***В День учителя воспоминания о школе и учителях.
Рассказ выпускника 206 школы, что на Фонтанке в Питере
Учил меня в школе учитель истории,
Спасибо ему – всё усвоил на пять.
От нынешней правды истории в горе я:
Уроки приходиться все проверять.
Учили учители нас биологии,
И долго мне снился ужасный скелет,
Моллюск и плакат «Головоногие» –
Я очень любил этот странный предмет.
Давалась легко не всегда математика,
Но к фокусам химии быстро привык,
В спортзале я был так похож на фанатика,
Замучил совсем иностранный язык.
Но больше всего почитал рисование –
Учитель меня акварелью увлёк,
С тех пор начались мои изо-страдания:
Кисть, краски, бумага, пастель, уголёк…
Учили меня, никудышного, пению,
Ведь это – не ядра делить пополам!..
А Витька, мой друг – научил пить, курению,
Надюха Петрова – занятным делам…
Учителей жизни – припомнилось множество.
Со скоростью времени в жизни летим -
Научены в школе всем нужным художествам:
Спасибо учИтелям первым моим!
Со мной в институте, конечно, помучились –
Учил сопромат, механизмы, и вот
Вокруг обстоятельства попросту ссучились,
И стал обучать меня Северный Флот…
На Флоте учители в форме и в званиях,
Там учат сурово: чуть что – и «…под киль!»,
Учителей много – жизнь, в море - задание,
Гитара, шторм, качка, счёт пройденных миль…
…Теперь молодёжь сам учу я Истории –
Ведь я не способен сидеть на печи,
Хоть всё позабыл (и склероз) в дальнем море я,
ВЕК, как говорится, ЖИВИ – ВЕК УЧИ!
* - нич/лич, все совпадения – случайны, все несовпадения – тоже неслучайны
** - на фото – вид на Фонтанку и школу 206
Вот, припомнила школу, и заснуть не могу... Вертелась, вертелась, решила ещё повспоминать.
1964 "хрущёвский" год. Я с рюкзаком за спиной "топаю" по просёлочной пыльной дороге со станции Пильшино до одноимённой деревни. Всего 45 минут нормального хода. От Брянска до станции тоже не более часа пригородным поездом. Почти рядом с домом.
Можно каждый выходной повидаться с матерью, братом и сёстрами, сходить в баню, библиотеку, кино, даже драмтеатр; в общем - вот тебе все доступные блага цивилизации. Скажите, что человеку надо? Распределили (обеспечили рабочее место), школа хоть и сельская, восьмилетка, но новая, многокомплектная (в параллелях - по 2-3 класса). Кайф!
Моя подруга, проработавшая много лет директором примерно такой же школы в Орловской области, говорит, что сегодня в её школе осталась небольшая горсточка детей - человек шестнадцать... А финансирование собираются планировать по количеству учащихся!!!
Меня определили на квартиру к бабе Сюне (может быть - Аксинья?). Угол за занавеской,
где стол с моими тетрадками и книжками, коечка, на которой - доски (чтобы не было остеохондроза!). Рядышком - полугодовалая внучка Олюшка, в подвешенной на крюк люльке. Мне доверяли качать зыбку, когда хозяйка была на ферме, а старенькая бабушка не могла слезть с печки. Олюшку "подкинула" дочка бабы Сюни, Валентина, по деревенскому прозвищу - Кыпка. Кыпка работала вместе с мужем Колюшкой на Брянском автозаводе, они
ожидали квартиру и жили в общежитии. Это, собственно, судьба всех жителей подгородчины. Селяне практически поголовно перекочевали в город. Когда же в девяностые производство остановилось, искали заработки на рынке или в Москве (сколько из неё вернулись живыми, никто не знает...).
Вообще, мы жили дружно. Я привозила из города (мама получала по карточкам и делилась со мной) пшено, редко - манку (давали только дошкольникам), кой-какие жиры, запаха которых я трудом выносила. Картошка и капуста у бабы Сюни были свои, хлеб она тоже пекла в печке (в село практически не завозили).
Так мы и питались. Каждый день были "капуста" (щи с тем комбижиром, из маминых припасов), на второе - похлёбка. Хозяйка шутила:"суп кандей из тридцати мудей". Я долго разгадывала, что сие означает... Мяса, естественно, в нём не было, но заправляли молоком. И так прошли осень и зима.
