о «чистом знании» и «чистом бытии», если наши «нечистые знания» подвержены диалектическим отрицаниям. Подчиняются ли, например, «чистые знания» о «чистом бытии» диалектической логике, где эти знания существуют в виде синтеза тезисов, который оспаривается следующим тезисом? Если да, то насколько можно считать такие знания чистыми даже теоритически? И если такие знания бесконечно ничтожатся последующими отрицаниями, то не есть ли «чистые знания» о «чистом бытии» тождественны «ничто?». Поэтому, говоря о «чистом знании», мы должны отказаться от диалектики Гегеля. И тогда образцы чистого знания нам, как будто, может дать математика, например: «один плюс один, будет два». Действительно, это арифметическое действие выполняется в любой точке Вселенной, и значит, у математических исчислений есть свое «чистое бытие». Оно чистое уже потому, что в мире не существует двух совершенно одинаковых яблок или иных предметов. Соответственно, такое бытие можно считать чистой абстракцией, плодом нашего мышления, который в материальном мире можно принять за ничто. И тогда становится понятным, откуда Гегель взял такое бытие, которое тождественно ничто.
      Однако, кто сказал, что яблоки при вычислении их количества должны быть совершенно одинаковыми. И если мы возьмем два разных яблока, то у нас будет бытие двух разных яблок, которые мы можем делить, складывать, варить из них компот, смотреть на них под разным углом зрения, когда то одно яблоко кажется больше, то другое. А если от количества яблок зависит вкус нашего компота, то знание о нужной их сумме уже не является ничто. То есть, законы математики, также как законы физики существуют объективно, их возможно познать, и значит, их, как минимум нельзя, отождествлять с «ничто». Знания этих законов, конечно, можно назвать «чистыми», также как чистым можно считать их бытие, но чем они лучше тех знаний, с помощью которых я варю компот? Во всяком случае, мы вправе считать законы природы такими же реалиями действительности, как ее явления и предметы, которые существуют благодаря этим законам. Соответственно, знания этих объективных законов не возникают из «ничто», и потому не являются бесплодным ничто, какими бы «чистыми» они не казались, кроме тех случаев, когда они ошибочны или ложны. То есть, по-настоящему чистыми знаниями, видимо, следует считать ложные знания. Вот они-то и есть то самое настоящее ничто, из которого ничего не возникает, а их бытие уводит разум в воронку небытия.
    Так что же, получается будто Гегель неправ уже в исходном своем посыле? Думаю, для профессора Попова такое наше подозрение послужило бы поводом к самому категоричному отрицанию, грозящему превратить нас в полное ничтожество.

      4.

    Во всяком случае, ясно, что, говоря о Мировом духе, Гегель не имеет в виду Мировой разум Шеллинга и с тем оставляет за скобками вопрос о традиционном Боге. В учении Гегеля скорее просматривается идея Платона об эйдосах. Как вы помните, эти эйдосы, или идеи, существуют в природе независимо от того, знаем ли мы о них. Этим они напоминают законы природы. Но Гегель сводит их в абсолютную идею, познание которой доступно рациональному мышлению, особенно в том случае, если выстроить понятия в логически правильном развитии. По мысли Гегеля правильная схема древа понятий отображает логику развития реального мира, которая подчиняется законам диалектики. Эти понятия закономерно вытекают одно из другого, благодаря их внутреннему содержанию и противоречию, что обеспечивает их саморазвитие. Эти же понятия влияют и на развитие общества, хотя общество может не иметь понятия об этих понятиях. Отсюда получается, что «Мировой дух» Гегеля представляет собой «Дух познания».
    Конечно, мы вполне можем вообразить такой «Дух познания». Действительно, знания человечества чем-то напоминает незримое древо, которое ветвится, приносит плоды, какие-то ветви и листья его отмирают, какие-то сучья становятся мощнее. О подобном древе мы имеем понятие из Библейской легенды про «первородный грех» Адама. Там же мы знакомимся со Змеем Искусителем, понятие о котором, как будто, не входит в систему логики Абсолютной идеи, но зато бытует в сознании человечества. Между прочим, этим понятием определяется и само «ничто».
    Вот некоторые сведения из демонологии:
1. Ничто – антипод Бога. Он же Библейский змей. Он же - Князь Мира Сего. Он же - Падший ангел. Он же – воплощение зла, дьявол;
2. Дьявол – ничто, которое ничтожит, и значит, он – дух противоречий и отрицаний;
3. Он - лжец и отец лжи;
4. Он – паразит;
5. Он - страшный путаник и извращенец;
6. Он стремится к абсолютной власти, пытаясь занять место Бога.

