Какое счастье, меня пригласили в театр! И не на что-нибудь, а на сразивший ещё в юности и не отпускающий (не будем уточнять, сколько именно лет) роман "Мастер и Маргарита" Михаила Афанасьевича Булгакова. К тому же в постановке Сергея Алдонина, закончившего с отличием режиссёрский факультет РАТИ (ГИТИСа) (мастерской М.Захарoва).
Мой спутник и я стояли перед ещё закрытыми дверями зрительного зала, разглядывая вдохновлённые лица окружающих нас поклонников Мельпомены. В назначенный час последние врата, отделяющие публику от волшебного мира искусства отворились, и мы впорхнули в него, окрылённые надеждой и подгоняемые ожиданием предстоящего зрелища...
С застенчивым шуршанием занавес открылся и мы увидели...
Честно говоря, я не знаю, что мы увидели. Сначала мне показалось, что рабочие забыли убрать беспорядочно вываленную на сцену рухлядь. Но заиграла музыка и я осознала своё заблуждение: рухлядь оказалась декорацией и очевидно являлась частью творческого замысла.
Правды ради, нужно отметить, что, мягко говоря, необычное оформление сцены уже через несколько минут перестало занимать мои мысли: на ней появился Воланд в исполнении самого режиссёра. В мозгу молнией пронеслось высказывание великого Жванецкого о киношниках: "...весь гитлеровский штаб в мундирах не по размеру, а диктор говорит, что вся Европа на них работает..."
Сюртук мессира был ему непомерно мал, но приказав себе умерить свой снобизм, я решила сконцентрироваться на актёрском мастерстве. Задача выдалась нелёгкая. Описание спектакля в интернете предупреждало, что любителям точного воспроизведения текста и сюжета романа придётся туго. Далее сообщалось, что он поставлен также по неопубликованным черновикам Булгакова. Серьёзно?! Яду мне, яду! Кто бы мог подумать, что Михаил Афанасьевич окажется таким пошляком и хамом!
Нет, господа, не торопитесь упрекать меня в беспардонности... События развивались стремительно.
На Патриарших у Берлиоза из портфеля почему-то торчало нежно-розовое неглиже секретаря МАССОЛиТа Лапшённиковой, однозначно намекая на их безнравственные несоветские отношения. Перегидрованная Гелла навевала образ доярки передового колхоза
хрущёвских времён. Коровьев раз десять за время действия обращался к ней не иначе, как "дура"и, знаете, где-то в глубине души это соответствовало и моему восприятию. Сам Воланд почему-то предпочитал произносить реплики, сидя на коленях у всех мужских персонажей по очереди, видимо, демонстрируя свою нетрадиционную сексуальную ориентацию. Единственным пробеском являлся Мастер, убедительно и проникновенно описывающий Ивану первую встречу с возлюбенной. Но не тут-то было! Постановщики и здесь не дремали, ибо на заднем плане гарцевала Маргарита такой (!) походкой, вульгарности которой позавидовала бы даже бывалая марсельская проститутка. Мастер, кстати, как раз в это время убеждал, что его поразила не столько красота женщины, сколько "небывалое, никем доселе не виданное одиночество в её глазах". Наблюдая за нарочитым вилянием южной части Маргариты, как-то не верилось, что он вообще мог смотреть ей в глаза. Ну и ну... И он туда же...
Нет, господа, не торопитесь сомневаться в правдивости моего повествования!
Для пущей убедительности приведу две дословные цитаты:
Коровьев (Гелле) :
- Дура! Ты дала телеграмму Поплавскому? Ты Поплавскому дала?
Гелла:
- Ой, только Поплавскому я и не дала!
******
Пьяный Стёпа Лиходеев, почему-то используя отломанную спинку кровати в качестве ходулей, выдаёт очччччень длинный набор нечленораздельных звуков.
Воланд, оперируя на протяжении всего спектакля голосом старухи Шапокляк, многозначительно заявляет:
- Мда... Звучит, как последняя речь президента Украины...