Но не всё было так однообразно. Время от времени хозяйка готовилась к встрече дочки и зятя. Процесс подготовки, т.е. выгонки самогона, я с точностью не запомнила, но не забуду запаха браги (фу, какая гадость), ни снятия пробы:"Во, гляди, Ленушка, чистый, как слеза, хоть пригуби", ни того, как бутыли с самогоном прятали под мою койку (очень хотелось их разбить). Потом приезжали долгожданные гости. Колюшка напивался и начинал гонять и жену, и тёщу. Олюшка кричала в крик, я её успокаивала. (Не приведи бог такого мужа!) К утру он трезвел, плакал и просил прощения.
Были и другие развлечения. Накануне Рождества баба Сюня привела соседку Клаву,
работавшую в школе уборщицей, молодую женщину, и давай уговаривать меня походить по деревне с колядками. "А если узнают школьники? Прохода не будет, задразнят..."
Но мне выдали тулуп, вывернутый наизнанку, под него подсунули надутого резинового крокодильчика. Я соорудила маску на лицо, надела огромные мужские валенки. Поскольку
мне почти ничего не было видно, меня водили под руки с двух сторон, били по пузу палкой, и я хриплым низким голосом выкрикивала колядки. Ох, и тормошили же меня, поворачивали к свету, но так и не узнали. В узком кругу (а знали моё настоящее лицо только баба Сюня и Клава), я имела бешеный успех. А пацаны, как ни крутились, как ни срывали маску, так и остались в недоумении. Вот так-то, детишки-шалунишки, знай наших!
Учителя - не люди, что ли?
Вообще-то я строгого маминого воспитания, а мама в молодые годы была учителем. И взгляд, который мне достался от неё по-наследству, бывает жуть какой серьёзный. Моя младшая сестрёнка, которой "повезло" попасть ко мне в девятом классе (это я уже работала математиком после института), и которой я по-родственному "лепила" троечки,
много позже мне говорила:"Ну и взгляд у тебя. Даже если и знаешь урок, всё равно растеряешься". "Ладно, Маш, не всегда же я такая вредная",- отбивалась я. Честное слово,и раньше, и сейчас даже, бываю очень и очень не сурьёзная...
Однажды муж Клавдии (жили они через дом от бабы Сюни) заводил свой мотоцикл "Ковровец". Легковых машин в то время в селе ни у кого не было, а вот мотоциклы у самых
самостоятельных - состоятельных водились.
Может быть мужику захотелось пококетничать с молоденькой училкой, не знаю, но только
он сам предложил мне прокатиться по деревне.
"Так я же не умею",- растерялась я.
"А на велике?"
"На велике - всегда пожалуйста".
"И на мотоцикле не трудно, нужно только..." И стал показывать, как заводить, чего подкручивать, как переключать скорости, как тормозить... Клава стояла рядом и неодобрительно поглядывала на мужа. Я уже и сама хотела отказаться, но вот какой-то
бес подтолкнул меня к этому чуду техники. Села, вспомнив наставления, и понеслась по деревне.
С ума сошедшие куры вылетали из-под колёс, я судорожно сжимала руль, боясь их раздавить; тут сбоку выбежал дурной поросёнок, я шарахнулась от него, чуть не упала вместе с мотоциклом. Когда, сделав круг, я подъехала к соседу, за мной нёсся клубок деревенских собак, лаявших так, будто в деревне объявилась банда воров. Руки и ноги мои тряслись, лица на мне, точно, не было, коль хозяин не стал меня ругать, а только устало спросил, почему я не переключила скорость, и ехала на первой всю дорогу. "Могла запороть мотор",- тихо сказал он, чтобы не слышала жена.
"А вот это уже не игрушки", - всхлипывала я, добравшись до своего уголка. Зарплата моя по тем временам была не то чтобы очень, и на чужой мотоцикл пришлось бы работать долго и упорно. Но, слава богу, обошлось.
И даже народ вокруг, кажется, не очень смеялся. У каждого были свои дела...
В октябре ништячно: День учителя
И страшилище Хэллоуин.
Не найдете вы такого жителя,
Чтобы не потопал в магазин
Прикупить презент для Марь Ивановны
И от нечисти чего горчит,
Чтобы завуч вурдалачкой главною
Вдруг не примерещилась в ночи.
Чем стращать детишек тыквой долбанной,
Нац. культуры умножая крен,
Лучше чокаться с химичкой колбами
За таблично каждый элемент.
Литераторша нас человеками
С англичанкой делали – сэнк Ю!
Если бесы как бараны бекают,
Мы им: «Вас вертели в барбекью!»
С физрука, физички с историчкою
Мы берем пример. А что с них взять?