    В Библии описывается некий демон Велиал. Он считается самым сильным падшим ангелом, превосходящим даже Люцифера. Он выступает в роли обольстителя человека, совращающего к преступлению. В Библии имя Велиал связано с такими понятиями как «суета», «ничто». И Велиал, разумеется, хочет стать «Всем».

    И вот, не кажется ли вам, что «Абсолютная идея» Гегеля позволяет демону осуществить свое бытие. Притом это бытие на страницах «Науки логики» выражается в страшной путанице и взаимном отрицании самих понятий «Мирового духа», что вполне соответствует характеру Беглого Ангела.
      Но может быть, Гегель не знает об этих свойствах «ничто»?
      Это вряд ли. В то время понятие о «ничто» было хорошо известно, тем более ему, Гегелю, выпускнику Тюбингенского теологического института (богословской семинарии), где он защитил магистерскую диссертацию.
    Вот и его друг Гете говорит устами своего Мефистофеля:
                   «Конец? Нелепое словцо.
                   Чему конец? Что, собственно, случилось?
                   Раз нечто и ничто отожествилось,
                   То было ль вправду что-то налицо?
                   Зачем же созидать? Один ответ;
                   Чтоб созданное все сводить, на нет».
      Разумеется, Гегель знает о понятии «ничто», но не исключено, что полагает это понятие устаревшим, подчиняясь новым воззрениям времени, о котором Гете писал:
                     «А то, что духом времени зовут,
                      Есть дух профессоров и их понятий».
       Как известно, время творчества Гегеля было отмечено революционными событиями, приходом к власти Наполеона, в котором Гегель видел воплощение «Мирового духа», а также верой в науку и прогресс. Так что, Гегель явно подразумевает под «ничто» мышление. Он даже настаивает на этом, говоря о «чистом мышлении», то есть, без примесей чувственности, свойственной душе и разуму. Именно это «чистое мышление» он возводит на пьедестал Творца всего сущего.
    Для доказательства данного обстоятельства обратимся к словарю Википедии, где читаем:
    «Нау́ка ло́гики» представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (Абсолютная идея).
      Если философия духа и философия природы изображают движение Абсолютной идеи в её инобытии (в формах движения природы и сознания), то в логике Абсолютная идея находится внутри себя в стихии своей чистоты. Царство чистой мысли есть «царство истины, какова она без покровов, в себе и для себя самой». В этом смысле, наука логики есть изложение самой Абсолютной идеи в её необходимом развертывании».
      Итак, из «ничто» у нас развертывается «царство истины». Вот и скажите после этого, кому служил философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

         5.