Нет, господа, умоляю, оставим в покое современную политику! Да, Булгаков родился в Киеве, но он же не виноват в происходящем сегодня, за что же его так...
Ну, допустим, режиссёр тяготеет к самовыражению, любит абсурдизм. В чём же дело? Пусть напишет пьесу и самовыражается до полного изнеможения себя и публики, но, может быть, не стоит "дописывать" бессмертные творения гениальных авторов? Ведь оные , похоже, сами неплохо справились с задачей, иначе их творения не стали бы бессмертными?
Может быть, не стоит вводить названием оригинала
в заблуждение несведующую публику, наивно надеющуюся найти на сцене хотя бы часть любимого романа? А то ведь заявятся снобы вроде нас, ничего не понимающие в искусстве, судя по факту, что данная постановка была принята в постоянную программу театра им. Станиславского?
Погрязнув в подобных невесёлых раздумьях и судорожно сжимая сумочку, я почти физически ощутила сбоку полный неподдельного страдания взгляд моего спутника.
- Аня, пожалуйста, пойдём отсюда, - взмолился он, - это невозможно!
О, боги, боги, с превеликим удовольствием!
Мы встали и покинули место жестокой расправы над бедным Михаилом Афанасьевичем. Вслед за нами вышли ещё человек двадцать.
(На секунду мне показалось, что последней из зала выскользнула осунувшаяся Мельпомена, но, может быть, я и обозналась).
Свободны! Свободны! Какое счастье! Закончилась наша бесплодная попытка ухватить хоть какую-нибудь суть в постановке, в которой, кстати, в числе прочих полностью отустствовали Иешуа, Наташа, Фрида, Афраний, Левий Матвей, Каифа, Варенуха, буфетчик, а так же прощённый в ночь на воскресенье сын короля- звездочёта, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат...
Из новостей:
«Жители поселка обратили внимание, что светит фонарь вовсе не на дорогу, как им хотелось бы, а на чей-то старый полуразвалившийся сарай.»
На мотив песни Высоцкого «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное - Невероятное»
Как-то, в Августа начале, словно лодки у причала,
Собрались односельчане у фонарного столба.
Вечер, в общем, был, как вечер, но глава пришёл на встречу,
И надул шары и речи, чтоб послушала толпа.
Говорил глава сквозь слезы, прикрываясь зам.главой.
Мол, успели до морозов, провести вам свет кривой.
Столб один на весь посёлок, и невиданный досель,
Но зато сарай средь ёлок засиял во всей красе.
Пусть блестит, как новый фантик. Есть шары и сбоку бантик,
Вот вам папочка гарантий - простоит до Января!
Мы в новинках просто проффи. Не жалели сил и профит.
Нам-то раньше было пофиг, а теперь до фонаря.
Все стояли, чуть не плача. Весь бюджет потратил зря.
- Мы пойдём на передачу! Пусть про нас поговорят.
Гнев мурашками под кожу лез, и рос, как на дрожжах.
Но глава, нахмурив рожу, в небо глядя, продолжал.
- Это только лишь начало! Хоть команда подкачала,
На дороге света мало, вдоль сарая-то светло.
В двадцать первом нашем веке, будет всё для человека!
Мы в сарай внедрим аптеку. Пусть порадуется Блок.
Уезжаю на неделю. Пережду ваш гнев и спесь.
Свет для всех в конце тоннеля хоть один, но всё же есть.
Всё для нашего народа! Так что, в будущем году,
Проведём, пожалуй, воду на заброшенном пруду.
Со всех сторон причёсанный мужчина,
интеллигент в десятом поколении,
пытаясь дотянуться до «вершины»,
старался одолеть семь штук ступеней.
Он, стан не прогибая, шёл неспешно,
а ветер, как назло, был только встречный.
Без света шёл он, в темени кромешной,
и ход, казалось, будет бесконечным.
