Есть такой замечательный предмет - ТММ, теория механизмов и машин, теормех, (в некоторых ВУЗах - ТМДП, теория механизмов и деталей приборов), но студенты, изучающие эту науку, зовут ее иначе.
Конечно, расчет перемещения грейферных механизмов, зубчатых и червячных передач, все эти траектории движения точки на зубьях шестеренок энтузизизма студентам не добавляют, но парни это еще могут понять, а вот многие студентки просто зубрят материал, но делать это они умеют.
И вот - экзамен. Студентка, комсомолка, отличница, и просто красавица выходит из аудитории с зачеткой, в которой красуется "отлично".
- Мальчики, я ему, конечно, всё рассказала, как надо, но вот скажите мне: хоть убейте, не пойму, зачем на круглых колесах эти зубчики делаются? Ведь они же друг за друга цепляются, как же там что-то крутиться может?
Зачем с подсвечников церковных,
Что подле ликов золотом блестят,
Снимают свечи не до тла сожженных,
Молитв и просьб, что к Богу прилетят?
Ведь люди, будто свечи,
В каждом свет играет,
А пламенем горит костер души,
И жизнь как воск, нелепо прогорает,
Лишь стоит "сверху" пламень затушить.
Быть может так Всевышнему угодно,
Чтоб мы, как свечи, не сгорали до конца?
И молодыми уходили в Его гродна,
И там служили - во имя Сына и Отца.
* * *
Солон, тебя я понимаю,
Но, извини, не промолчу:
Повелевать я не желаю,
И подчиняться не хочу.
* * *
Если ты не туповат,
Значит и не мотоват.
* * *
Приказы слушает и мат.
А что поделаешь — солдат.
Угроз — ну, полный камнепад.
А что поделаешь — солдат.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ
У друга день рождения,
У друга торжество,
Не времяпровождение,
Совсем не баловство.
Квартира вся из музыки,
Шампанское шипит,
А кто-то в брючках узеньких,
Над струнами сипит.
Пришёл Аркашка рыженький,
Подарка не принёс,
Но чувства словно лыжники,
Несутся под откос:
Сует не стопку красненьких, —
Дела, мол, неплохи,
Но сделанные к празднику
Хорошие стихи.
У друга день рождения,
У друга торжество,
Подарков наваждение,
Улыбок естество,
Подколочки и шалости,
От них бросит в дрожь...
Над рыжим потешались мы,
Да что с него возьмёшь.
* * *
Если ты такой герой —
Яму у крыльца зарой.
Потому что в эту яму
Сам влетишь, и будет сраму.
* * *
Дожил до белой бороды,
А все ступаешь не туды.
* * *
Баксами забит сарай,
Баксы есть — не нужен рай.
Но из этого сарая
Что возьмешь ты умирая?
* * *
Я демократов уважаю,
Но только так соображаю:
Парламент — это не эстрада,
Концерты там давать не надо.
* * *
Сократ погиб. Ксантиппа нет,
И проживёт ещё сто лет.
Пляши и радуйся страна —
Добавит гумусу она!
* * *
Говорят, что деньги – зло.
А без них в кювет свезло.
* * *
В поэзии не получилось?
Берись за прозу,
Сделай милость.
* * *
Конечно же, не в деньгах счастье,
А в том, чтоб выдавали чаще.
* * *
Строил мост один работник:
«Я и столяр! Я и плотник!»
Повалился вниз пластом
С недостроенным мостом.
* * *
Обещал огромный воз,
И в ладошке не принёс.
***
Странно, однако,
И как это так,
Рощу не рубят,
А щепки летят?
ДЕНЬГИ
Правда жизни, блин, проста,
Что без денег душно,
Это головой с моста
Где полно лягушек.
Слишком много значит секс,
В иномарке качка.
Но главнее секса... тэкс...
Ассигнаций пачка.
И не важно чёрный ты
Или желтонутый,
Важно чтобы черпануть
Покрупней валюту.
Чувствует себя скотом,
Беден кто на деле.
Были б деньги, секс потом,
Хоть с фотомоделью.
* * *
Узнаю Буша я в толпе любой:
Он мимо пробежит и хвост трубой.