    В 1831 году Гете оканчивает свое бессмертное произведение «Фауст». Это произошло как раз в год смерти Гегеля. Быть может, это простое совпадение, но ряд параллелей наводит нас на странную догадку, будто прообразом Фауста был именно друг Гете, Гегель. Судите сами. Как и Гегель, Фауст является философом, который задумывается над проблемами бытия. Но Фауста угнетает неустроенность бытия собственного. В стесненных обстоятельствах оказывается и Гегель, когда вынужден жить на долги. При этом амбиции Гегеля слишком велики. Ведь он считал себя избранником Мирового духа, призванного, по его признанию «достроить здание философии до конца». Герой произведения Гете заключает с Мефистофелем договор, согласно которому вступает в связь с демоном. Это позволяет Фаусту пользоваться земными благами и совершить восход на вершину власти. Но ведь и Гегель, благодаря своим сочинениям, где провозглашает «ничто» Богом, достигает вершин успеха и славы. Любопытно, что у Гегеля так же, как и у Фауста, возникает внебрачная связь, которая заканчивается смертью возлюбленной. Своего внебрачного сына Гегель помещает в приют. В дальнейшем Гегелю приходится пережить смерть сына.
    Впрочем, считается, что Гете задумал своего Фауста в юношестве, задолго до знакомства с Гегелем, а прототипом героя ему, якобы, служил некий образ одержимого из народных поверий. Известно также, что первую часть «Фауста» Гете опубликовал в 1808 году. Но как раз к этому времени вышло сочинение Гегеля «Феноменология духа». Правда, по признанию самого Гете, он не смог глубоко вникнуть в философию своего друга. Но он наверняка имел о ней общее представление. Ведь Гете и сам был философом. Вот, что пишет о его воззрениях «Википедия»:
    «Высшим символом мировоззрения Гёте является Бог-природа, в которой вечная жизнь, становление и движение, открывает нам, "как она растворяет твердыню в духе, и как продукты духа превращает в твердыню". Дух и материя, душа и тело, мысль и протяженность, воля и движение - это для Гёте дополняющие друг друга основные свойства».
    Заметьте: «дополняющие», но не «отрицающие».
    Так что, Гете скорее разделяет философию Шеллинга, нежели Гегеля.
    И все же очень возможно, что, творя образ Фауста, Гете не подразумевал Гегеля. Но даже если тут имеет место совпадение, то оно явно мистического характера, и сам же Гегель, пожалуй, усмотрел бы здесь участие Мирового духа.

   6.
    Как вы заметили, нас несколько тянет на мистику. Но это все из-за злосчастного «ничто». Как говорится, «помяни черта, и он тут как тут». Зато вот нашего профессора Попова, «ничто» вовсе не смущает. Он, благодаря Гегелю, стал марксистом, и потому ему «сам черт - не брат». Так что он спокойно продолжает вразумлять своего визави.
    - Движение исчезновения бытия в «ничто» и ничто в бытие называется становлением. И в нем мы находим два противоположных движения: возникновение (бытия из ничто) и прехождение (бытия в ничто).
      А ведь и впрямь, каждое мгновение всякий предмет обновляется. Дерево, которое мы видим, через минуту уже другое. Например, с него свалился увядший лист или плод. Для «чистого мышления», возможно, так и происходит: одно дерево исчезает, будучи поглощенным «ничто», и тут же появляется снова, опять же из «ничто».
      Я даже придумал пример, иллюстрирующий процесс «становления». Возьмем лампочку. Без электроэнергии она тождественна «ничто». То есть, в лампочке мы обнаруживаем и бытие, и «ничто» в их единстве и противоречии. Но вот, мы пропускаем через лампочку переменный ток. И лампочка начинает светить пульсирующим светом с частотой 50 герц. И тогда каждая вспышка света у нас будет возникновение, а его отсутствие – прехождение. Думаю, мой пример пришелся бы по душе профессору Попову.