На полпути хотел очки поправить,
баланс не сохраняя и сутулясь,
наперекор манерам и морали,
одно лишь слово взвыл, сжимая скулы.
До кончиков ногтей интеллигентен,
в одежде аккуратен и разборчив
в словах и мыслях, стал одномоментно
как тот, что повсеместно крыть охочий.
Нам жизнь порой сулит метаморфозы…
От них никто… Никто не застрахован!
Как важно, погружаясь в день морозный,
быть начеку, и быть на всё готовым.
Как я милую любил —
Вы едва ли сможете!
А за что её убил —
Так за слово «ЛОЖИТЕ».
Уж и доброю была,
Нежной и покорною,
Но себя же обрекла
Тем, что «кофе ЧЁРНОЕ».
Вспоминаю, как в бреду,
И доселе ночи те!
Но она, как на беду,
Говорила «ХОЧИТЕ».
Слышал, как приду домой,
«ИХНИХ» да «ЕВОННУЮ»,
Так что был поступок мой
Самообороною!
Был уверен наперед,
Без зазренья совести,
В том, что суд меня поймёт,
Оправдает полностью!
Но с суровостью жреца
Объявил судья мне,
Что «ОТЛОЖИВАЕТСЯ»
Нынче заседание…"
О сколько нам открытий чудных...
1. Тире между подлежащим и сказуемым — не ставится.
2. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
3. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
4. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.
5. Не забывайте про букву «ё», иначе не различить: падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
6. Кто не чёкнутый и не из чящи вышол, правильно пишет гласные после шыпящих.
7. Блестните неповерхносным чуством языка при написании непроизносимых согластных.
8. Надо придти к пониманию, что пишется только «прийти».
9. Пообтершись в корридорах оффисов, в будующем мы станем сведующими и прийдём к тому, что в наших текстах будет учавствовать всё меньшее колличество лишних букв.
10. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен определятся по наличию его в вопросе к глаголу, что иногда забываеться.
11. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
12. У слова «нет» нету форм изменения.
13. Без пол-литровки пол России не поймёт как пишутся сложные имена-существительные.
14. Заканчивать предложение местоимением — дурной стиль, не для этого оно.
15. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
16. Не сокращ.!
17. Проверяйте в тексте пропущенных и лишних слов в тексте.
18. Что касается незаконченных предложений.
19. Если неполные конструкции, — плохо.
20. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
21. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».
22. Не стройте загадок из многоточия в конце исчерпывающего предложения…
23. Одного восклицательного знака вполне достаточно!!!
24. НИКОГДА !не выделяйте! слова. Человек, читающий текст с ВЫДЕЛЕНИЯМИ, чувствует, что его собственному пониманию смысла н е д о в е р я ю т.
25. Используйте параллельные конструкции не только для уточнения, но и прояснять.
26. Правиряйте по словарю напесание слов.
27. Числительные до 10-ти включительно лучше писать прописью.
28. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
29. Задействуйте слова в предназначении, истинно отвечающем осмысленности.
30. Неуместная аналогия в тексте выглядит как шуба, заправленная в трусы.
Кто-где в запасе на скамейке
Ещё вчера... Из тех ребят,
Купив их просто за копейки,
Создали пионеротряд.
Сказали им: "Должны, как кони
Пахать, чтоб скептик-критикан
Смог полюбить вас на газоне
Не меньше, чем коней - цыган."
Начав не шатко и не валко
Российский наш чемпионат,
По лазаретам на каталках
Свозили пионеротряд.
Пока играют в догонялки,
Хоть малыши на первый взгляд,
Уже их вид отнюдь не жалкий.
Был даже Суперкубок взят.
Прут кони на своей телеге,
Растёт их опыт, грива, круп.
А тут им Хулен Лопетеги*
Привёз свой королевский клуб.
(Ещё аж летом этот Хулен
Мог слить России в Лужниках,
Когда Испании МЫ вдули -
Был раньше снят со сборной, нах...)