Дело было классе в шестом. Писали мы изложение по Лермонтову, по рассказу Казбича о его лошади из "Героя нашего времени". Карагёз - помните?
Для Казбича Карагёз является верным другом, который не раз спасал его от верной гибели. Во время одного из набегов на русских за ним была организована погоня.
После проверки наша Майя Александровна (замечательная учительница! с каким терпением и доброй улыбкой учила она нас любить и понимать русскую литературу), как обычно, зачитывала классу перлы из изложений.
- А Виктор решил писать от первого лица. Вот послушайте:
"Я скакал на Керогазе. За мной гнались казаки. Керогаз подбежал к оврагу и задумался. Но думай - не думай, а прыгать надо, и Керогаз прыгнул. Передние его ноги зацепились за край оврага, а задние оборвались и вместе со мной полетели вниз. Ночью, очнувшись, я услышал, что по оврагу кто-то ходит и ржёт."
Дело было в самом начале лихих 90-х.
С продуктами в Питере напряженка, перебивались с бульонных кубиков на апельсины по госцене, поскольку картошка по рыночной была уже не по карману. Одна зарплата на семью, да и та - примерно 20 долларов. И тут привалило счастье - на углу Большого и Съездовской линии с лотка - красная рыба. Неразделанная, даже не соленая, и не здорово мороженая. И главное - вполне приемлемо по цене. Прихватил пару штук, принес домой.
Начали потрошить - в одной рыбине граммов 100 красной икры. Выложили на тарелочку, пошли в комнату, к телефону - звонить другу-рыбаку, имевшему опыт в засолке. Все выяснили, возвращаемся на кухню - а наш Мурзик влез на стол и доедает икру с блюдечка, долизывает, жмурясь от восхищения...
Ну что с ним делать! Посмеялись и простили.
***
Всякие бывают лохи,
Многие с брачком.
Умной женщине неплохо
С глупым мужичком.
Так как прыткий мужичок
Быстро смыться вострячок.
***
За всеобщим уважением
Ты, мой мальчик, не гонись;
Под высоким напряжением,
На земле такая жизнь.
***
Нет, Сенека, ты не прав –
Обстоятельства поправ.
Одного желания мало
На халяву хапнуть cала.
МАМОНТ
А где-то в вечной мерзлоте,
Откопан мамонт не проквашенный,
И я бы тоже так хотел,
Однажды смертью ошарашенный,
Чтоб через много-много лет
Вот так внезапно был откопан,
Стоял ученый чтоб совет
Моргалами своими хлопал,
И рассуждал, вертя мой мозг,
Как обувщик коробку с ваксой:
«Невероятно, как он мог
Еще и мыслить этой массой?»
А я тактично промолчу,
Держа по швам худые руки,
И возражать не захочу
Светилам будущей науки.
***
Будет всё у нас в руках,
И журавль, что в облаках.
И синиц писклявых свора…
Мимо пронесём вахтёра.
***
Нам что главное? - начать, -
В мясо жидкость закачать.
И за чистую монету
Протолкнуть парашу эту.
***
Уводил в либерализм
Молодости организм,
Стариковский произвол
Вёл в тупик. Ну и завёл.
***
Мы кормили крокодила,
Он просил всё время мыло.
Подавай потом мочало;
Вот его как раскачало.
И колош литых пар пять
Не мигая мог сожрать.
Кэ. Чуковского работа:
Научил всё жрать проглота.
***
Что б такое сделать, братцы,
Чтоб в истории остаться?
Ну, к примеру, может быть
Пушку–царь башкой разбить?
***
Человеку даётся талант,
А свинье - жмых, отсевки, отруби.
У свиней не рождается Кант,
Не случалось такого от роду.
***
Наобещать мы не горбаты,
Наобещали – не дела.
Синоптики не виноваты
Погода если подвела.
***
Вниз плюёшь с балкона,
Вопреки закона.
Не забудь, зараза,
Есть и стенолазы.
ТЩЕСЛАВИЕ
Вы тщеславие ругаете
В деда лысого и мать.
Одного не понимаете –
А не надо бы ругать.
Все в тщеславии до одури,
Умный кто, кто стебанут;
И на Висле и на Одере
Все тщеславием живут.
