ХОХМОДРОМ- смешные стихи, прикольные поздравления, веселые песни, шуточные сценарии- портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ - портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ

Новости Хохмодрома: лучшее из свежего: стр. 21

ХОХМОДРОМ
ХОХМОДРОМ ХОХМОДРОМ
НАЙДЁТСЯ ВСЁ >>>
СПРЯТАТЬ ТЕКСТЫ
ОБСУЖДЕНИЕ
НАШИ АВТОРЫ
Удачные произведения
Удачные отзывы
Добавить произведение
Правила сайта
РИФМОСКОП
Присоединяйся! Присоединяйся!
Друзья сайта >>
 
Новости сайта: лучшее из свежего: Стр. 21  Оцен.   Раздел   Дата   Рец.   Посет. 
 

Памяти Артиста

(Борис Гуревич)
 0  Новости сайта  2017-06-15  1  588
Москва поверила слезам...
 

ПРО ПЫТКИ ЧЕЧЕНСКИХ ГЕЕВ

(Лель Подольский)
 7    2017-05-26  2  698
В начале апреля в "Новой газете" появился материал, в котором говорилось о массовом задержании в Чечне жителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов опроверг данные газеты. Кремль заявил, что нет оснований сомневаться в информации, предоставленной главой республики Рамзаном Кадыровым.

МОСКВА, 26 мая — РИА Новости
. Международная правозащитная организация Human Rights Watch (HRW) опубликовала доклад о преследовании геев в Чечне. Он основан на интервью с потерпевшими мужчинами, журналистами и экспертами, сообщила РИА Новости его автор и программный директор организации по России Татьяна Локшина.
Европарламент принял резолюцию в поддержку геев в Чечне
При этом правозащитница отметила, что HRW обсуждает "свои выводы и рекомендации с официальными лицами в России и за рубежом, и с ключевыми международными организациями, включая профильные агентства ООН, Совет Европы и ОБСЕ".
Авторы доклада призвали зарубежные государства предоставить пострадавшим "безопасное убежище".

- Про зверства Вы в Чечне слыхали?
Про то в Европе СМИ писали:
Там геев местные пытали!
- Как?
- Да не замечали!
 

БЕРДЯЕВ и КРЕАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ

(Моголь)
 34    2017-03-17  10  854

Из разговора с Прохожим:
    Прохожий: Эх, Моголь ты Моголь, до чего ж ты докатился. А ведь некоторые считали тебя поэтом.
    Моголь: Кто такой?
    Прохожий: Например, сам Червивый.
    Моголь: Чё –та не помню.
    Прохожий: Ну, как же? Он так и сказал: «Глупее поэта Моголя я не встречал».
    Моголь: То есть, он имел в виду «выдающийся».
    Прохожий: Ну, да. Что-то в этом роде. А ты видишь как? Не оправдал. Оказался философом. И, по-моему, тоже «выдающимся».
    Моголь: А ты знаешь, Санек, я ведь, если по-чесноку, притворялся поэтом. На самом деле я всегда в душе хотел быть умным.
   Прохожий: Зачем тебе это? Лишние неприятности. Вот, посмотри на меня. Видишь, где у меня глаз?
   Моголь: Этот правый? Ну, да. На заднице.
   Прохожий: А пупок где, видишь?
   Моголь: Вижу, на затылке. Еще вижу, у тебя носа нет. Где он?
   Прохожий: Выбросил я его. Отгнил, сучий потрох, из-за сифилиса.
   Моголь: Да, но ты же всегда говорил, что это последствие кораблекрушения.
   Прохожий: Я врал. На самом деле это от большого ума.
   Моголь: Не верю я тебе. Сифилис не бывает от большого ума. Сифилис бывает от большой любви. Ты просто хочешь закопать мой талант. Вон и лопату приготовил. Зачем тебе лопата в космическом корабле?
   Прохожий: А мы что, в космическом корабле?
   Моголь: А ты что? Не видишь. Хотя да… Извини.
Прохожий: Да чо извиняться. Я вижу. Но вообще-то надо предупреждать. Я б тогда лопату не стал брать.
Моголь: Ну, раз взял, пригодится. Иди, накопай минералов на Луне.
Прохожий: Точно. Пойду накопаю.
Моголь: Ага, а я пока опубликую свой философский труд на Хохмодроме.