      Но тут есть одна почти мистическая тонкость, или деталь, где, как известно, может скрываться черт. Дело в том, что отрезок на шкале времени между «ничто» прошлого и «ничто» будущего можно бесконечно уменьшать, превращая во мгновение. Будучи исчезающе малым, это мгновение становится тождественным самому «ничто». В этом случае нам приходится признать, что реальность для мышления – есть только иллюзия. Впрочем, это не удивительно, если допустить, что мышление само является – «ничто». Ведь что такое мышление без участия разума? Без разума оно - ничто.
      Между тем, Ленин, указывал на то, что диалектика Гегеля начинается с признания объективной реальности бытия. Отсюда понятен весь фокус с превращением бытия в «ничто». Чтобы перенести некое бытие предмета в сферу нашей мысли, мы должны сделать его нематериальным, то есть, отрицать его материальность с помощью прямой противоположности ей. Что же является противоположностью бытия? «Ничто». И если вспомнить, что мышление – подарок Змея Искусителя, который сам «ничто, которое ничтожит», то ясно, что иным мышление и не может быть. Таким образом, вся диалектика науки логики – сфера бытия «ничто», где возможны самые странные превращения.
      А профессор Попов тем временем продолжал:
      - В диалектике все, как в природе. Одно отрицает другое. Посаженный желудь отрицается его побегом, который в свою очередь отрицается взрослением дуба, а тот отрицается его старением и засыханием. Тут имеет место отрицание отрицания. И вот, если становление мы понимаем как «беспокойное единство бытия и ничто», то что является отрицанием «беспокойного единства»?
    - Спокойное единство, - догадывается Пучков.
    - Нет, - торжественно опровергает его профессор. – Его отрицает «спокойная простота».
    Не знаю как вам, а меня это удивляет. Ведь если профессор Попов марксист, то он должен знать диалектический закон развития «от простого к сложному». А здесь идет отрицание сложного в пользу простого. Притом, если диалектические понятия как то связаны с природными явлениями, то они должны отражать тот факт, что спокойная простота может быть относительной и даже мнимой, а на самом деле, да хоть вот в нашем организме, спокойная простота может скрывать самые бурные реакции. Когда же имеется в виду только наше мышление, то и оно от простых решений вполне может перейти к беспокойному единству сомнений.
    - А что такое спокойная простота? - озадачивает собеседника профессор, и понимая, что вопрос этот неподъемный для собеседника, ибо неисповедимы пути логики Мирового духа, сам же отвечает:
– Раз она есть, то это уже «наличное бытие». Не те всякие другие бытии, а конкретное, наличное бытие. Но это «наличное бытие» – есть результат «снятия» становления.
      Должен признаться, диалектическое понятие «снятие» мне не совсем понятно. Боюсь, что и вам тоже. Как снимается это «становление», кто его снимает, зачем? Быть может, это похоже на снятие шляпы или пенки с варенья. Хотя мне ближе образ снятия змеей собственной кожи, под которой оказывается та же змея, но в новой шкуре.
    - Снятие – это отрицание с удержанием, - вносит ясность профессор Попов. – Гегель это поясняет с помощью такого примера: «Чтобы выкинуть из храма нарушителя порядка, нам приходится его обнимать». Дети – это снятые родители. Итак, перед нами наличное бытие. А куда же делось «ничто»? В наличном бытии оно не на лицо. Но оно есть и называется «небытие».
    Надо же, какой сюрприз: «ничто» превратилось в «небытие». На взгляд обычного человека между ними нет никакой разницы. Но у Попова все продумано до тонкостей. А тонкость состоит в том, что «небытие» - это отсутствие чего-то конкретного. Например, дерево было, а теперь его нет. Вот, оно и находится в состоянии небытия. В связи с этим мы должны понимать, что «ничто, которое ничтожит» не может находиться в небытии. Оно бытийствует, существует и присутствует в самом бытии.