Скажете, что вам не нравятся
Восхваленья, наконец?
А супруга вами хвалится:
«Муж отличный и отец!»
На доске почёта мордочки –
Почитаний явныйвзбрык,
И сосед кричит из форточки:
«Эй, привет, передовик!»
Вот в газете местной рубрика,
Не жираф, не крокодил:
«Николай Петрович Рубликов
Обязался, победил!»
Лучшим людям пой «за здравие»,
Кадмию подлей, не хны…
Что ни говори – тщеславие,
Это не хухры-мухры.
***
Уступайте даме
Место даже в бане.
А в постели – даме,
Здесь решайте сами.
***
Здесь отшили, там отшили,
Потому как жизнь – бои.
Оставайся на отшибе,
Успокой мозги свои.
***
Не исчез рабочий класс
И крестьянство есть у нас.
Твёрдо заявил уже
О себе союз бомжей.
***
Наука всё-таки права:
Отрезать надо рукава,
Хотя б наполовину,
Чтоб удлинить штанину.
***
Из какого сора
Стих возникнет скоро.
Сору полквартиры –
Только для сатиры.
***
«Ножки Буша» есть в продаже,
Покупаем, что тут скажешь?
Но появится у нас
Скоро «Пряный папуас».
***
Бедных и богатых
Помирить? – куда там!
Многие пытались,
Да и обломались.
***
Мерзость ходит рядом с ложью,
Вместе легче выбрести.
Полстраны угробить можно
В маске справедливости.
***
Все довольны чётко,
Даром не скажи:
Сколько за решёткой,
Столько сторожит.
***
В Берлине стену завалили,
На сувениры растащили.
Ну, обнаглел совсем народ,
Оставил бы один пролёт:
Струёй мочи хотелось мне
Здесь расписаться на стене.
***
Материя не исчезает,
Хозяина она меняет.
***
Своя у обжоры муза,
Своя у обжоры – цепь.
Набить поплотнее пузо –
Ну, разве это не цель?
***
Узнаете вы скоро,
Кто нет, кто из дерма.
Знать много – это горе,
Да, горе от ума.
***
Нуль если на нуль помножить,
Получится нуль, стало быть.
И правду назвать ложью можно,
Но если её не любить.
Слышал я от ветерана про один случАй в Маньчжурии в 1945.
Наши идут вперед, танки оторвались, подвоза нет, бензина и соляры нет и взять негде - японский трофейный метиловый спирт, на котором японские "Зеро" летали, в баки не зальешь - только народ травился зазря.
Надо железную дорогу класть, хотя бы времянку без насыпи, но мешает знаменитая маньчжурская сопка - одна из многих. Главинтендант в унынии, саперы даже взрывами обещают снести за неделю, а важен каждый час.
Горюет интендант, водку кушает, думу думает.
Приходит к нему местный староста-китаец:
- Нацальника, цево слуцилося? А-ааа... хоросё, у саперов спросю...
Утром просыпается интендант от непривычного света - сопка глаза не застит. На остатках склона суетятся, как муравьи, китайцы с корзинами земли на коромыслах, саперы что-то на свежепроложенном пути со старостой обсуждают, рельсы блестят, вдаль тянутся...
Уж чем интендант потом того старосту ублажал, как отдаривался - мне то неведомо.
Прочел очередную статью про НЛО и круги на полях, и вспомнил забавную историю, случившуюся со мной на Мсте.
Просыпаюсь поутру, беру удочки – и на речку. Спускаюсь к заливному лугу, глянул сверху, а там…
Два отчетливых круга по траве, разного диаметра, и трава в одну сторону уложена. Я уже собирался за фотоаппаратом домой рвануть, но тут за кустами обнаружил третий круг – в центре вбит колышек, а вокруг него, постепенно наматывая на кол веревку, бродит по кругу пасущаяся лошадь.
Чего-то птички не поют,
лягушек нет, и жаба сдохла
в моём прудочке. Жаль: не юг
у нас, и лето - между вздохов
зимы и осени, как хрип
дождями кашлющей погоды:
почти что каждый день мокрит,
и ночи, как весной, холОдны.