1.
   Если бы у «креативной философии» возникла потребность нарисовать икону своего пророка, то на ней следовало изобразить лик русского философа Николая Александровича Бердяева. Бердяев, бесспорно, является самым мощным подвижником «Русского Космизма», от корней которого и произрастает «креативная философия». Однако, на наш взгляд, труды Бердяева остаются недопонятыми и недооцененными. Вероятно дело тут в том, что персонализм Бердяева выглядит слишком иррациональным идеалистичным и экспрессивным. Философия Бердяева кажется заоблочной, а если быть точнее, то схожей с облаком, которое парит над землей, меняя внешние формы в зависимости от ветров перемен в атмосфере мировоззрений. Величественностью и красотой этого облака, разумеется, можно и нужно любоваться, но чтобы получить от него практическую пользу, необходимо забраться в него с губкой здорового рационализма и, впитав живительное содержание «обитателя небес», отжать оное на земную почву. Впрочем, вряд ли какая-либо губка способна впитать весь объем этого облака. Для подобной операции философия Бердяева слишком грандиозна. И все же «кретивной философии» необходимо проделать нечто похожее, как необходимо зеленым побегам орошение небесной влагой.
      Всякий, внемлющий Бердяеву, видит, как философ доводит свою мысль до максимальной высоты, порой даже до высоты, несовместимой с жизнью. Каждая его фраза это мощный взмах крыльев, которые возносят мысль, открывая глазам все новые горизонты истины, и далее влекут внемлющего в лучистый простор стратосферы. Неудивительно, что в какой-то момент внемлющий вдруг ощущает, что утрачивает привычное тяготение. У него возникает желание обрести почву под ногами. И значит, появляется сомнение в способности держаться на той высоте, куда вознес его автор.
    Знакомясь с Бердяевым, мы практически сразу понимаем, что перед нами не столько философ, сколько поэт. Да он и сам этого не скрывает. Напротив, Бердяев категорически возражает против наукообразия в философии, признавая истинной лишь «творческую философию», под которой разумеет свободный полет мысли.
    Говоря же о «творческой философии», автор как раз и ставит нас перед необходимостью забраться в его ранее упомянутое облако с известной уже критической губкой, чтобы извлечь все полезное для побегов нашей «креативной философии».
      Наиболее полно тему «творческой философии» и творчества вообще Бердяев исследует в своем сочинении «Смысл творчества». Конечно, было бы неплохо поставить задачей перед «креативной философией» освоить все пространство этой книги. Однако, хоть соблазн и велик, дело это представляется совершенно невообразимым. Бердяев из тех философов, сочинения которых желательно разбирать едва ли ни построчно, как это делают иные редакторы с поэтическими произведениями. Польза от такого многотомного труда сомнительна, ибо охотников ознакомиться с ним вряд ли сыщется. Поэтому мы возьмем в разработку самую маленькую, но по нашему мнению самую важную главу этой книги (буквально в десяток страниц из почти трех сотен), главу V1 под названием «Творчество и свобода”.
      Кстати, напомним, что не в правилах «кретивной философии» щадить автора или преклоняться перед его авторитетом. К нашему стилю, пожалуй, применимы известные слова сотрудника КГБ: « У нас генералы плачут, как дети». Зато мы всегда готовы выступить адвокатами автора и даже на его стороне там, где, на наш беспристрастный взгляд, он этого заслуживает.
2.
      Итак, в первых строках указанной главы Бердяев утверждает: «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается из свободы».
      И далее, по своему обыкновению, Бердяев начинает нагнетать эту мысль, подобно инертному газу в полость воздушного шара: «Когда мы говорим на нашем несовершенном человеческом языке о творчестве из ничего, то мы говорим о творчестве из свободы. С точки зрения детерминизма (предопределенности) свобода есть «ничто», она выходит из детерминированного ряда, она ничем не обусловлена, рожденное из нее не вытекает из предшествующих причин, из «чего-то».
    Разумеется, эта мысль нас немедленно вдохновляет и возвышает. И ошеломляет нас необычными видами на земную поверхность. Разве не здорово «творчество из ничего»!? Просто, из обыкновенной свободы!
    Но философ на этом не останавливается, напротив, продолжает набирать обороты нашего головокружения: «Творчество - необъяснимо. Творчество - тайна. Тайна творчества есть тайна свободы. Тайна свободы - бездонна и неизъяснима, она - бездна. Так же бездонна и неизъяснима тайна творчества. Те, кто отрицают возможность творчества из ничего, те неизбежно должны поместить творчество в детерминированный ряд и тем отвергнуть свободу творчества. В творческой свободе есть неизъяснимая и таинственная мощь созидать из ничего».
    Однако, стоп! Где-то мы уже слышали про творческую силу этого «ничего». Например, у Хайдеггера. Но у Хайдеггера «ничто ничтожествует и ничтожит». Если верить Хайдеггеру, «ничто» - есть воплощение «Ужаса небытия». Приближение к нему порождает страх, и именно этот страх перед небытием, по мнению Хайдеггера, становится источником творчества.
    Кроме того, представление о «ничто» достаточно хорошо разработано в демонологии, где оно является источником абсолютного зла и колыбелью дьявола.
      В нашей «креативной философии» «ничто» представляется в виде точки исчезновения, куда закручивается спираль «воронки небытия». Эта точка небытия сравнима с «черной дырой» в космическом пространстве. Как известно, «черная дыра» влияет на солнечные системы Вселенной, образуя Галактики в виде спиралей. Примерно, также «очаги ужаса» образуют поле влияния на объекты сознания в нашем микрокосме, выстраивая наше мышление в определенных алгоритмах и иерархиях. Все психологи и духовные учителя человечества сходятся на том, что от таких «черных дыр» разума следует избавляться. Правда, именно они, эти «черные дыры» «ничто», являются началом сознания, противостоящее разуму с помощью диалектики мышления, которое само по себе без разума - «ничто».
    Так что же это за свобода такая, которая соразмерна «ничто»? И почему это эволюция не является творчеством? Ничего себе нетворчество! Достаточно ознакомиться с произведениями эволюции, чтобы убедиться в обратном.
    Между прочим, английский инженер Р. Тревитик, запатентовавший первый в мире паровоз, изобрел его на основе тележки с паровым двигателем. А такая тележка в свое время появилась благодаря паровой машине построенной в ХV11 веке. Если признать изобретение провоза творческим актом, то совершенно очевидно, что одним из элементов творчества является преемственность. Этот пример не только доказывает, что эволюция – это творческий процесс, но и показывает значение в этом процессе других творческих принципов «креативной философии», таких как целесообразность, новизна, принцип преодоления и пр.
    Что же касается свободы как главного условия творчества, то она, конечно, не помешает, но все же ее роль в творчестве гораздо заметнее в стимулировании творчества некой абстрактной целью, которая в абсолютном смысле недостижима. К тому же, в стесненных обстоятельства, определяющих «принужденность к творчеству», творческая личность гораздо скорее применит свои способности.
      Французский философ ХV111 в. Этьен Кондильяк писал: «Свобода вовсе не заключается в решениях, независимых от воздействия предметов и от всякого влияния приобретенных нами знаний. Размышление предполагает наличие опыта и знаний. Следовательно, и свобода предполагает их».
    Так что, если мы с этим согласны, то источником свободы не может быть «ничто».
    Между тем, наш философ продолжает свой головокружительный натиск: «Боязливое отрицание творчества из ничего есть покорность детерминизму, послушание необходимости. Творчество есть то, что идет изнутри, из бездонной и неизъяснимой глубины, а не извне, не из мировой необходимости. Само желание сделать понятным творческий акт, найти для него основание есть уже непонимание его. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность. Желание рационализировать творчество связано с желанием рационализировать свободу.»
    Под напором такого пафоса кое в чем нам, конечно, приходится согласиться с автором. Например, с тем, что творчество «идет изнутри», «из бездонной глубины». Тут легко уловить антитезу Платону, полагавшего, будто идеи обитают вне субъекта, отказывая, таким образом, личности в его творческих способностях. Но вот, основания для творчества хорошо бы иметь. Ведь даже шутка, отпущенная не к месту способна вызвать недоумение, а то и серьезные последствия. Впрочем, возможно автор под словом «основание» подразумевает нечто иное, и потому мы «не понимаем» его «творческий акт». Вот и думай после этого стоит ли смириться с «неизъяснимостью глубины» его мысли или все же «рационализировать свободу»? Однако возможно ли это, рационализировать свободу?
    «Свобода - безосновная основа бытия, и она глубже всякого бытия, - восклицает Бердяев. - Свобода - колодезь бездонно глубокий, дно его - последняя тайна.» И тут же уточняет: «Свобода не есть царство произвола и случая в отличие от царства закономерности и необходимости…. Не понимают свободы те, кто считают свободным все, что порождается причинами, лежащими внутри человеческого духа. Свобода и нерациональна, и неприемлема. Поскольку дух человеческий входит в природный порядок, в нем все так же детерминировано, как и во всех явлениях природы… Детерминизм есть неизбежная форма природного бытия, т. е. и бытия человека как природного существа, хотя бы причинность в человеке была духовной, а не физической. В детерминированном порядке природы творчество невозможно, возможна лишь эволюция. Свобода и творчество говорят о том, что человек не только природное существо, но и сверхприродное.»
    Даже если оставить на совести автора «причины, лежащие внутри человеческого духа», то и тогда с этой «свободой» не все понятно. С одной стороны свобода «неприемлема». Но тогда что о ней говорить? С другой стороны, свобода - не «царство произвола», поскольку дух предопределен, запрограммирован, что делает невозможным произвол творчества, кроме как в сфере эволюции. Но наличие свободы и творчества у человека доказывает, что все сказанное прежде - чепуха.
    Не проще ли было сказать, что дух человеческий запрограммирован детерминированной природой на свободу и творчество. И вот с этим, пожалуй, мы согласны.
3.
    Но, похоже, Бердяев слишком опьянен свободой изложения, чтобы заботиться о линиях логики. Он так и говорит: «Тайна свободы отрицает всякую замкнутость и всякие границы». И далее: «К свободе прибегали для обоснования силы зла, а никогда не добра.»
    А вот это уже интересно. Действительно, почему же не «прибегали»? Может, потому что свобода добра ограничена всякими правилами, законами, рамками. Зато та «неприемлемая» и «нерациональная» свобода, к которой «прибегают» силы зла, не признает никаких условностей. И такая свобода, разумеется, удобный инструмент для агрессии, клеветы, лжи и прочих актов творчества со знаком «минус».
    Впрочем, автор всеми силами открещивается от такой свободы. «Свобода - положительная творческая мощь, а не отрицательный произвол, – уверяет Бердяев, - Отрицательное сознание своей свободы как произвола и есть падение, грех. Отрицательная свобода, свобода как произвол есть свобода бессодержательная, пустая. Хотеть свободы для свободы, свободы без цели и содержания - значит хотеть пустоты, уклоняться к небытию».
    Эге, значит, автор все же против злоупотреблений свободой. А то ведь мы чуть было не записали его в сторонники Постмодерна.
    «Есть две свободы, – продолжает Бердяев, - свобода божественная и свобода диавольская.   В грехе - свобода «от»; в творчестве - свобода «для». Свобода Адама семидневного творения иная, чем свобода Адама творения восьмого дня. Свобода нового Адама, соединяющегося с Абсолютным Человеком, есть свобода творческая, свобода, продолжающая дело Божьего творения, а не бунтующая против Бога в отрицательном произволе… Диавольская свобода и есть конечное и последнее противление Христу, т. е. истребление Человека и избрание пути небытия. Творчество диавола созидает лишь небытие: оно крадет у Бога для создания карикатуры бытия, ложного его подобия. Диавольская свобода и есть окончательная необходимость, последнее порабощение. Необходимость есть лишь форма свободы».
    Да, тут, конечно, с автором не поспоришь. И нам, разумеется, никак не подходит «диавольская свобода» в творчестве. Однако, как же нам различать эти свободы. Ведь мы помним замечание автора: «Тайна свободы - бездонна и неизъяснима, она – бездна». Различия по предназначению «от» или «для» представляются нам недостаточными. Кто ж не знает про «благие намерения», которыми «вымощена дорога в ад». Правда, в глубине души мы как будто понимаем, как определить божественную свободу, но все же тут мы имеем дело с философией, как раз и существующей для подобных процедур. Похоже, тут-то нам и пригодится «креативная философия». Ее «принципы красоты» позволяют размежевать истинное и мнимое творчество, а значит, и характер пространства их свободы. Напомним, что главным «креативным принципом» является «принцип дополнительности», любовь.
    Впрочем, Бердяев пытается обойтись собственными средствами, говоря: «Осмыслить зло можно лишь через внесение принципа развития в божественную жизнь … Свобода не есть сознанная необходимость, как учили германские идеалисты. Необходимость есть дурная, бессознательная свобода, свобода, не просветленная Логосом… Можно быть в рабстве лишь у того, что чуждо и враждебно. То, что близко и мило, то не принуждает. Любящие и соединенные - свободны, лишь враждующие и разъединенные находятся в рабстве и знают принуждение».
    По правде сказать, мы не знаем, как можно осуществить «внесение принципа развития в божественную жизнь» и почему свобода, как «осознанная необходимость» обязательно «дурная»?