7.

      - Так вот эта определенность наличного бытия,- продолжает профессор. - Дает нам категорию качества. Внутри качества, бытие выходит на первый план, а небытие, уходит на задний план, скрываясь в фоне бытия, и служит только для того, чтобы отделить какое-либо частное качество от иных. То есть, качество становится формой отсутствия чего-либо. Качество, таким образом, содержит как то, чем наличное бытие является, так и то, чем оно не является.
    Это надо понимать так, что качество, например, дерева, оттеняется всеми прочими качествами, которые дереву не присущи. Дерево представляет собой ствол с ветвями и зелеными листьями. А серый камень и желтый песок по отношению к дереву для мышления наблюдающего дерево – небытие.
    На мой взгляд, качество, в отличие от предыдущих сведений о превратностях бытия, довольно существенное понятие в познавательном процессе Мирового духа. Однако и по поводу этой категории возможны вопросы и сомнения.
      Например, что можно сказать о качестве песчинки в пустыне, если кроме песка нам не с чем ее сравнить? Ведь, как известно, все познается в сравнении. А это значит, что прежде, чем возникло понятие о качестве, должно возникнуть понятие о разнообразии бытия. Оно, конечно, разнообразие как будто не является заботой духа познания. Но тогда мы должны признать, что дух познания действует в своей логике, а природа развивается в своей. Тут, правда, можно возразить, дескать, с появлением качества появляются и отличительные особенности, а значит, и разнообразие в природе. Но тогда следует указать, что обеспечивает эту непохожесть. Из представлений о «становлении», «снятии» и «ничто» это никак не следует.
      В рамках логики Гегеля, качество дерева может определяться всем тем, что не дерево. Строго говоря, дерево отрицает все то, чем оно не является, и что по отношению к нему небытие. Но тогда получается, что дерево и в самом деле возникло из «ничто». Ведь почва под ним находится в сфере небытия, там же пребывают и воздух, и солнечный свет. Между тем, все дерево состоит из химических элементов этих стихий. По-моему, даже во времена Гегеля Мировой дух познания уже был в курсе этих обстоятельств. Например, наш Ломоносов то ли сам догадался, то повторил истину: «Ничто не исчезает бесследно, и не возникает из ничего». Так что, остается только гадать о впечатлении Мирового духа, штудирующего учение своего пророка: восхищался ли он находчивостью Гегеля или криво ухмылялся в ответ на догадку, что его дурачат? Впрочем, скорее всего он просто ничего не понял.
      Любопытно и следующее превращение качества. В Википедии оно поясняется так:
    «Несмотря на то, что качество содержит как реальность, так и ее отрицание, внутри качества они все ещё являются отдельными друг от друга, точно так же, как бытие и ничто были когда-то опосредованы в становлении. Взятые в их единстве, в их непосредственности, как произойдет при ещё одном снятии, они становятся теперь моментами какого-либо нечто».
    Вот так, от наличного бытия с его качествами мы вдруг приходим к непонятному «нечто». Зато, как вы думаете, что входит с ним в противоречие? Ни за что не догадаетесь. Если верить Википедии, это «нечто» отрицается «иным».
      Честно сказать, про это «иное» даже и говорить не хочется, да и стоит ли морочить вам голову какими-то двойными отрицаниями, в которых нет никакого смысла. Приведу лишь заключительные фразы из статьи:
    «Отрицание наличного бытия; то, чем оно не является, — теперь «отрезано» от него и становится иным нечто, которое, с точки зрения первого нечто, является иным в самом общем виде. В конце, точно так же как становление опосредовало бытие и ничто, изменение теперь опосредует нечто и иного».
    Могу даже пояснить. Есть «нечто» и есть «иное». «Иное» тоже нечто, но иное. Например, если дерево принять за нечто, то камень – это уже иное. Если вы раньше этого не знали, то вот, теперь знаете, благодаря Гегелю и мне, разумеется.
    Ну, а раз у нас есть «нечто», то хорошо бы знать, что это такое. Поэтому нечто, по мысли Гегеля, неизбежно превращается в «определенность». Но определенность зависит от того, кто его определяет. И тут, казалось бы, самое время сказать о понятии сравнения и относительности всего. Однако в «царстве чистой логики» гораздо важнее найти сладкую парочку противоречий. И она, разумеется, находится. Оказывается, есть «определенность» для самого этого «нечто». Оно называется «определение». И есть определенность для «иного». И тогда это уже «характер». Знание этого, согласно железной логике Гегеля и Попова, непременно приводит мысль к обнаружению границ и пределов у всякого предмета. А с этих позиций выясняется, что существуют определенности количества и качества, и связей между ними.
      - Количество – есть в снятом виде качество, - поясняет профессор Попов.
       Для иллюстрации взаимной зависимости этих определенностей профессор приводит пример с нагреванием льда. Оказывается, если мы будем нагревать лед, то при определенном количестве градусов, лед растает и, значит, с ним произойдут качественные изменения. А если мы продолжим нагревание, то лед вообще превратится в пар. Отсюда следует представление о мере, которая определяет границы и пределы качественных изменений.
