Листья кружат, поэтапно,
Медленно ложатся,
Скоро побегут по ним салазочки.
Сказка кончилась внезапно,
Не успев начаться.
Сказочки...
Иногда дарует нам жизнь
Сказки наяву:
Целовать ладонь, лицо и волосы,
Шевелить вдвоем, обнявшись,
Желтую листву
По лесу,
Не спеша, под крик нескромных,
Суетных ворон,
Что галдят как выпившие парубки,
От одной янтарной кроны
В миллионы крон
За руки...
Нынче я блуждаю сам,
Всего себя умяв
Под покров прокуренного ворота.
Очень жаль, что чудеса
Себя сужают в явь
Скоро так.
И бредут, как на расстрел,
Каменные ноги,
Шевеля листву с комками грязи, и
Воет ветер - менестрель
Грустные итоги
Сказочки.
Сидел я у костра. Смотрел на звёзды ясные.
Листал свою судьбу – от детства до сих пор…
И вспоминались мне друзья мои прекрасные,
А с ними – все дела, и каждый разговор.
Протопали года дорогами извечными,
А что ещё вдали – то ведает лишь Бог…
Моя простая жизнь, к несчастю – скоротечная,
И мой наступит час, как всей судьбы итог!
Прощу всех наперёд, уйду, а зори дальние
Останутся светить потомкам много лет.
… Приходят иногда мыслишки, ох, печальные,
Пока горит костёр и будится рассвет.
Да, мы живём сегодня в странном мире…
Где умных учит жизни идиот,
Где тот в фаворе, чьё безумство шире,
И тот у власти, чей поганей рот...
Ну, посудите сами – не кретины?
Иметь такой фантазии полёт:
Турецким лётчикам! Героев Украины!
За сбитый в Сирии! Российский самолёт!
Так можно разом всё свести к абсурду,
Из фактов сделать кашу, суп-пюре:
Ну, скажем, дать Героя Чили курду
Взорвавшему индусов в Анкаре...
Тогда пускай поруганной Пальмире
И Киев станет «город-побратим»…
Нет, явно мы не в том сегодня мире,
Которым видеть все его хотим…
Миссис Хадсон другой быть не может,
Очень шла ей роль милой старушки!
Ясно Ватсону, с Холмсом, доложит: -
"Лейстрейд к вам, господа, как из пушки!"
Юморная в картине "Подкидыш" -
"Бабка только водички хлебнула,
И какая-то сволочь (ты видишь?)
Моментально рояль умыкнула!"
А ещё роль премудрой Тартиллы -
Яркий образ! Какой добрый взгляд,
А чарующий голос: - "Всё было...", -
Рина пела, — "Лет триста назад!"
Тихим вечером, в лодке Харона,
И отправилась в путь, по волнам,
Свет покинула Рина Зелёная...
Так, в День Смеха, ушла к небесам!
Крик души: — "Не считайте великой,
А всегда вспоминайте… с улыбкой!"
Может ангелов нет. И не стоит сей темы касаться,
и грустить ни чему, вспоминая с тоской о былом.
Но тогда, почему неохота порой просыпаться,
если снится тебе, что укрыл тебя кто-то крылом.
Бесполезно искать, вороша груду прожитой пыли,
где, скорее всего, мы навряд ли отыщем ответ.
Мы не помним о них, а они нас безмолвно хранили
и, прощаясь навеки, смотрели нам с горечью вслед.
Мы же мчались вперёд, мы стремились всё выше и дальше.
Мы хотели расстаться с нам дареным в детстве теплом.
Мы завязли в распутице дел бесполезных и фальши.
Так чего же теперь безвозвратно грустить о былом?
.
/В артиллерии я, естественно, не того...
Поэтому основывалась на эмоциях. Уж извините/.
Тишина. Будто нету войны...
У Боржкá, окопавшись на склоне,
хорошо погостить у весны
две недельки в глухой обороне.
Грунт скрипит под напором лопат,
спины-дуги на солнцышке преют...
Но решил беспокойный комбат:
«Подавить за рекой батареи!»
Пусть:
. Гри́шин с Кýцым Сашею,
. врежут из Ромашино!