    Тем не менее, последнее высказывание Бердяева воистину дорогого стоит. Ведь освобождение от «чуждого и враждебного» - само по себе творчество и даже настоящее искусство жить. И когда Бердяев говорит: «Необходимость - есть падшая свобода, свобода вражды и распада, свобода хаоса и анархии», нам кажется, что он тут же себе возражает следующем тезисе: «Подлинная свобода есть выражение космического состояния вселенной, ее иерархической гармонии, внутренней соединенности всех ее частей».
    Разве мы не знаем, что «космическое состояние вселенной» является образцом незыблемого порядка и самого откровенного детерминизма? Конечно, подобная гармония в нашем микрокосме может стать условием «освобождения» от всякого рода «чуждого и враждебного». Допустимо также, что отрегулированный микрокосм может оказаться продуктивным в смысле творчества. Но, во-первых, откуда нам известно, будто космический порядок возник без всякой необходимости? А во-вторых, где гарантии, что именно гармония является источником свободы?
    Стоп! А ведь Бердяев и не говорит про «источник свободы». Он говорит про «выражение» «подлинной свободы».
    Опять эта загадочная «свобода»! Она равна «ничто» и в то же время обладает таинственной творческой силой. Да, очевидно без нашей «кретивной философии» нам этот ребус не разрешить.
    Стоит напомнить, «креативная философия» исповедует «принципы красоты», одним из которых является «движение от сложного к простому». Поэтому для кого-то она выглядит слишком конкретной, не в пример сочинениям иных философов. Зато она предпочитает опираться на данные науки.
    Так вот, «креативная философия» утверждает, что творческой силой обладает энергия, а материя является чем-то, вроде сгущенной энергии. Это очень похоже на «окаменелость духа», о котором говорил Гегель. При этом материя приобретает такие физическими свойства и подчиняется таким законам развития, что достигает несоизмеримости с энергией, но не способна к самостоятельному существованию. То есть, материя является вещественным дополнением и выражением энергии.
   «Выражением энергии». «Выражение»! Вот оно, ключевое слова во фразе Бердяева: «… свобода есть выражение космического состояния вселенной…» Космическая гармония – это выражение Творческой Энергии Вселенной. Именно эту энергию имеет в виду Бердяев, когда говорит о свободе:   «Свобода не может быть рационализирована, она не поддается познанию рассудочными категориями, но в ней живет божественный разум».
    Энергия действительно незрима, и потому сравнима с «ничто». Но это совсем не то «ничто», о котором говорит Хайдеггер. «Ничто» Хайдеггера - это та самая «черная дыра», источник «Ужаса», диктующий «необходимость» сопротивления небытию, «падшую свободу, свободу вражды и распада, свободу хаоса и анархии». Конечно, «ничто» воронки небытия индуктирует совсем иной вид энергии.
    Кстати, темой философии Хайдеггера и Бердяева является творчество, но как мы видим, эти философы находятся на разных полюсах своих представлений об источнике творчества. Хайдеггер, будто следуя законам диалектики, склоняется к мистицизму, а Бердяев, воодушевленный свободой, уносится в сферы богоискательства и Христологии. Собственно, в этом и состоит отличие Европейской философии и Русского Космизма.
    Будто в намерении углубить эту нашу мысль, Бердяев, говорит: «Мир заколдован злобой и может быть расколдован лишь любовью».
    И действительно, наше сознание, будучи в плену тяготений «ничто», не в силах воспринимать всю красоту, все краски и радости внешнего мира. И только любовь способна расколдовать для нас этот мир. И в этом смысле особенно внятны слова Бердяева: «Любовь это творчество». Да, творчество и прежде всего потому, что любовь – «альфа» и «омега» в творчестве преобразования нашего внутреннего мира.
4.
    Однако, если быть последовательным, то стоит задуматься над тем, что является причиной нарушения гармонии нашего микрокосма. Иначе нет никаких гарантий новых его расстройств. Вот как на это отвечает Бердяев: «Скованность и порабощенность мировой иерархии существ подчиняет человека низшим, омертвевшим ступеням бытия, принуждает человека своим материальным отяжелением. Эта скованность, это отяжеление низших иерархий закрывает от нас творческую тайну бытия. Мир представляется нам в аспекте необходимости, омертвевшей и окаменевшей материальности».
    Это еще, как говорится мягко сказано. Не только материальный мир, но и современное общество с его иерархией ценностей «сковывает и порабощает» наш внутренний мир. Для этого у общества есть достаточно эффективных инструментов, в числе которых прессинг информации, диктатура законов, стандартов, стереотипов, материальные средства, общественное мнение, образцы поведения и облика.
    «Свобода от реакций на «мир» и от оппортунистических приспособлений к «миру» есть великое завоевание духа… Освобождение от «мира» и есть освобождение от греха, искупление вины, восхождение падшего духа» - говорит Бердяев.
    Но как возможно и возможно ли такое освобождение «от мира»? И Бердяев подсказывает нам один из таких путей: «Понятие индивидуализма все еще спутано и недостаточно выяснено. Иногда под индивидуализмом понимают освобождение индивидуальности от внешнего гнета, природного, социального, гнета установленной морали и установленной общественности. При таком понимании нужно признать положительную ценность индивидуализма».
    Однако соблазн стать на путь индивидуализма Бердяев самым беспощадным образом разбивает в пух и прах: «Всякая отъединенность, отчужденность от мира ведет к рабству у мира, ибо все чуждое и далекое нам есть для нас принудительная необходимость. Для индивидуалиста мир есть всегда насилие над ним… Индивидуализм есть опустошение индивидуальности, обеднение ее, умаление ее мирового содержания, т. е. уклон к небытию… Обладал ли свободой Пер Гюнт? Он судорожно утверждал свою индивидуальность и был лишен ее, он не был самим собой, личностью, был рабом необходимости».
    Действительно, если, отстаивая свою индивидуальность, постоянно реагировать на все вызовы внешней среды, то недолго стать рабом обстоятельств. Хотя, если честно, то и на этом пути есть много возможностей для творчества. Во всяком случае, индивидуалист может выбирать, что ему следует принимать из внешнего мира, а что отвергнуть. И если верить философской формуле, что «подобное познается подобным», то имея гармонию в своем микрокосме, индивидуалист может рассчитывать на познание гармонии во внешнем мире. Сам Бердяев об этом говорит так: «Внутреннее родство субъекта познания и объекта познания - обязательное условие истинного познания. Только свободный познает свободу, только творящий познает творчество, только дух познает духовное, только микрокосм познает макрокосм. Познавать что-нибудь в мире значит иметь это в себе».
   Как видите, индивидуализм не так уж беспросветен. Другое дело коллективист. Психологическое состояние коллективиста гораздо более зависит от обстановки и процессов в коллективе. И здесь уже выбирать, что принять, а что отвергнуть, и сохранить свой суверенитет далеко не всегда есть возможность. Для кого-то ее вообще практически не бывает, и индивид становится еще более «рабом необходимости», чем Пер Гюнт.
   К чести Бердяева, он учитывает и этот путь, говоря о сектанстве: «Индивидуализм оторванной кучки уже труднее преодолеть, чем индивидуализм оторванного одного… В психологии сектантства есть сверхличная магия, от которой нелегко освободиться. Вино сектантства пьянит, создает иллюзию экстатического повышения бытия».
    Так что, выходит, будто индивидуализм в плане свободы в чем-то даже предпочтительнее коллективизма. Однако у индивидуализма с разрешением вопроса «независимость от чего?» остро стоит вопрос «для чего?». Если только это будет свобода творчества для себя любимого, то для полноценного творчества здесь явно чего-то не хватает. «Креативная философия» вполне научно поясняет нам, что в таком творчестве не работает «принцип дополнительности», любви. Любовь к себе не в счет. «Принцип дополнительности» подразумевает дополнение личности чем-то несоизмеримым с ней. Лучше всего чем-то надличностным. «Бесконечно беден и бессодержателен человек, если нет ничего выше его, нет Бога, и бесконечно богат и содержателен человек, если есть высшее, чем он, есть Бог», - учит Бердяев.
    Вот тут-то и самое время оценить третий путь свободы, который предлагает Бердяев: «Всякий творческий акт имеет универсальное, космическое значение. Творческий акт личности входит в космическую иерархию, освобождает от мертвенной власти низших, материализированных иерархий, расковывает бытие. В своей свободе и своем творчестве личность не может быть оторвана и отъединена от космоса, от вселенского бытия».
   Проще говоря, Бердяев предлагает творческий путь личности, то есть универсализм. Напомним, что «Универсализм — этическое миросозерцание, противоположное индивидуализму; форма мышления, рассматривающая универсум как целое. В ряде религий под универсализмом также понимается убеждение в возможности спасения всех людей».
    «Индивидуальность и ее свобода утверждаются лишь в универсализме, - говорит Бердяев. - Зрелая и свободная воля направляет свой акт хотения, свое действие на космическую, божественную жизнь, на богатое содержание жизни, а не на пустоту».
    Конечно, Бердяев не был бы Бердяевым, если бы не ставил перед личностью сверхзадачи, такие, как например, следовать путем Христа, говоря: «Без Христа-Освободителя сама свобода должна казаться результатом необходимости. Свобода без Христа-Освободителя есть свобода старого Адама, свобода без любви, свобода семидневного творения».
    Но в целом, если отбросить пафос и поэтические метафоры Бердяева, то понятно, что усилия свободной творческой личности должны быть направлены на созидание красоты и любви в этом мире. То есть, в сухом остатке, а точнее в нашей губке мы не находим ничего революционного. Примерно о том же нам толкуют большинство философом мира, в том числе и наша «креативная философия». Впрочем, нас это вполне устраивает, поскольку «космизм» и «персонализм» Бердяева это еще одно свидетельство в пользу истинности «кретивной философии», ее этики, а также целей и задач.
5.
   Говоря же о целях и задачах «креативной философии», мы вновь должны прибегнуть к помощи Бердяева. Дело в том, что в наш рациональный и в то же время сумасшедший век созидание красоты и любви, задача весьма непростая. Ведь известно, где есть действие, там есть и противодействие. «Всякое дерзновение, всякий творческий почин дают чувство одиночества, непризнанности, перерастают всякую данную общность» – свидетельствует Бердяев. Между тем, как мы уже говорили, средства угнетения, порабощения и даже уничтожения у современного общества настолько мощные, что оно способно вывернуть наизнанку, завязать в морской узел, да и просто испепелить всякого подвижника, не говоря о том, что он может оказаться непонятым, непринятым, невостребованным. И в этом случае, даже если творческая личность не будет порабощена обществом, она рискует остаться в одиночестве. Но вот, что об этом думает Бердяев:      
   «Одиночество не есть отчужденность от космоса - оно может быть лишь симптомом того, что личность переросла данные состояния других и ее универсальное содержание не признается еще другими. Высшее одиночество - божественно. Сам Бог знает великое и страдальческое одиночество, переживает покинутость миром и людьми. Христос был одинок и не понят в своем пути».
    И все же, несмотря на то, что одиночество может быть «божественно», «покинутость миром» вовсе не является благом для «творческой личности». Ведь, как ни крути, творчество нуждается в аудитории, вожделеет быть востребованным, понятым, признанным. Так вот, цели и задачи «креативной философии» как раз и состоят в том, чтобы создать в обществе преимущество такого мировоззрения, при котором «страдальческое одиночество» творческой личности была бы сведена к минимуму, и наступил новый век, который Бердяев назвал «Мировой Творческой Эпохой».
      Не станем лукавить и подтасовывать факты, у Бердяева, конечно, свои особые представления о Мировой Творческой Эпохе. Он считает, что ведущей силой этой Эпохи должно быть обновленное христианство: «Христианство все еще было воспитанием несовершеннолетних, опекой над ними. И потому христианство не открыло еще себя полностью как религию свободы… Нынешнему возрасту человека, нынешним временам и срокам может соответствовать лишь религия свободы, религия дерзновения, а не страха… Несвободные не нужны Богу, не входят в божественный космос… Есть свобода, соответствующая творческой мировой эпохе. До того же была лишь свобода эпох закона и искупления».
    Конечно, «креативная философия» ничего не имеет против «религии свободы» и «дерзаний». И все же нам приходиться учитывать реалии современности, где идеальная свобода попросту невозможна. Мы должны смириться с тем, что существуют экономические, материальные, физические, социальные и прочие условия жизни человека. Поэтому наши требования к творчеству несколько снижены. Мы скорее разделяем следующую мысль Бердяева: «Творческую тайну бытия нельзя воспринять пассивно, в атмосфере послушания отяжелевшей материальности мира. Ее можно познать лишь активно, в атмосфере самого творческого акта». То есть, мы приветствуем всякое творчество, в том числе и коллективное, и творчество индивидуалиста, и даже попытку творчества, ведущую к «познанию» оного. Для нас важнее, чтобы это творчество было истинным, направленным на созидание добра, любви, красоты, природы и Человека.
    В конце концов, не всем дано быть подобным Христу. Притом истории известны другие пророки и изобретатели новых религий, но если судить по их «плодам», то далеко не всегда возможно признать их творчество истинным. Скорее уж скромного изобретателя паровоза мы назовем настоящим творцом. Впрочем, «креативная философия» настаивает на мнении, что всякий человек – творец по самой своей природе. Это объясняет, почему, познавая философию Бердяева, мы ее понимаем и вдохновляемся ею, несмотря на экспрессию, поэтическую форму и тайнопись. Ведь, как вы помните, «Познавать что-нибудь в мире значит иметь это в себе». (Н. А. Бердяев)
 