      Честно сказать, столь наглая подтасовка меня возмущает. Ведь в примере профессора нет речи об изменении количества льда. Весь фокус был совершен с помощью тепловой энергии. Зато этот пример делает более понятным тот факт, что количество – это сфера бытия материи, а качество – сфера творчества энергии. Между ними, конечно, есть взаимозависимость, известная нам из физики как взаимозависимость между массой и энергией. Но это не значит, что одно можно подменять другим. И если уж даже в этом уважаемый профессор не видит нарушение логики, то остается сомневаться, насколько он освоился в «царстве чистой мысли» и насколько правильно он понимает Марксизм. Кстати, в Марксизме «переход количественных изменений в качественные» возведен в степень закона природы и общества. Я думаю, этот закон не мешает переосмыслить с позиций «креативной философии».
    Я уже упоминал о диалектическом треугольнике из креативной философии. Он прямоугольный и вписан в окружность, так что его гипотенуза является ее радиусом. В математике такой треугольник называется тригонометрическим. Гипотенуза у нас обычно отображает силу творческой энергии. В нашем случае, пусть она выражается в акте познания. Тогда вертикальный катет подразумевает то, что может служить дополнением к этим знаниям. Допустим, это сведения из практики. Тогда горизонтальный катет показывает величину диалектического отрицания исходного творческого акта его дополнением.
    К примеру, мы совершаем творческий акт познания, исследуя муху. Пользуясь отсутствием профессора Попова, мы вопреки логике Гегеля, пожалуй, не станем искать в мухе противоречия, когда, скажем, ее крылышки отрицают ее лапки. Мы напротив, стремимся расширить наши познания с помощью дополнительной информации и узнаем, что муха жужжит и любит навоз. Пока мы видим одних только мух, наши познания не противоречат практике, и наша гипотенуза почти совпадает с вертикальным катетом. Соответственно, горизонтальный катет отрицания нашего творчества очень короткий. Но со временем выясняется, что некоторые мухи любят мед, а другие имеют желтые полосочки и больно жалят. В этом случае дополнительные сведения из практики начинают противоречить нашим знаниям, что выражается в сокращении вертикального катета и росту горизонтального. Так возникает потребность в новом импульсе творческой энергии. То есть, количество новых знаний в логике их развития вполне может приводить к их качественному изменению.
    Стоит, впрочем, заметить, что в нашем примере мы имеем дело с нормальным мышлением, которое является дополнением разума. Но мы не можем знать, как поведет себя «чистое мышление», то есть, отделенное от разума. Правда, такого мышления не бывает, и, как мы уже говорили, без разума оно – «ничто». Поэтому нетрудно догадаться, что для «чистого мышления» всякая муха будет в первую очередь «ничто».
   Разумеется, мы не оспариваем тот фактом, что в материальном мире количественные изменения приводят к качественным. Об этом, как известно, знал еще Пифагор. Он, например, выяснил, что звук струны зависит от ее толщины. Но и здесь звук - это показатель энергии, а толщина струны количественное выражение материи. Так что, позволим себе повториться, говоря, что зависимость качественных изменений от количественных обусловлено взаимозависимостью массы и энергии.
    Впрочем, для Гегеля, быть может, единство и борьба количества и качества не столь существенны, нежели главный вывод, следующий из «Учения о бытии», который сводится к понятию о бесконечном и конечном.
      - Бесконечность – есть для себя бытие, потому что нет ничего другого, - подытоживает эти свои головоломные тезисы профессор Попов.
      И знаете, я опять в затруднении. Я никак не уразумею понятие Гегеля «для себя бытие». С одной стороны всякое бытие осуществляется в первую очередь для себя. С другой стороны об этом бытии можно знать только в том случае, если оно существует для иного. Иначе оно есть самое настоящее «ничто». Скажем, бесконечность космического пространства, оно бытие для самого пространства или для космических объектов? А может быть, это эгоистическое понятие «для себя» вообще неуместно и абсурдно? Ведь для себя – это некое целеполагание какого-то субъекта, который отделяет себя от всего иного, и даже отрицает все иное. И, пожалуй, единственным кандидатом на роль такого субъекта является само «ничто», особенно, если подразумевать под ним некий дух.
      Впрочем, профессор Попов примером бесконечности объявляет общество. Дескать, обществу и присуще «бытие для себя» любимого. И это еще более странно. Разве общество бесконечно? Оно, разумеется, не имеет определенных границ, но и понятие «продукты» столь же аморфно. Тем не менее, продукты могут закончиться. А общество? Общество, правда, можно представить в виде развивающегося организма, но оно существует в определенной среде. Притом не только природной. И эта среда определяет возможности общества, а также перспективы его развития. И при определенных условиях общество вполне способно прекратить свое существование. Примеров тому хватает.
Поделитесь, порадуйте друзей:


  Автор: 
      Внимание! Использование произведения без разрешения автора (сайты, блоги, печать, концерты, радио, ТВ и т.д.) запрещено!
  Раздел:   Новости сайта
 Опубликовано: 
 Изменено:   2021-09-30 20:17:35
  Чья картинка:   Интернет
  Статистика:  посещений: 2578, посетителей: 949, отзывов: 4, голосов: +8
 
  Ваше имя:  
  Ваша оценка:     
 Оценки авторов >>>
  Оценки гостей >>>
Обсуждение этого произведения:

 Тема
 
 Re: ФАУСТ ПО ИМЕНИ ГЕГЕЛЬ  
 Сообщить модератору  
 
Замкнутый круг: кто логично мыслит, тому логика не нужна, за имением. Кто не хочет логично мыслить - отринет её за ненадобностью...
:)
 


, 2021-06-18 03:23:13 
      Оценка: +4    
 Re: ФАУСТ ПО ИМЕНИ ГЕГЕЛЬ  
 Сообщить модератору  
 
1- Несите пургу с достоинством,- советовал Гегель!
Но, ни Маркс, ни Ленин, ни Моголь не вняли!

11- пустоты в природе не существует,- утверждал
в 1928 году русский физик Гамов. И Циолковский и Менделеев тоже признавали существование эфира, но у Менделеева эту главу вырезали, а с ней и часть элементов - ха-ха!

111- человечество развивается по спирали, однако, кольца всё уже, как в противозачаточной, скоро нас сдавит до точки, о которой и толкует наш автор.
 


, 2021-06-18 04:55:04, поправлено 2021-06-18 14:04:14 
      Оценка: +4    
 Re: ФАУС ...   
 Сообщить модератору  
 
Все мы вышли из ничто, в ничто и уйдём...
Всё слишком просто...
А на самом деле нас - нет... И нет никакого мира... Для Вас ведь не существует какой-нибудь муравейник со всеми его обитателями где-нибудь в Бурунди... И для Вселенной мы - ничто...
Вспомним загадку: что отражается в зеркале, когда нас в комнате нет???
Можно сказать: всё, что попадает в его ракурс; можно сказать: ничего, поскольку отражение - это то, что видишь в нём ты, но, поскольку тебя в комнате нет, то и отражения нет...
В принципе, всё понятия, догмы, теории и пр. придуманы людьми для упорядочения самого существования человечества...
Завтра, сегодня, вчера... "Сегодня" ты лёг спать, чтобы проснуться "завтра"... А если бы ты не лёг, у тебя продолжалось "сегодня", и если бы ты не спал никогда, у тебя был бы бесконечный день...
Вы спросите, а как же ночь??? Для нас ночь - это отсутствие света ( не всегда и не везде, кстати)... Правильно, Земля крутится, попадая в сферу влияния Солнца или выходя из неё... Но, вот, Земля не крутится и нет смены день- ночь... И миг превращается в вечность...
Свобода... НИКОГДА человек не был свободен... Рабы, крепостные... В капиталистическом ( и, как бы не били себя в грудь наши власть предержащие, дескать, у нас - демократия) мире, в котором, к большому сожалению, проживаем и мы, свобода - это только слово, ну и звук, который мы часто слышим из уст демонстрантов и прочих поборников этого эфемерного понятия...
Все законы, положения, правила созданы (нами же самими, в смысле, людьми), якобы, для правильного понимания и совместного проживания на нашем " шарике". И никто не спросит тебя, а нравятся ли они тебе... СВОБОДА...
 


      Оценка: +2    
 Re: ФАУС ...   
 Сообщить модератору  
  Оборвалось? 

, 2021-06-17 22:15:54 
      Оценка:  0    
 Re: ФАУС ...   
 Сообщить модератору  
  По-моему, не поместилось. Придется чуть-чуть досказать в следующей чести. Но там совсем мало. 

, 2021-06-17 22:38:20 
      Оценка:  0    
      

Использование произведений и отзывов возможно только с разрешения их авторов.
Вебмастер