А вот в Якутии жара,
а кто-то - на песке в Майами,
но не заманишь ни хрена
меня, «барачного», к Обаме.
Каких-то десять дней всего -
на солнце можно было жарить
шашлык и обгореть легко -
но задушила солнце жаба.
Погас надежды робкой луч
на лето, затерявшись в недрах
косматых жабистовых туч
ненастьем вспаханного неба.
Всё! Надоело! Продаю
квартиру, дачу: сыт по горло;
куда-нибудь на юг свалю,
арбузы где да помидоры…
Вдруг! Утром - голубая даль,
и солнышко мне строит рожи,
и воздух пахнет лесом – дар
бесценный матушки природы -
вернулось лето – благодать! -
от скуки избавитель шалый.
Нет! Не поеду никуда,
ещё помучаюсь, пожалуй.
Дело было в середине 60-х. Если кто помнит – эксперимент с 11 классами и обязательной производственной практикой. В Пушкине выделили под это дело бывший ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий для перевоспитания алкашей).
Станки там стояли уникальные, годов 20-х, если не раньше. Много было разнокалиберных, полученных по репарациям из Германии после войны.
Учили нас на токарей. Мастер, читавший нам теорию токарного дела, с утра приходил в класс, изрядно поправившись после вчерашнего, садился и начинал излагать:
– Точение деталей силиндррриссской формы… силин… силиндриссск…
На этих словах он ронял голову на стол и засыпал. Мы расходились к своим станкам. Детали были одинаковые и не менялись годами – какие-то втулки серого чугуна, так что после дня работы плевок на снегу был густо-черного цвета от летевшего при точении углерода (уж и не знаю, сажи или графита).
Техпроцесс был варварским: заготовка вставлялась в оправку на ходу станка и поджималась центром задней бабки. Как нам пальцы не поотрывало за два года практики – сам удивляюсь.
После обработки задняя бабка отпускалась, и деталь на всем ходу вылетала, обычно в поддон между направляющих.
Но у Володьки, одного из моих одноклассников, на его старой развалине поддона не было, деталь билась прямо в стальной корпус станка и вылетала обычно в сторону окна, закрытого решеткой. В решетке уже была изрядная дыра, но до поры она была меньше детали.
Володька несколько раз просил перевести его с этого «самострела» на какой-нибудь другой станок, но мастер то ли уперся, то ли забывал об этом по причине постоянно расстроенного здоровья. И вот Володька не выдержал, расковырял в сетке дырочку побольше, и, когда мастер проходил по территории мимо окон, освободил деталь. Та, срикошетив от станка, с победным свистом устремилась в окно, выбила стекло и, пролетев мимо носа мастера, с шипением упала в снег.
Через пару минут мы узнали много нового из богатых ненормативных запасов «великого и могучего», но Володьку на другой станок мастер перевел в тот же день.
** ** **
Там же, на выпускном экзамене. Просят меня назвать выложенные на столе резцы, и ехидно так улыбаются. Смотрю – ничего особенного: отрезной, прямой подрезной, правый подрезной, левый подрезной отогнутый, расточной, фасонный… а это что? На галтельный не похоже, остальные тут лежат… Ёлки зелёные!!!
– А это у вас зубило слесарное затесалось, его бы в сторону надо!
– Ну, тогда «пять»! Иди. Следующий!
Дело было на первом курсе. Объявили у нас конкурс на лучший перевод, а в качестве призов – зачеты по языку. Правда, заманчиво?
Ну, конечно же, я пошел. И конечно, там было полно выпускников языковых школ, знавших язык гораздо лучше меня. Но…
В своих расчетах я все же был прав: в качестве текста был дан отрывок из Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». Сюжет хорошо знакомый, и я, не долго думая, написал хорошее русское изложение по этому отрывку, время от времени сверяясь с опорными фразами в тексте.
Когда нас собрали для объявления результатов, я узнал много нового и интересного о художественном переводе. Вот, например, некоторые студенты, «не держась устава, аки слепой стены», создали по-настоящему удачный перевод, выдерживая не дословную букву, а стиль великого писателя, сумели передать мягкий юмор, который при дословном переводе у многих просто пропал.