О наличности

(Стасюлевич)
 80  Про Хохмодром  2016-11-15  9  1281
«В прошлой версии
      один из читателей нарушил
      правила Хохмодрома о запрещении
      перехода на личности»
      Георгий из МО РФ

Если ты богат, успешен –
Не стесняйся, не грусти.
Я, ведь, тоже не безгрешен,
Всяко было на пути.
Если пахну я плотвичкой –
Добавляю коньячок,
Если сзади нет косички:
Значит, точно, мужичок.
Если денег нет «налички»
(Кризис, санкции, запой),
То пишу я Кексу в личку
«Между первой и второй…»,
Позвоню Леандру «Слушай,
На Медеу пригласи»
Он ответит «Жду с Танюшей.
Выходи, внизу такси»
Ну, а, если, вдруг забуду,
Как смеяться над собой,
Поумерю амплитуду
И отправлюсь в путь босой.
Подойду я к океану,
Крикну «Жора, подскажи!
Я таким, как ты, ***, стану…»
(Федуард, потише ржи)

P.S. Жора, если твоя фотография висит в общем доступе в Интернете, а мне каждую неделю LinkedIn предлагает наладить деловые контакты с тобой, то я посчитал возможным всех хохмодрян пригласить наладить контакты… Извините, если шо не так. У нас, у рыбаков-грузчиков, всё как-то попроще.
 

... каким будет 2017 год

(КВАнт)
 54    2017-01-08  4  790
{футур в конфитюре}

Жми сюда

Назад в будущее?!
:)
 

Можем повторить

(Моисей Гапонович Сусанин)
 4    2017-05-26  0  705
В телевизоре показывают Зюганова рассуждающего о праздновании столетия октябрьской революции. Сразу представляешь шествующих, пьяных и радостных коммунистов под лозунгом на красном полотнище гласящем "Можем повторить"
 

Музыка нас связала

(Durimar Karabasovich)
 72    2016-12-05  2  1248
Игорь Саруханов



Дорогие мои старики!
Дайте, я вас сейчас расцелую.
Молодые мои старики,
Мы еще, мы еще повоюем!

Жми сюда

Олег Газманов



Родники вы мои, родники,
К вам вернусь, где б меня не носило
И святою водою напьюсь
В роднике, прямо в сердце России.