В игру вступили без прелюдий,
Из стойла ринулись в галоп.
"Смешались вместе кони, люди"...
Из клубов двух один лишь - топ.
В ревевшей лужниковской чаше-чь... (приложить палец, как Аршавин)
(Внесли так, кстати, в протокол)
Хорватский конь Никола Влашич**
Забил уже вначале гол.
Мы, в предвкушенье ждём трофея.
Судья Овидий Хацеган***
Коня похитил, Акинфея
На матч грядущий, как цыган.
И пусть считали это бредом
Ещё вчера - нам до сопли,
Ведь наши кони до победы
С "Реалом" матч свой довели.
Нас ждёт в Европе матчей масса:
Нет - белым флагам с криком "SOS!"
Как и "Коням", удачи - "Мясу",
"Быкам", "Бомжам"! Жми, "Паровоз"!****
* - Хулен Лопетеги - тренер мадридского "Реала",
перед этим был тренером сборной Испании, но был снят
с занимаемой должности за несколько дней до начала ЧМ в России.
** - Никола Влашич - молодое дарование футбольного ЦСКА.
*** - Овидиу Хацеган - румынский рефери матча ЦСКА - "Реал". Показал красную
карточку вратарю Игорю Акинфееву на 5-ой добавленной минуте.
**** - Народные названия футбольных клубов:
"Кони" - ЦСКА, "Мясо" - "Спартак", "Быки" - "Краснодар",
"Бомжи" - "Зенит", "Паровоз" - "Локомотив". Все эти клубы участвуют
в этом году в розыгрыше европейских кубков (Лига Чемпионов и Лига
Европы)
Тема хоть давно уже не нОва,
Или, прямо скажем, не новА,
Я её поднять готова снова,
Подобрав культурные слова.
К письмам отношусь всегда серьёзно,
Проверяя каждый оборот.
Но, увы, случаются курьёзы,
С ними я живу который год.
Вроде, всё проверила под лупой.
В каждой строчке есть культур-мультур...
"Б" и "Ю" поставить рядом глупо!
Кто придумал план клавиатур?
А с и-мэйлом разговор короткий,
Ведь поспешность вечно у руля.
Улетают письма, не воротишь...
Дата. Подпись "С уваженьем. ***."
Я видел – внезапно закончится нить,
Та нить, что мне Мойры плели столько лет,
Прервётся зигзаг под названием «Жить»
Прощально-свободным стежком «Больше нет…».
Закончатся строчки потёртой канвы,
Заглянет в глаза облегчения жуть,
И станет понятно, что время, увы,
Обманывать можно – нельзя обмануть.
Увязнут молитвы в густой тишине,
Взъерошенный пульс на полтакте замрёт,
И строчки стихов вдруг подскажут во сне,
Что час подошёл оглянуться вперёд.
Плеснёт отблеск ада, сверкнёт райский свет,
Но выберут вход для меня – без меня,
Свить нить по-другому возможности нет,
Когда кончен счёт несосчитанным дням.
Всё взвешено будет, и всё учтено,
Припомнится всё, что я помнить страшусь,
Измерится мелкость по самое дно,
В тени благородства отыщется гнусь,
В трусливых словах – робкой храбрости след,
В дурацкой нелепости – мудрости штрих,
В блестящих речах – недолеченный бред,
В молчании долгом – блистательный стих.
И выскользну я, виновато вздохнув,
Раскаявшись честно и честно простив,
Проснусь до конца и спокойно усну,
В жизнь там отойду, здесь,
как все,
не дожив.
…И снился мне тот, кто «смерть смертью поправ»,
Шанс, даже ведущим к Голгофе, даёт.
Запутанный сон. Но частично он прав…
Хотя, может статься,
всё наоборот…
Дорогой пиратище Олежка aka Вингетор! От души, от сайта и от себя лично обжигающе тепло поздравляю тебя с Днюхом Рождения!