«Репин, например! Вашу зачетку, пожалуйста. Отличное знание языка и умелый перевод! И это – на вечернем, товарищи…»
Надо ли говорить, что на английском я не появлялся до следующего года, где повторил тот же маневр с каким-то знакомым по русскому переводу текстом. И – с тем же успехом.
Вот потому я и не знаю английского. Все учились, а я прогуливал, пользуясь оценкой в зачетке. В анкетах, конечно, потом писал «английский со словарем», но со словарем я и с аварского переводил, и с немецкого, и с французского. А мой английский устный (проверено на выставках!) только итальянцы кое-как понимают. Потому что с ними на пальцах можно легче объясниться, чем в их версию «английского» въехать.
Дело было в конце 60-х. Учился я в ЛИТМО на вечернем, работал там же на кафедре химии.
И вот как-то сижу я в кабинете технического обучения, жду, когда экзамен по незнакомому мне немецкому закончится. А у нас там стояли такие супермашины для ускоренного опороса студентов – ящик с экраном, а внутри диафильм с вопросами. И в нижней части каждого кадра, не попадавшей на экран – темные или светлые прямоугольники, а внутри под экраном – фотодиоды.
Попал на правильный ответ (из 4 возможных) – получи зачетное очко. Перемотка – автоматом и в тёмную, подсказок не увидеть.
20 вопросов, пара ошибок – 5, дальше 4, 3, 2 – градации не помню.
Мне надо было перезарядить ленты к контрольной работе на завтра, но экзамен затягивался, и я решил посмотреть, что за вопросы стоят на моем «компьютере».
1. Найдите в этом предложении существительное
Ну, это несложно: то, что существительные в немецком выделяются заглавной буквой, я всё-таки знал. Нажал. Сработало.
2. Найдите здесь сложносочиненное предложение:
Даны четыре штуки с разным количеством знаков препинания. Посмотрел, что было бы в русском со знаками – нажал. Тоже правильно.
Отстрелял и остальные – там штук 15 было на чистую логику.
В результате промазал раза 3-4.
И тут вдруг препод оживляется и вещует: «Студент с пятнадцатой машины, подойдите с зачеткой! Четыре!» Подхожу, объясняю ситуацию. Не верит.
А в теорию вероятности верит? Отвечает, что верит, поэтому во второй раз такой фокус у меня не пройдет.
Сажусь и повторяю уже на «пять» - с учетом сделанных ошибок.
- Оценку ставить будете?
- Уйди, шаман!
Так и остался незафиксированным рекорд изучения немецкого на «пять» за полчаса.
* * *
Можно и башкой о сваю
Хама, черт его крути.
Лучше мести не бывает –
Отвернуться отойти.
* * *
По башкеобУхом
Даже ветер ухом,
И в глазах темным-темно.
Это жизнь, а не кино.
КУПИТЬ
Купить бы где диплом врача,
Ко мне бы все как саранча
Летели, даже кто бескрыл.
Я клинику б свою открыл:
И душу бы лечил и тело –
Довольно выгодное дело.
А стройка – это не больница,
На стройке надо шевелиться.
Не нравится мне быть прорабом…
И купленный диплом не надо.
* * *
Чем запутанней кино,
Напряженнее оно.
И сидишь ты как дурак
Средь погонь киношных, драк.
* * *
Без поганого ведра
Жизни не идёт игра.
А позволь тебя спросить:
В чём помои выносить?
* * *
Да не пей же ты, скелет.
Ухо слышит, горло – нет.
* * *
Бледный вид – уже примета –
Что настала благодать.
Превосходная диета –
Если нечего пожрать.
* * *
У бомжа особый статус
Полагается по штату:
Рваная одежа,
Содранная кожа,
Мусорные баки,
Спать, где спят собаки.
* * *
Матерных здесь стычек зной,
Разные дебоши.
Милый причиняют зло,
А не милый больше.
* * *
Собаки кучей просто так
Не собираются. Бардак,
Дебош там начинается,
Где секс их прикасается.
* * *
Мы коллективные животные,
На послушание охотные.
Но иногда бывает так -
На нас какой-то сходит мрак;
И мы всем стадом-коллективом
Вдруг отправляемся за пивом.