Жми сюда
 

ПОХОЖЕ, ДОСТОЕВСКИЙ ПРАВ

(Моголь)
 76  Про Хохмодром  2016-10-29  4  1670

Если нет Федуарда на сайте,
Значит, Моголь трудился не зря.
Если нет Федуарда на сайте,
Сайт, как груша с дырой от червя.

Нет тут места жестокому Року,
Птицей вещей щебечет кулик,
Всяко лыко вплетается в строку
И исполнен гармонии бзик.

Нет голодных волков на оленей,
Не преследуют тигры овец,
Графоманы выходят из тени,
Наряжаясь в терновый венец.

Нет над миром недремного ока.
Освежает свобода эфир.
Пешки дерзко хватают за локон
Королеву и тащат в сортир.

Не таится охотник в засаде,
Зарядив метким словом ружье…
Если нет Федуарда на сайте,
То на сайте позволено все.
 

Стадион века

(Станислав Абрамов)
 16    2017-04-24  1  780
Наконец-то в Питере открылся стадион века. А кое-кто не сомневался
Жми сюда
 

Я в трауре

(Станислав Абрамов)
 66    2016-11-15  9  982
Я сейчас в трауре в связи с арестом солнца русской поэзии Алексея Улюкаева... Боюсь, как бы и меня не привлекли за ...
Жми сюда
 

Зрада в перемоге

(Владимир Якушев)
 18    2017-04-08  3  826

Бомбардировка военного аэродрома в Хомсе окончательно засвидетельствовала факт поддержки сирийских террористов террористами США. Небратья в восторге, но есть нюансы

Порошенко вновь запил
Зрада у Майдана
В НАТО Трамп возьмет ИГИЛ
Раньше Хохлостана
 

Осторожно, грабли!

(pan Kowalski)
 75    2016-08-14  18  1316
Уважаемые коллеги!
У меня складывается впечатление, что Хохмодром стоит на пороге нового витка борьбы с графоманией. Скорее всего, это результат смены поколений. Новое поколение собирается наступить на очень ржавые грабли. И его несомненно поддержат некоторые корифеи, грешившие этим в прошлом, так сказать, вспомнят молодость. Ничего неожиданного. Всё повторяется. Вопрос: а зачем?
Давайте вспомним, как с графоманами боролись в доинтернетную эру. Их не печатали. Но они всё равно прорывались правдами и неправдами. Не все, но многие. Сейчас этот барьер снят. Были попытки его воссоздать. Появились сайты с премодерацией, с претензией на элитарность. Но оказалось, что такие сайты-междусобойчики в условиях конкуренции нежизнеспособны.
Свобода публикации. Хорошо это, или плохо? Мне кажется, что скорее хорошо, чем плохо. С точки зрения медицины. Пусть они публикуют свою чепуху, если она не вступает в конфликт с законодательством. Это лучше, чем изводить своим "творчеством" друзей и родственников, добавлять работы психиатрам, или стать пьяницами и самоубийцами на почве непризнанности.
Но борьба с графоманией продолжается. И весь фокус в том, что она идёт не с явлением, а с отдельно взятыми графоманами. Как Горби воевал не с пьянством, а с водкой. Графомания непобедима в принципе. Как бы это не огорчало тех, кому она не нравится. Мы не геркулесы, а она не гидра. Она значительно сильнее. Какой вывод? Если чудовище нельзя победить, нужно его приручить, или научиться мирно жить с ним рядом. Для нормальных авторов она не опасна! Их она не сможет растлить ни при каких обстоятельствах. Поэтому можно её просто не читать. Отсутствие интереса к плохим произведениям снижает интенсивность поноса у графоманов. Они же для того и пишут, чтобы на них обратили внимание. А "борцы за чистоту" только делают им рекламу. А пародисты - ещё больше. Обращаюсь к вам! Не пародируйте бездарные стихи, пародируйте талантливые! А самое главное - нужно самим держать марку. Если автор, уже достаточно известный чем-то хорошим, начинает гнать ширпотреб, это же будут делать и начинающие (ему можно, а нам нельзя?) Я когда-то давно поднимал эту тему. Талантливый автор может позволить себе определённые технические вольности и нарушение традиций. Но по смыслу, образности, композиции, языку всё равно видно мастера. И эта вещь вызывает реакцию, трогает. А отсутствие мысли, даже с точными рифмами (стихи робота) не трогают. Восприятие стихов, а особенно юмора, крайне субъективно. Не торопитесь кричать "говно!" если что-то не понравилось. Может быть у вас самих что-то сейчас не так с Ч/Ю? Недавно, в обсуждениях я прочитал фразу. Звучит приблизительно так: "Если эту вещь промаркировать как гон, или 100% стёб, цены бы ей не было". Ребята! Вдумайтесь! Если нам (уже давно не чайникам в юмористической поэзии) нужно объяснять, где стёб, а где глупость, то что уж говорить о неискушенных?!
А теперь грабли:
Заведомо неэффективные приёмы борьбы с графоманией:
1. Дедовщина. Если автор впервые здесь появился, это не повод сходу его громить.
2. Доморощенная критика. Прежде чем учить жить, нужно самому что-то понимать. И делать это стоит, только если тебя попросили. Если в хорошей вещи увидел легко исправимый ляп, и не можешь удержаться, напиши сначала в личку.   
3. Неуместные и неудачные пародии.
4. Неаргументированные (и аргументированные тоже) заявления о бездарности конкретной вещи или автора (кстати, переходить на личности запрещено правилами на всех сайтах).
5. Смешение понятий тролль и графоман.
Есть борцы за «чистоту», которым нравится сам процесс этой «борьбы», независимо от результата. Хочется блеснуть эрудицией, изысканной (как им кажется) риторикой, гневом праведным. Полагаю, что своими блестящими произведениями они добьются большего, чем скандалами. Если же ситуация зашла в тупик, пусть скажет слово администратор.
Вывод: Есть самый лучший способ оградить своё чувствительное эстетическое обоняние от вони недостойных, я бы даже сказал, от смрада. Не читай того, кто три раза подряд тебе не понравился.

P.S.
Не претендую на понимание и согласие с моим личным мнением. Это только информация к размышлению. Если кто знает лучшие способы - милости прошу!
 

И и Я

(JulиЯ)
 64  О себе  2016-11-30  12  2193
В наш век развратно-толерантный
Не чёток смысл бытия.
Чтоб быть красивой (и понятной)
Добавлю к Jul я "и" и "я".

Во избежание всяческих недоразумений в дальнейшем :)
 

КУЙ БОНО

(Моголь)
 70  Про Хохмодром  2016-08-17  1  1222

Что в душе у моголей творится
Знаем только я, да Федуард


Прохожий, 2016-08-16 02:26:20

1.
Ночь. Закрыты двери на замок.
Бодрствует Дейтерий у экрана.
Комнату пронзил дверной звонок.
«Кто ж средь ночи прется? Очень странно.

Нежто бунт на сайте «Хохмодром»
Федька к власти рвется. Вот, зараза.
Благо, есть топорик под ковром
И наган в бачке от унитаза.

Но за дверью важные чины.
Кителя и каменные лица.
- Вы Дейтерий? Та-ак. Мы знать должны,
Что в душе ту Моголя творится?

- Моголь… Моголь… Вспомнил! Графоман.
Желчный тип, исполненный коварства.
- Именно, - растаял капитан. –
Дальше. В интересах государства.

- Да уж понял. Что же мы в дверях?
Проходите. Родине поможем.
Есть тут некий дядя из бродяг
С кличкой подозрительной «Прохожий».

Он, болтают, опытный шаман
С темным прошлым, видимо, расстрига.
Моголь для него пустой стакан.
Генерал шипит: «Доставить мигом!»

2.
«Знать бы, что у Моголя в душе?-
Тискал генерал свою макушку.
- Разрешите?! Схвачен на шоссе –
Доложил майор, - сосал гад сушку.

Завели мужчину в сапогах,
В драном полушубке, в рукавицах.
- Ну-к, - рычит майор. – Поведай маг,
Что в душе у Моголя творится?

Мужичок попятился слегка,
Раскрошил вокруг картошки клубень.
Покадил дымками из носка.
И давай лупить в цветастый бубен.

Вдруг он замер, выпучив глаза
И изрек: «Я слышу голос сферы.
Жаба жрет червового туза,
Отгружай помои в шифоньеры».

- Что за чушь? - скривился генерал.-
Дай-ка капитан шаману в ухо.
- Нет, - вопит мужик. – Я передал
Точно информацию от духа.