А математички f двоичною
Можно и до смерти напугать.
Всем отважным Прометеям знания,
Без наводки тени на плетень,
Счастья и здоровья с процветанием
И учить всему, чему не лень!
Во дворе у костра собралась р****ня -
Кто картошку печёт, кто поёт под гитару,
Только я не пошла - не позвали меня,
И глядим из окна мы с котейкой на пару.
Просто в школе ребятам в портфели вчера,
Я, для шутки невинной, мышат положила,
И водой их тетрадки сегодня с утра,
Снова, просто для шутки, чуть-чуть намочила.
Но ребята обиделись, все как один.
А чего же я сделала? Просто шутила!
Но теперь между нами забит острый клин,
И они там горланят все в полную силу.
Ну, и ладно, и пусть! Раз поймали заскок,
И ТЕПЕРЬ ПОСТУПАЮТ СО МНОЮ УЖАСНО,
Я им завтра всем двойки влеплю за урок -
Будут знать, как бойкот объявлять - мне, их классной!
Пространство, время – всё необратимо,
Давно уже забыт последний школьный бал…
Учитель физкультуры – мой любимый,
По совместительству нам физику читал!
В спортзале помню нормативов сдачу:
Учитель но канату лез, крича «За мной!!!..»…
Я до сих пор - как вспоминаю – плачу:
Сорвался я с каната вдруг - вниз головой!
В полёте не похож был на амура -
Второй закон НьютОна я опровергал,
Меня поймал УЧИТЕЛЬ – ФИЗКУЛЬТУРЫ!
Уроки пенья тоже он преподавал…
До опупенья я уроки пенья
Любил – солировал, орал, пел весь урок!
Но… вывихнул раз челюсть к сожаленью
И говорить, и гимны громко петь, - не мог!
Учитель вправил челюсть левым хуком -
Мне, чтоб я пел и чётко говорил слова…
С тех пор меня не тянет к мат-наукам –
Способна к боксу лишь в искусстве голова!
Средь катаклизмов, склок и пересудов
Сгодился мудрый мне Учителя совет:
«Бокс – здесь и там, запомни: бокс повсюду!
Бей, Вася, первым, ведь защиты нет!»…
………………..
…От ФИЗКУЛЬТУРЫ многие устали:
Добыча денег – это СПОРТ, урок, предмет…
Всех – С ДНЁМ УЧИТЕЛЯ учеников в РЕАЛЕ!
Хотя теперь УЧИТЕЛЬ ГЛАВНЫЙ – ИНТЕРНЕТ!!!
Да, учить, брат, будь здоров,
Нынче много мастеров:
Как писать стихотворение,
Как сожрать мешок варенья,
Как пристроить, что купить,
Что проесть, а что пропить,
Смыться как, коль что случится...
Прощай навеки, первый мой учитель!
Прости слезу: нахлынуло,… раскис…
Ты стольких научил ненарочито
Без ханжества, правдиво видеть жизнь!..
Мне нравился урок, чисто, писанья:
Он даже не урок был, а игра…
Я помню детства друг, Савинов Саня,
Во двор не мог и выйти без пера.
Ты преподал основы любопытства,
Не сразу всё понятно было пусть,
Признаюсь, что слегка не без ехидства,
Познали арифметику мы чувств.
Простейший из примеров на сложенье
Привёл легко ты к формуле любви;
И помню я задачку на движенье:
Конечный пункт был графикой увит.
К тебе мы приползали – было плохо,
Ты в мир другой открыть нам вид помог,
Кому-то и приют дал (как Антохе),
А кто-то кончил жизнь у твоих ног.
И вот ты как стоял – прям так и рухнул…
Слеза туманит и туманит взор!
В момент тяжёлый все убрали руку…
Прощай, учитель первый мой, Забор!
«Как провёл я лето» в школе
Сочинение пишу.
Правду вам поведать, что ли?
М-да, затылок почешу.
Ладно, только не браните:
Первый день я мял диван,
Растворяясь ленно в быте.
После в руки взял стакан.
Нёс его, как знамя гордо,
Нынче, только, опустил.
Вот, сижу с опухшей мордой
И пишу с последних сил.
Были девки – озорницы,
Утопал в их ласках я.
Груди, ножки, ягодицы….
Сколько страсти и огня.
В папиросной дымке море
Было, вроде или нет.
Ночью кто-то на заборе
Кукарекнул на рассвет.
О друзьях одну лишь строчку:
Нет, уж лучше промолчу.
Раньше всех поставлю точку.
Деток в школе я учу.