ХОХМОДРОМ- смешные стихи, прикольные поздравления, веселые песни, шуточные сценарии- портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ - портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ

Новости Хохмодрома: лучшее из свежего: стр. 57

ХОХМОДРОМ
ХОХМОДРОМ ХОХМОДРОМ
НАЙДЁТСЯ ВСЁ >>>
СПРЯТАТЬ ТЕКСТЫ
ОБСУЖДЕНИЕ
НАШИ АВТОРЫ
Удачные произведения
Удачные отзывы
Добавить произведение
Правила сайта
РИФМОСКОП
Присоединяйся! Присоединяйся!
Друзья сайта >>
 
Новости сайта: лучшее из свежего: Стр. 57  Оцен.   Раздел   Дата   Рец.   Посет. 
 

Хохму грабют!!!

(С.М.5 Сергей Медведев)
 50  Новости сайта  2012-12-08  12  877
Дейтерий, я тут недавно анекдотами "выплеснулся", набрал, шутки ради тексты, у них уже другие "авторы"... Сказать, что мне плевать, я не могу. Я готов отдать Хохмодрому право на собственность, но чужой мрази я не приемлю! Есть варианты для сатисфакции?
 

Приятный подарок к Новому Году!

(АказямычЪ)
 42    2013-01-02  4  901
Новогодний подарок сделали - я и не мечтал.
Очень пронзительно получилось. Не думал, что именно из этого стише, можно сложить песню.

Жми сюда
 

Сон на 23 марта

(Old Hamster)
 8    2013-03-24  1  707

Не знаю, как в туманном и далёком,
И кто кому за что и где платил...
Но снился Меркадер мне с альпенштоком,
Который графство Беркшир посетил...
 

Результаты конкурса поздравлений ...

(Дейтерий)
 52    2012-12-01  6  1381
Уважаемые участники Конкурса поздравлений с Годом Змеи Жми сюда,
Подведены итоги.

Первое место получил РОМАШКА Жми сюда, стихотворение С Годом Каа! Жми сюда (23) - 107 баллов

Второе место - Станислав Абрамов Жми сюда, ФАНТАСТИЧЕСКОЕ поздравление на год ЗМЕИ Жми сюда (17) - 90 баллов

На третьем месте - Gameboy Жми сюда, С новым годом Змеи! Жми сюда (3) - 89 баллов

(Второе и третье места поменялись, когда добавилась коррекция баллов: считается, что все призёры поставили друг другу +2)

Спасибо всем участникам!

Произведения и призы перемещены на страницы их авторов, стихи также собраны в руб
Читать дальше >>
 

На смерть Ильи Олейникова…

(Скучный Автор)
 58    2012-11-15  0  813
Судьба сразила, мимоходом,
где «Городку» - упрёк – не впрок,
столь преждевременным исходом,
через уход…- Видать, твой срок,
был установлен роком, свыше,
к порочной срочности забот,
когда клише, по жизни, в нише,
с избытком, душу, всю, берёт…
А то немного, иль немало,
к потоку бесконечных лиц,
внимающим, теперь, устало,
угасший свет былых зарниц…,
запали ныне что, в глазницах,
поникших, всуе, навсегда…
Но ведь блистали, всё же, в блицах,
ведь городишек – череда!!!
И пусть, судьба, твоя, чертовка
( А как её ещё «покрыть»? ),
уж не услышит: «Чистокровка...» -
«И смог фамилию сменить!?»…,
коль ты усоп…- ей – всё едино…-
средь оскорблений…, иль похвал…,
когда лишь памяти кручина
возводит скорбный пьедестал…
А ты же – в ликах, как в мгновениях,
устало, сверху вниз глядишь…
и жизнь, что мчит в поползновениях,
чрез смех, уже не бередишь…
И удалившись, столь степенно,
от прошлой прозы-суеты,
судьба, на мир, в морщинах, тленно,
глядит, с улыбкой, чрез цветы…,
с усами, что вершат объятия,
но будто презирают хворь…,
ведь воскресают, как распятия -
в каштанах кишинёвских зорь…,
где южный брег, вдали оставшись,
в счастливых ликах юных лет…,
вновь вспоминает, показавшись…,
но жаль – тебя в живых уж нет…
 

Ещё совсем, совсем немного

(Уралочка 😷)
 42  Про Новый Год  2012-12-31  0  1118


Ещё совсем, совсем немного
И он войдёт в наш дом...   
Нас, тотчас, с самого порога
Не холодом - теплом
Одарит самый настоящий,
Красивый Новый год!
Пока пусть молодой, блестящий,
Лишая нас забот,
Он принесёт не только счастье -
Здоровья короба!
Поднаторев, своею властью,
Изменит мир слегка,
В котором будет необычность,
В отличье от других -
Исчезнет будней прозаичность
В деяниях благих!