Желаю тебе всего самого доброго, светлого и радостного, начиная со здоровья (потом много всего замечательного) и заканчивая ещё раз пожеланием здоровья!
Если у тебя уже налита рюмка (стопка, кружка, бадья) рома (шампусика, вискаря, портвешка, водочки), можно начинать читать стишки, запивая их налитым.Лехаим!!!
1. (на мотив "Летят перелётные птицы", Блантер-Исаковский) Летят перелетные птицы,
Над нами летят, над тобой.
Чего им так просто носиться
В туманной дали голубой?
Пускай эти божьи творенья
Хоть раз не впустую попрут,
Несут пусть от нас поздравленья,
Приколы и шутки несут!
Еще - пожеланиев ворох:
Удачи! Везенья! Побед!
И чтобы сухим был твой порох
Как минимум две сотни лет!!!
Пусть тащат любви пожеланья,
Тепла и покоя в твой дом,
С друзьями на Хохме свиданья…
А мы за всё это НАЛЬЁМ!!!
2. (на мотив "Последней поэмы", Рыбников-Тагор) Ветер ли старые шутки навеет.
Небо ли в прошлый окрасится свет.
Если увидеть захочется издали -
Просто зайди на сайт,
снова зайди на сайт,
Молвив: «Привет!..»
Ты за морями, и время туманит
улыбок «пиратских» след.
С берега к берегу, с отмели к отмели,
Тонкой струной – «привет».
Верю, когда-нибудь с жаркого берега
близкого прошлого
Ветер апрельский ночной принесет тебе
тост от меня.
Ты улыбнись, ты улыбнись,
Брат, улыбнись,
И возвращайся, чтоб снова найти часть себя.
В свой День рожденья, на новой отметине
Жизни своей,
Ты разгляди многоцветие,
Ты разгляди многоцветие
Вспышек рифмованных шуток и грустного образа,
Будто случайного,
Вспышек веселья и грустного образа,
Будто случайного…
Это всё мы, это все мы,
И это тень, всколыхнувшая
Отблеск далёкой свечи.
Жизни веселый и грустный закон:
Всё изменяется,
Всё продолжается,
Всё возвращается…
ЗЫ. Извини, что так припозднился - я был за городом, вернулся вот недавно...
"Он, смеясь, завизжит, как чумной,
хлопнет чудно в ладоши, в ресницы..."
Анатолий Лернер
Я скучал одиноко в двухместном купе.
Ты впорхнула под вечер нежданным подарком.
Я уже эту ночь и т.д. и т.п.
Представлял себе живо, детально и ярко.
Слово за слово, ужин, конфеты, коньяк...
Мне тебя уболтать - нет занятия проще!
Я сиял, будто в Лаптевом море маяк,
И искрился салютом, как Красная Площадь.
Я чирикал так складно, что все соловьи
Задохнулись от зависти в трансе жестоком -
Мол, открой мне, дивчина, просторы свои!
Да заветные чаши открой ненароком!
От сомнений и робости в сердце твоём
Через час не оставил я камня на камне.
Ты стелила постель ароматным бельём,
Строя глазки влюблённые исподтишка мне.
Я на полку прилёг переждать канитель -
Жду условный сигнал, чтоб в объятиях слиться.
Ты сказала - разденешься, ляжешь в постель,
А потом в знак готовности хлопнешь в ресницы.
Свет погашен давно, и в купе - темнота...
Я лежал в тишине, предвкушал кама-сутру.
Всё ушами водил - не слыхать ни черта -
И уснул незаметно. Проснулся лишь утром.
Ты сошла или я тебя видел во сне?
Но остался духов твоих запах пьянящий.
Как же я, идиот, отрубиться посмел
И проспал стук ресниц, озорной и манящий?!
Мне б ударить себя по балде и поддых -
Не могу сам себя уважать я, как прежде!
Ох, бедняжка, должно быть, покуда я дрых,
Ты отбила все веки в напрасной надежде!