. А Вам, мол, Ваня Брóвщенко -
. уж быть корректировщиком.
Солнце всласть как и прежде пекло,
беспокоиться небо не стало...
Всё земное упрямо ползло,
всё что выше - нахально летало.
Седце мучила ржавая мысль,
заземляя красоты природы:
Вот и кончилась мирная жизнь,
не прошло (вашу мать!) и "полгода".
Ведь:
. Кто-то в баньке парится,
. а кто живёт - не старится...
. За что ж ты Ваня Бровщенко
. попал в корректировщики?
Жизнь и письма читай между строк, -
поговаривал Сýхарев Вовчик...
...улыбнулся комбат: "первый" - бог!
штаб - "второй", "третий" - корректировщик.
Встал, прокашлялся: "Мне бы понять...
где зарылись... Не знаю, признаться.
Твой квадрат - "38-05",
их (бог даст) - "38-12".
Коль:
. Полегла разведочка -
. ноченькой, без весточки,
. так знать, вам, Ваня Бровщенко,
. и быть корректировщиком.
Знаю, немцы с рассветом начнут.
Вижу зáдум штабных, как в живую:
упрядить, хоть на пару минут...
их поддержку накрыть огневую.
...умываясь водой ледяной,
ми́нул брод (не простая задачка)...
Где-то там впереди, за весной -
"38-05", Водокачка.
Эх:
. Хорошо солдатику
. с легкой в медсанбатике.
. И как ты, Ваня Бровщенко,
. влип в корректировщики?
Повезло, как не знаю кому.
Лезу в гору. Светает... Успею.
...что за ляд*, ни черта не пойму,
БАТАРЕЯ... ЕЩЁ БАТАРЕЯ!
Маскировка, посты по кустам...
Заприметили... Чую - попался.
"38-12" - вон там!
Так какого ж тут... фриц окопался?
Ишь:
. Притули́ли пушечки
. в Стрéльне на верхушечке...
. Но я ж проинспектирую
. и вас "подкорректирую!"
Небо алым зарделось едва,
три минуты до артподготовки...
Не успеешь моргнуть - как дрова,
срубит снайпер из чёрной винтовки.
...и в мембрану опять и опять,
чтобы было и мёртвому слышно,
я ору: "ТР-ррИДЦАТЬ ВОСЕМЬ - НОЛЬ ПЯТЬ!"
...
я ору: тридцать восемь - ноль пять...
...
Вроде вышло.
Уж:
. Вы братки́-ребя́тушки,
. отпишите матушке:
. мол, ваш Ванюшка Бровщенко
. БЫЛ КОРРЕКТИРОВЩИКОМ...
******
Кто дочитал до конца, тому от меня большое спасибо.
В результате мини – опроса среди знакомых, выяснилось следующее. Часть зрителей считают, что фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба» - это историческое кино, рассказывающее о становлении казачества. Другая часть, что это история трагичной любви. Я же поддерживаю точку зрения, что «Тарас Бульба» - это история о русском духе. Противоречивом, кипучем, могучем, который, не задумываясь, готов отдать жизнь за родную землю. О духе, который бьется искусным воином с неприятелем с одной стороны, но и допускает смертельные для себя вольности с другой. Например, напиться во время боевого похода до беспамятства, и в результате стать легкой добычей врага. Полагаю, это из цикла «умом Россию не понять». При этом русский дух являет миру чудеса стойкости.
Остапа, старшего сына Тараса Бульбы, с раздробленными руками и ногами, подвешивают на крюк во время казни. Неописуемая боль, но герой Вдовиченкова дал слово на плахе перед палачами, что, не смотря ни на какие страдания, мучители не услышат даже стона умирающего православного. И слово свое сдержал. А ведь это русский дух, подвергшийся лютой казни, висит живьем на крюке в лице Остапа.