- Да какие духи? Нету их.
Принимаешь нас за идиотов?
- Как же нет? Вот, справка. Я не псих.
Мне же говорил на ухо кто-то.

- Стоп! - майор Прохожего прервал. –
Генерал, что скажете на это?
- Да я вижу, - сплюнул генерал.
Псих, конечно. В полушубке летом.

- Нет же. Ну, припомните слова.
Как там? В шифоньер грузи помои.
А теперь вот там, где голова,
Рядом с ухом. Это что такое?

- Точно, - догадался капитан. –
Про помои, ясно же Cui Ьопо!
На плече шамана таракан
Шевелил усищами проворно.

- Кстати, жаба ловит языком
Тараканов. Вот, им туз и мстится.-
Пояснив майор, шепнул тайком:
- Чародея срочно в психбольницу.

ЭПИЛОГ:

- Вот, что там! – послышалось от двери.
В комнату влетел в один прыжок
С ноутбуком радостный Дейтерий.
- Вот что там у Моголя! Стишок!
 

Хохмодромцы

(VladiSlav)
 84  Про Хохмодром  2016-09-04  6  1058
Первый раз самостоятельно
И ругать необязательно...

Долго фотки подбирал,
Комп гад взял, перемешал... :о)

Жми сюда
 

Итоги конкурса поздравлений с Дн ...

(Дейтерий)
 64    2016-08-15  4  1229
Уважаемые авторы,

Подведены итоги конкурса ПОЗДРАВЛЕНИЙ с ДНЁМ АВИАЦИИ Жми сюда.

I место Федуард Червивый Жми сюда, Бройлер Жми сюда - 66
II место Gameboy Жми сюда, Сегодня первым делом самолёты! Жми сюда - 63
III место Сергей Е. Жми сюда, Ну, а водочкой? А водочкой потом! Жми сюда - 60

Победитель номинации а лучшую рецензию - zdv Жми сюда, Re: 04. День Авиации Жми сюда - 24 балла.
Все рецензии по местам распределились ТАК >>> Жми сюда

Начиная с 4-го, места распределились так:

4. Олег Индейкин Жми сюда, С праздником, авиаторы! Жми сюда - 53
5. Владимир Котиков Жми сюда, Поздравление с Днём Воздушного Флота Жми сюда - 52
6. Актер Жми сюда, Поздравляю всех с Днём ВВС! Жми сюда - 48
7. САХ Жми сюда, Тосты, инсинуации в день авиации Жми сюда - 47
8. МАА2 Жми сюда, День Авиации Жми сюда - 44
9. Авада Кедавра Жми сюда, С Днем АВИАЦИИ! Жми сюда - 42 балла
10. Уралочка Жми сюда, В День Авиации не грех… Жми сюда - 42
11. Pilot Жми сюда, ВВС, ПОЗДРАВЛЯЮ! Жми сюда - 41
12. Сергей Маленький Жми сюда, Нет, авиацию я братцы не люблю! Жми сюда - 41
13. Варвара Графф Жми сюда, С Днем Воздушного Флота России! Жми сюда - 32
14. Ромашка Жми сюда, Крокодилы и День Авиации Жми сюда - 29
15. Takamisakari Жми сюда, Есть в человеке птица Жми сюда - 25

Искреннее спасибо всем участникам конкурса и поздравления победителям!
 

Райская жизнь в 2050 году.

(Окуляр)
 24    2017-02-09  3  841

Ах, как же прекрасно мы все заживём,
Устав ото всех изобилий,
Которые будут и ночью, и днём
Даваться без всяких усилий.

И места не будет хватать на столах
Стерлядкам, икре, поросятам
И пиву! И водочке!! Водочке, ах..!
Но...
в две тысячи пятидесятом.
 

ОТДЫХАЙТЕ, БРАТЦЫ...)))

(Тамара Кошевая)
 38    2017-02-12  5  852
Дяденьки и тётеньки, девочки и мальчики, поэты и поэтки!
С прискорбием сообщаю, что всё, что у меня водилось компьютероподобное,
как-то дружно затребовало ремонта. Причём, довольно серьёзного.
Поэтому отдыхайте от меня, родные мои, неопределённое время.
А я пока предамся.... ну, чему предамся, тому предамся, гы...))))))
 

Грустное письмо Компоту

(pan Kowalski)
 86  К подаркам  2016-05-28  6  2672
Стасюлевич мог бы мной гордиться.
Я исполнил дружеский обет,
И рискуя, вёз через границу
От собрата пламенный привет,
Фирменные рюмки из Кронштадта,
И значки, что наши дембеля,
Покидая армию, когда-то
Вешали себе на кителя,
Тельник бесшабашно полосатый,
Тот, что близок сердцу моряка,
И флакончик с ветром из Кронштадта,
И зовущим светом маяка.
Жаль, что этот свет уже не ярок.
Наступили горестные дни.
Слишком долго ждал тебя подарок.
Я вчера всё пропил. Извини...

Написано по пьяне на основе реальных событий.
 

ПАМЯТИ ПОЭТА ОЛЬГИ БЕШЕНКОВСКОЙ

(Лена Пчёлкина)
 78    2016-09-04  5  863

4 сентября 2006 года скончалась Ольга Бешенковская - большой, самобытный русский Поэт. Сегодня ровно 10 лет с той печальной даты. Отношение к Личности и её творчеству определяется тем интересом, который не угасает и после физической смерти.
У Ольги Юрьевны и по сей день тысячи читателей и почитателей. В августе этого года увидела свет книга, посвящённая памяти Ольги Бешенковской «И надломиться над строкой». В неё вошли не только подборки стихов Поэта из многочисленных её книг, но и отзывы читателей страничек О.Бешенковской на сайтах «Стихи.ру», «Проза.ру», поэтические посвящения, отрывки из эссе, воспоминаний, литературных исследований её творчества.
Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку стихов О.Ю.Бешенковской

***
Где-то там, на окраине занятой спешкой души,
В стороне от её и забот, и воскресного блеска,
В захолустье моем - столько неба... Лежи и дыши
Этим внутренним небом, другое закрыв занавеской...
Всё лежи, и дыши, и следи из-под лёгких бровей,
Как мелькают века и, казалось, бесплотное - зримо:
Вот зелёные рифмы звенят в окончаньях ветвей...
Вот осенние гуси спасаются в сторону Рима...
В синема синевы словно фильм повторяется миф.
А когда засыпаю (и вместе со мной - недоверье),
Рассыпается «РИМ»... Из него сотворяется «МИР»...
И спасают его тихим скрипом гусиные перья.
Прилунится перо на морозный квадратик листа...
Но нескромные – «вечные» перья, вы не были в небе.
И какое там небо - была бы хоть совесть чиста...
(Мы и в небо-то смотрим, волнуясь о взлёте и хлебе)
И когда нам лежать? Если только уже не дыша...
Но лежи и дыши, если век на мгновенье отпустит.
Пусть измотан твой мозг. Пусть промотана даже душа,
Кроме неба, которое светится там, в захолустье...

***
Я хожу по растеньям...
За что мне такие права?
Человек - неврастеник,
Но в чем виновата трава?
Ждешь у моря погодки,
Когда улыбнется - бог весть...
Только тяжесть походки -
Совсем не по адресу месть.
Это невыносимо:
Понять, что по жизни идешь,
Что трава - Хиросима
Под бомбами наших подошв;
Что ее униженье -
Твое возвышение, Пирр...
Что в основе движенья -
Невольно растоптанный мир;
И что мира основа -
Движенье по вечной канве...
...Это, в общем, не ново,
Но, Господи, - шаг по траве...

* * *
Каким ты будешь, будущий язык?
Один для всех - как музыка и небо…
Один для всех: для Фета и для Феба,
Для коренастых сеятелей хлеба
И бледнолицых пахарей музык.
Чем будешь ты, - рисунком или словом?
Ты ко всему заранее готов:
И молча в спектре вылиться лиловом,
И выразиться в запахах цветов…
Готов для всех признаний и наветов -
Дарить оттенки слуху и очам,
Готов своих пленительных поэтов
И утешать, и мучить по ночам;
А я - лететь к тебе издалека…
Хоть мой скафандр - фланелевый халатик -
Смешон в хрустальной готике галактик,
Но вдруг пронзит восторгом и охватит
Прикосновенье к тайне языка.
И зазвучат - и слышала не я ли -
Уже в моей языческой дали -
И борозда раскрытого рояля,
И клавиши подтаявшей земли…

* * *
Мы засиделись в детстве дотемна.
Унылы гаммы азбучной машинки.
Тысячелетних истин глубина -
Пристанище лягушки и кувшинки,
Щи кислые - как привкус наших дней,
Среди кастрюль, играющих в горелки...
Мельчает жизнь.
      Но в полночи над ней -
Совпавших тел сияющие стрелки...
И колонок, оторванный от белки,
Всё рыщет ёлку
      в химии огней...
...Ещё чуть-чуть - поверю в мир иной,
Не в миф, а в сказку бледно-голубую,
В лазейку эту, первую, любую...
(Безумствам всем - беспомощность виной).
Ну как же так...
      Ну пусть хотя бы так:
Как с тенью - тень, с растением - растенье,
Сольются строки в солнечном сплетенье
До боли были...
      Навзничь - и во мрак...
Как хорошо, что выключили свет -
Почти на том...
      На обморок похоже.
Не видно лиц.
И рвётся вон из кожи
Душа, которой - выдумали - нет.
Как жаль, что ночи наши коротки.
Как пахнет кофе - горький сгусток ночи...
И как щемит: ещё, вдвойне короче
И ночь его, и линия руки...

* * *
Что, явившись, познать и взрастить
На прожжённой земле?
Звука б отзвуком не извратить
Как берёзу – в золе,
Света – отсветом, жизнью – судьбы,
Жизни – смертью шута.
Хоть свистулька, хоть пафос трубы,
Лишь бы – нота чиста.
Да не застил бы свет бытия
Быт румяных калек...
Я – беспутная совесть твоя,
Мой безнравственный век! –
Где двухглавы осёл и орёл
На единой шкале;
Где над Зоей петля – ореол,
Над Мариной – колье.
Где над миской поднять головы
Косяки не велят;
Где последний музей синевы –
Новорожденный взгляд.
Девальвация Бога и спрос
На копеечный рай,
И под окнами – хрюканье роз...
(Только знай, удобряй).
Я не знаю, какой холодок
Под лопатку скользит...
Страшно только, что небо – глоток,
И что тело – транзит.
Чем такую судьбу выражать:
Реактивным мелком?
Мельком? И на крутых виражах
Стоном под языком?
Кисло-сладко дорогу бранить,
Не меняя билет...
Обрывается лайнера нить
Или ангела след?
Век мой сизый, тебя не виню.
Клюй с панели, как все.
В переулках и на авеню
Небо в звёздной росе!
Я сегодня такое смогу –
Океан переплыть!
Рвётся вена –
      к бумаге –
      в строку
Синеву перелить...

ПАМЯТИ ПОЭТА

Слава богу, что так, в Елабуге,
а иначе бы шли за гробом
равнодушно смурные лабухи,
каждый – нанят, и каждый – робот.
А в Париже или в Берлинии
провожали бы языками
злыми. Платьями – сплошь павлиньими.
(Время – бросить последний камень...)
Кто травил – тот бы первый – плаксою
над челом, что уже увенчано...
Если мазал при жизни ваксою,
возопил бы: «Святая женщина!»
Ты и так им, как Богородица,
отдала всё своё святое...
Не страдают от безработицы.
Не бывает у них простоя:
расшифровывают, печатают,
набиваются в фавориты...
Хорошо, что ушла, печальная,
прямо к Богу! – Без волокиты...
И - поклон тебе от поэзии.
И – ночной мой дрожащий шёпот...
Мне легко танцевать по лезвию:
у меня – твой бессмертный опыт...

* * *
Провинциальный мой покой
встревожит разве телеграмма…
Пригубить три бодрящих грамма
и надломиться над строкой…
Да не своей, а Мандельштама.
Наверно, я уже в раю,
поскольку так и представляла
обитель тихую свою,
где кружка, книжка, одеяло.
А если кто-то скажет: «Мало…» -
Глупец! Над бездной… На краю…
Спартанский, нет, германский дух,
нет, философия солдата
в любом бою: обнимешь брата - и рад.
И жизнь - жужжанье мух!
Вон, заплутавшая, одна
все бьётся в свет, слюду ломая…
Какая разница, какая
эпоха, непогодь, страна…
Немного красного вина,
немного памятного мая…
Вздохни. К окошку подойди…
А там - там целые романы:
голубоватые дожди,
голубоватные туманы…
И в белой плесени платаны,
как в седине… Как - позади…

Из цикла «Диагноз-последние стихи»

Цикл «Диагноз», это самые последние стихи, которые Ольга Бешенковская написала уже как прощание с жизнью, зная, что дни её земного существования практически сочтены. Эти страшные и прекрасные строки говорят сами за себя...
Алексей Кузнецов

* * *
Ну не торопить же эту дату...
Просто жить, любуясь на зверей.
Белка, лира тёплая, куда ты?
Мы с тобой придумаем хорей!
Сочинить бы солнечную книжку,
Чтобы листья на деревьях – в пляс,
Чтобы кошка в рыженьких штанишках
С холмика за домом поднялась...
Но опять нездешним острым светом
Взгляд мой тихий режет и болит.
Отчего суров Господь к поэтам,
А подонкам так благоволит?
Не ропщу – сравнив судьбу с другими,
Просто жжёт навязчивый вопрос...
Пусть моё бесхитростное имя
Станет маркой новых папирос:
Господа, курите на здоровье,
Пейте жизнь! Танцуйте в гололёд!
Опрокинет шприц с нечистой кровью,
Или в небе лопнет самолёт.
У Неё в богатом арсенале
Войны, наводнения, слова...
Ну а душу – как бы ни пинали,
Всё равно, упрямая, жива!
07.12.05

* * *
По н*** ангелы бегали
и оставляли следы,
лёгкие, розово-белые,
тоньше морозной слюды.
Яркое солнце ноябрьское
тихо за крыши скользя,
было похоже на яблоко,
так, что банальней нельзя.
Вот ведь какая идиллия,
если о жизни всерьёз.
Кремль, и Рейхстаг, и Бастилия
ниже, чем уровень слёз...
07.12.05

* * *
Что поделаешь, мы не бессмертны,
не бессменны, не пали с небес...
И судьбы голубые конверты
получаем с доплатой и без.
И теперь, в ожиданье итога,
усмехнусь, посмотрев на часы,
что грехи в бухгалтерии Бога
нерадиво кладут на весы...
08.12.05

* * *
Картинных галерей щадящий тихий свет,
Торжественный покой страстей, зажатых в рамы.
Как ясно на душе... Нас не было и нет.
И чей-то острый шаг – как зуммер телеграммы.
Мне живопись давно дороже, чем слова.
Я так и вижу рай: с ликующим паркетом...
Вот бабочка Дега... Вот мокрая трава...
А за окошком вход, оцепленный пикетом.
08.12.05

* * *
Я в белый коридор ступила,
      шелестя,
Отметив на ходу, что здесь не мел,
      а мрамор...
Один порыв – туда, где сын – ещё дитя,
Второй – туда, где ждут,
      обнявшись, папа с мамой.
Вот так бы и застыть:
      ни взад – и не вперёд...
На этой высоте – дыханье
с перехватом...
Невидимый другим
      пронзительный полёт,
Где чувствуешь себя
      смертельно виноватым.
09.12.05

* * *
Всё будет так же, как при мне,
хотя меня уже не будет:
щербинка эта на луне
и суетящиеся люди.
И золотое Рождество
с его цинизмом, китчем, сказкой,
и детской правды торжество
в тетрадке, названной «раскраской».
Мы наполняем трафарет
беспечной зеленью надежды.
Шальной прибой, полночный бред,
зимы весёлые одежды.
И вдруг в предчувствии конца
печаль под сердцем шелохнётся.
И от Небесного отца
лицо к земному обернётся.
Какой отчаянный бедлам
трудов и дней беспутно ленных...
И сердце рвётся пополам
на Здесь и Там, на две Вселенных...
09.12.05

* * *
Белка считала кошку мою – разбойницей.
Кошка считала, что белка была нахалкой...
А по-моему, в мире всё ещё успокоится,
упокоится, просвистев
в воздухе яркой скакалкой.
У меня уже очень мало осталось времени:
90-й Псалом звучит сурово и просто...
Разбирайтесь сами. Мне дороги оба имени.
Распахать бы поле, успеть бы посеять просо...