Другой образчик русского духа кроется в характере младшего сына Бульбы – Андрея (Игорь Петренко). Андрей тоже храбр, искусен в бою. Но он более нежный персонаж. Интересуется науками, латынью, радеет за то, за что и мы радеем в 21-м веке: законы и их соблюдение, желание справедливого суда, понятности и стабильности. У Андрея понятие отчизны другое. Для него отчизна это то, чего ищет душа, что дороже для него всего на свете. Отчизной Андрея, по чудному зигзагу судьбы, стала полька, дочь главного врага казаков. В итоге он предал отца, свою землю, друзей, и даже память убитой поляками матери. И это тоже обратная сторона русского духа, духа ищущего, сомневающегося, подчас предающего.
Этому самому русскому духу в фильме, да и в жизни, свойственна общинность. Более того, Тарас Бульба обращается к казакам в те далекие времена словом «товарищи». Товарищ – это обращение еще пару десятков лет назад являлось основным на просторах бывшего СССР. В своей речи Бульба радеет за товарищество на русских землях. За братство. Не из тех ли времен тянутся корни Советской власти, колхозов, совхозов, государственной собственности?
Запорожская Сечь в фильме – некая модель такого колхоза. Беглый люд собирается в Сечи, у них ни кола, ни двора. Пьянящий запах свободы манит в Сечь, где охотно пьют, дерутся, тренируют военные навыки. Но это не мятежный и неуправляемый народ. В Сечи есть атаман, есть правила жития, даже зачатки суда. Правда, суда скорого, лютого. Обычное у нас дело: махнули изрядно други спиртного, по пьяни один казак ни за что убил другого. Жертву в гробу хоронят, но под гроб тот заживо замуровывают и убийцу. Обоих закидывают землей. Жестокая справедливость в головах с чубами при виде такой своеобразной слоеной могилы восторжествовала. Русский дух жаждет справедливости.
Русский дух влюбчив до беспамятства и помутнения разума. Андрей, младший сын Бульбы, разом и навсегда влюбляется в дочку главного врага – польского воеводы. Шел младой казак с хлебобулочным изделием, жевал его, чесал «репу», увидал красавицу и пропал. За свою любовь русский дух в лице Андрея готов жизнь отдать, отречься от отца, родины, исконной веры, простить убийство родной матери и даже рубить своих же собратьев. От любви русский дух слепнет и ныряет в эту самую любовь, как в омут. При этом знает, что, скорее всего, погибнет, но все равно погружается в нее с головой. Более того, над ним смеется и сам объект любви, но русскому духу и это нипочем. Девиз – либо все, либо ничего.
Русский дух великодушен. Бульба спасает от смерти стоящего одной ногой в могиле «жида», как сказано в фильме. Но на другом полюсе этот же самый русский дух в лице Бульбы изрекает историческое: «Я тебя породил, я тебя и убью!». И не пугает вовсе, а убивает-таки. Все тот же великодушный дух.
Детям смотреть фильм о русском духе «Тарас Бульба» противопоказано. Понятно, что 16-й век. Не с лютиками народы друг к другу в гости ходили. Но фильм изобилует сценами чрезмерной жестокости. Вспоротые животы, рубленные вдоль, поперек, сверху, вниз, по диагонали раны, отсеченные головы, конечности, раздробленные кости – всего этого с лихвой. Такого полно в современных криминальных программах и бандитских детективах. Куда ни глянь, всюду плоть россиянина режут, кромсают, вспарывают. Море крови в картине считаю перебором.
Спецэффекты и комбинированные съемки в фильме весьма недурны на фоне шквала кино и теле мусора на наших экранах. Правда, есть вопросы. Почему в сцене штурма крепости ляхи такие косые? Что ни лях на стене, то не может попасть с трех метров в лезущего по веревке казака. Глаза у ляхов обычные, не раскосые, но стреляют они как-то особенно криво. А вот удачный режиссерский ход – прыжки казаков прямо на конях в реку с обрыва. Даже за одну эту сцену фильм стоит посмотреть.
Теперь об актерских работах. Удивил Бортко другим Боярским. Вместо черной шляпы – чуб, вместо привычного Д’Артаньяна – француза, вполне убедительный казак. Интересное перевоплощение.
Владимир Вдовиченков отработал убедительно на протяжении всей картины. У Игоря Петренко сцена признания в любви не слишком удачна, как мне кажется, не поверил я ему, не убедительно. А вот сцена с пирогом, где он впервые видит красавицу-дочку польского воеводы и влюбляется в нее с первого взгляда, при этом, пытаясь неуклюже показать свою силу и удаль, ухватившись за колесо кареты, Игорю явно удалась. В грязь свалился он залихватски. Женщины в зале хихикнули, как и полька на экране.
Верю, что Тарас Бульба внешне был похож на Богдана Ступку. Многогранная работа украинского актера. Еще по талантливому перевоплощению запомнились братья, что прощаются, возможно, навсегда, когда половина казаков уходит из польских земель в Сечь, чтобы защитить ее от набега басурман, а другая половина остается. Маленький эпизод с эпизодическими актерами, но очень достоверно сыгранный двумя немолодыми мужиками с чубами.
Удивительна работа Бориса Хмельницкого неким мистическим и скорбным совпадением. В фильме он умирает со словами о том, что пусть пребывает в силе земля русская на долгие времена. Также спокойно подсчитывает, сколько ляхов он положил в битве, причем с математической точностью: «Семь ляхов саблей изрубил, девять – копьем». К сожалению, потом Хмельницкий умирает уже в реальной жизни, а русская земля, как он и говорил в фильме, живет и борется, как может.
Хотелось бы несколько слов сказать и о музыке к фильму. Вроде бы она подходит, но ощущение, что некий груз привесили к ушам, не покидало еще с полчаса после просмотра. Саундтрек получился слишком резким, бьющим по перепонкам, местами раздражающий.
В целом от просмотра картины осталось ощущение торжественности. Это насквозь патриотичный фильм с лаконично подобранным актерским составом. Ради этого ощущения убежденности в силу русского духа фильм следует посмотреть. Он прибавляет веры в Россию и, как ни странно, оптимизма, несмотря на потоки крови. Верится, что коли наши предки были такими стойкими, то часть той отчаянной храбрости и любви к земле русской все же передалась генетически и ныне живущим.
По пятибалльной шкале фильм тянет на твердую четверку. Зрелищность где-то на 3,5. Показать любовь, как мне кажется, не очень удалось – на 3 максимум. Юмор отсутствует, разве что черный, когда в немытое ведро палач бросает словно в баскетбольную корзину отрубленную голову. А вот за тематику картины, за идею взяться за непростого в экранизации Гоголя, за торжественность и своеобразный оптимизм создателей картины – твердая пятерка.
Трещит костёр, нам лица обжигая,
А мы поём под звездным небом мая.
Вновь кружка водки начинает круг.
Ты делаешь глоток едва, твой друг
Смеясь передаёт в золе картошку.
Закусываешь, пачкаясь немножко,
И обжигаясь дуешь на неё...
Костер погас уже давным давно.
Золу развеял ветер на рекою.
И черная проплешина травою
Конечно же с годами заросла,
А нас судьба по миру разнесла.
И мы корнями в новое врастали,
Учились, обживались, крепче стали
Порою становились, шли вперед.
Прошло лет двадцать пять уже. И вот
Решили, кто остался из живущих,
Вернуться хоть на день в тот май цветущий,
Разжечь на том же месте наш костёр,
Спеть песню под гитарный перебор.
И вот стоим и выглядим потешно,
Кто без волос, те лысину лишь чешут:
Мы наше место узнаём с трудом -
Теперь тут возведён элитный дом.
Гараж подземный джипы покидают.
Водители тяжелый взгляд бросают,
Тревожит средь двора наш странный круг:
"Как чёрта? Кто? Зачем? А вдруг...?"
Достали мы «Финляндии» поллитра,
Разлили...Кто-то крикнул:"Может в Питер
Ко мне махнём? На Финском дача есть!"
И засмеялся:" Там хоть есть где сесть!"
Тут подошёл охранник:" Чо забыли?"-
- "Да мы, приятель, счастливы тут были!"
Был строг наши визави: "Кто разрешил?"
Смутились мы: "Да просто, от души..."
"Ну что , в кабак поехали, бродяги?"
И мы пошли к метро широким шагом.
Сжимая крепко струн молчащих сталь
Пытался гитарист сдержать печаль...