* * *
Мне опостылела кровать
И смирный саван шить...
Мне надоело умирать –
И я решила – жить!
Вернуться к прерванным делам,
К укладке кирпичей
Наперекор антителам
И выдумкам врачей.
Любой нарост – не больше гланд,
И, значит, скажем: нет!
Что знает бледный лаборант
О силе наших недр...
О сопромате от Стиха,
О рифмах начеку...
Проснёмся раньше петуха:
Весна, ку-ка-ре-ку!..
10.12.05

* * *
От первой строчки всё,
      от первой строчки...
Всё заморочки,
      и дойти до точки.
И вдруг себя увидеть из трамвая:
Живая! Ещё живая!
Ещё друзьям протягиваю руку,
Ещё успею выучить науку.
Залечь бы только с книжкой на диване...

Кто там шепнул: «науку расставаний...»?..

АЛЕКСЕЮ КУЗНЕЦОВУ

Любимый, прощай и прости,
Что мало стихов посвятила.
Сначала ссыхались в горсти,
Мерцая гордыней, чернила.
Потом наших дней круговерть,
Пелёнки, и плёнки, и гости.
И, кажется, столько стерпеть
Должны мы без приступов злости.
И вот роковая черта –
За ней не напишешь и строчки.
Любимый! Я больше не та,
Я вижу моря и листочки.
На ней, на черте роковой
Виднее любовь и разлука,
И если б Амур был живой,
Он выстрелил снова из лука.
24 августа 2006 года

Страничка О.Бешенковской на сайте Стихи.ру
Жми сюда
На сайте: Проза.ру.
Жми сюда

ПРОСЬБА ОТКЛИКНУТЬСЯ АВТОРОВ, КТО БЫ ПОДСКАЗАЛ, КАК СДЕЛАТЬ ИНТЕРНЕТНУЮ ВЕРСИЮ КНИГИ.
Можно мне в личку или личку Соломона Ягодкина (Алексея Кузнецова)
 

Полная версия романа ФАРТ

(Uri Pech)
 10    2017-04-07  0  730

Сегодня я впервые публикую полную версию моего живого романа-миньона "ФАРТ"
Обращу ваше внимание на то, что ранее опубликованные главы "ФАРТа" в конце каждой страницы сопровождаются музыкальными треками. К сожалению, при полной публикации этот акустический трюк бессмысленен. Кому же интересно после чтива прослушать треки, обращайтесь к разрозненным главам, милости прошу)) Но целесообразнее сначала не метаться, а прочитать всё целиком, этим вы мне доставите огромное удовольствие.
      Ваш Uri PECH))

    ФАРТ (часть первая)) Жми сюда
    ФАРТ (часть вторая) Жми сюда
 

Любовь не терпит посторонних гла ...

(Владимир Рудов)
 30    2017-02-14  4  860
Не помню точно, сколько лет назад, отмечая день рождения своего бывшего начальника, я в числе других гостей дождался торжественного выноса торта. И вот неожиданно для меня гости запели по-английски. Что именно, я догадался (поздравляли с днем рождения), но почему по-английски? «Так сейчас принято», − на мой недоуменный вопрос ответил сосед. Продолжать дальнейшие выяснения, как вы понимаете, было не место и не время…
    Недоумение же по поводу английского варианта поздравления объяснялось просто: я знал куда более величественный, а главное, наш отечественный вариант. Вы когда-нибудь слышали, как в православном храме возглашают «многая лета» именинникам? Мороз по коже! Да и не только в храмах. Люди, помнящие, откуда родом, любящие и ценящие свое, родное, используют именно это замечательное чествование, а не иностранные подделки.
    «Happy birthday» было только одним из заимствований, потоком хлынувших на нашу землю. Как из рога изобилия, посыпались «экшены», «ноу-хау», «пиар» и так далее и тому подобное. Но всех забил, пожалуй, день святого Валентина…
    Празднество из католических святцев приобрело у нас такой размах, какому могут позавидовать отечественные церковные и светские праздники. Понятно, что сделано это было во многом благодаря журналистской братии, которой только дай, любое дело доведет до абсурда. Но и народ как бы принял. Вернее, часть его, выдаваемая за весь народ.
    Праздник этот представлен как день влюбленных. Прекрасное чувство, и тот, кто его никогда не испытал, достоин жалости. Но речь сейчас о другом. У нас нет праздников, когда можно было бы выразить свои чувства «лицам противоположного пола»? Те же 8 Марта, День защитника Отечества, дни рождения… Говори – не хочу, дари – не хочу, поздравляй сколько угодно. Но – мало! И вот появляется еще «день влюбленных». Тут-то мы и подходим к главному…
    Автор этих строк прекрасно понимает, что его мнение о том, каким должно быть самое сильное и глубокое человеческое чувство, убедит не всех, поэтому он запасся мнениями «авторитетов». Первый из них Сергей Есенин:
      О любви в словах не говорят,
      О любви вздыхают лишь украдкой
      Да глаза, как яхонты, горят.
    Если Есенин не убедил, пойдем дальше. «Не любит тот, кто про любовь всем трубит» (В.Шекспир). «Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами» (он же). «Кто в состоянии выразить, как он пылает, тот охвачен слабым огнем» (Петрарка).
    Этот список можно было бы продолжить, но закончим высказыванием выдающегося педагога В.Сухомлинского: «Любовь − самое интимное и неприкосновенное чувство. Берегите тайны любви». Иными словами, если уж и говорить о ней, то так, чтобы не слышали другие, дорога другим в эту часть света заказана.
    Уже за неделю до установленного дня и неделю после на радиоволнах, в частности, наблюдается настоящий психоз. «Наша радиослушательница Яна просит исполнить для своего любимого парня Руслана песню…» «Для любимой девушки Юли Игорь…» Некоторые фирмы за определенную плату предоставляют всем желающим возможность подняться в небо с любимым человеком на воздушном шаре, чтобы там сказать «самые главные слова в вашей жизни». Эти же слова могут быть размещены на бигборде у дома любимой. «Пусть о ваших чувствах узнает вся страна!» − призывают фирмы. В этот день принято писать любовные записки, а дети в школе под руководством умных учителей вырезают из бумаги сердечки («валентинки»), которые потом вручат предмету своего воздыхания. Не тогда, когда подскажет сердце, не в подходящий момент, а именно сегодня, сейчас! Дело поставлено на поток, а значит все – нет больше тайны. Вместо нее разговоры на заданную тему, выставление чувств напоказ. Вы не испытываете неловкости? Я испытываю.
   

 

Два человека, два героя...

(Алеся-ДБК)
 54  День космонавтики  2016-12-09  2  1197

9 декабря 2016 умер первый американский астронавт…

Два человека, два героя,
Из разных стран одной эпохи –
Ловлю себя на горьком вздохе,
Печаль и скорбь в глазах не скрою…

Увы, не каждый из прохожих
Вам назовет второе имя –
Мы восхищаемся своими,
Наш кругозор весьма скукожен…

Вот это наши, здесь не наши!
Мы лучше, твёрже, мы могуче,
Когда мы в куче, мы всех круче! –
Такие вот идеи в каше…

Моя земля, а здесь чужая,
Замки, засовы и запоры,
И высоченные заборы,
И псы рвут цепи, угрожая…

На этой маленькой планете
Всё разлохмачено на части,
Взять больше всех – большое счастье,
И там Моё! И тут пометим!

Всё переделено… На деле
Наш глобус выглядит ужасно!
Как хорошо и как прекрасно,
Что Космос нами не поделен!

Без страха, сделав былью небыль,
Два смельчака шагнули к Звёздам –
Недосягаемым и грозным;
И покорилось людям Небо!..

Нет двух героев рядом с нами,
Они ушли, сломав границы,
Нам остаётся лишь гордиться,
Что и они, и мы – земляне!

Всем, кто уже умеет плавать,
И всем, кто учится летать,
Я предлагаю тихо встать
И помолчать… Героям память!
***
 

Узелок морали

(Моголь)
 36    2017-02-05  1  810

Ну да, мир остался на месте.
В морали все те же узлы.
Бесчестные требуют чести.
И здесь эталоном хохлы.
 

Чей туфля(?)...

(КВАнт)
 44    2017-01-05  1  713
{Ностальжи}

Привет

И факт, и комменты занятны

Жми сюда

Попутно
С Новым Годом!

Всех

 На страницу новостей 

Использование произведений и отзывов возможно только с разрешения их авторов.
 Вебмастер