30.12.12
 

НОВОГОДНИЙ ЭФИР

(ФИЛИН)
 36    2012-12-31  0  1002

В канун Нового года, 29 декабря, на радиостанции "Мир" состоялся эфир программы "Пионерская зорька", в которой приняли участие члены "Общества Весёлых Поэтов" Татьяна Кормилицына, Дмитрий Фролов и ваш покорный слуга. Послушать фрагменты эфира можно перейдя по ссылке внизу.
Всех с Новым годом!
P.S. Четвёртая на фото - ведущая программы Инна Поцелуева.

Звукозапись ОВП на Пионерской Зорьке Жми сюда
 

ИМЕЮЩИЙ УШИ ДА УСЛЫШИТ

(ФИЛИН)
 38    2012-12-13  2  1161

Радиостанция «Мир» запустила программу, а точнее флеш-моб «Пионерская зорька», постоянным участникам которой стало «Общество Весёлых Поэтов» в составе Дмитрия Фролова (Gameboy), Татьяны Кормилицыной (Таня К.), Владимира Гаврикова (Klock Marley), Владимира Городзейского (Test-pilot) и некоторых других. Эфир программы проходит каждую пятницу с 6 до 10 утра (ОВП звучит где-то после 9 часов). В ближайшую пятницу (14 декабря) кое-кто из поэтов будет приглашён в прямой эфир. Участие поэтов также запланировано в новогоднем эфире – 29 декабря.

Ссылка на эфир от 14 декабря 2012 года:
[link]Жми сюда (0 kB)|Звукозапись ОВП на Пионерской Зорьке 14 декабря 2012 года[/link]

И совсем уже скоро (может быть на следующей неделе) на радио «Юмор-ФМ» стартует рубрика под рабочим названием «Непечатное слово», в которой стихи представителей «Общества Весёлых Поэтов» будет декламировать великий и ужасный Никита Джигурда! Предположительно 4 раза в сутки его «слащавый» тембр будет осквернять уши всех, кто настроится на волну «Юмор-ФМ». Помимо весёлых поэтов в проекте участвуют авторы «Красной бурды».



И ещё, в довесок. В декабре на радио «Шансон» состоялась запись одной из авторских программ Татьяны Устиновой, в которой приняли участие Владимир Городзейский, Владимир Гавриков и ваш покорный слуга. Эфир передачи состоится 27 марта 2013 года.

 

Ладно, я пошутил.

(Моголь)
 16    2013-03-09  3  797

Жми сюда
 

Наталья Шевченко/Очкур ???

(Стасюлевич)
 28    2013-02-06  2  1176
Киевляне, что вы знаете о поэте Наталье Шевченко/Очкур?
Не могу найти о ней информацию и её стихи (кроме "Я женщина"):

Я - женщина, и, значит, я – актриса,
Во мне сто лиц и тысяча ролей.
Я - женщина, и, значит, я - царица,
Возлюбленная всех земных царей.

Я - женщина, и, значит, я - рабыня,
Познавшая солёный вкус обид.
Я - женщина, и, значит, я - пустыня,
Которая тебя испепелит.

Я - женщина, сильна я поневоле,
Но, знаешь, даже если жизнь – борьба...
Я - женщина, я слабая до боли,
Я - женщина, и, значит, я - судьба!

Я - женщина, я просто вспышка страсти,
Но мой удел - терпение и труд.
Я - женщина, я - то большое счастье,
Которое совсем не берегут...

Я – женщина, и этим я опасна,
Огонь и лёд на век во мне одной.
Я - женщина, и, значит, я прекрасна
С младенчества до старости седой.

Я - женщина, и, значит, все дороги
Ведут - ко мне, а не в какой-то Рим...
Я - женщина, я - избранная Богом,
Хотя уже наказанная Им...

Сбросьте ссылку, плиз.
 

КАРТИНА РЕПИНА 2 (подражание Гео ...

(Моголь)
 36    2012-12-30  9  940
В связи с написанием Геомом картины Ильи Репина: Жми сюда я тоже решил покаяться в похожих злодеяниях и заверить граждан Хохмодрома по примеру бывшего Сусанина в том, что:
Своим приходом я избавляю правоверных авторов от нападок двух бессовестных негодяев: Ф. Червивого и Прохожего. Их отныне не будет. Будет Моголь.
 

Читательский рейтинг 2012 года

(Ильх)
 36    2013-01-02  5  851
Давно не брал я в руки калькулятор.
Принцип расчетов можно посмотреть в прошлых рейтингах.
Участвуют авторы количество читателей у которых не менее 100000
и личный рейтинг не менее тридцати. За каждые 100000 читателей к рейтингу добавляется 0,1
Авторы не ставившие в 2012 году произведения в рейтинге не участвуют.
Авторы-миллионеры участвуют независимо от личного рейтинга.
А также авторам добавляется к рейтингу:
2004 года - 1,0
2005 года - 0.9
2006 года - 0.8
2007 года - 0,7
2008 года - 0,6
2009 года - 0,5
2010 года - 0,4
2011 года - 0,3
2012 года - 0,2

1. КсюХа      6,76
2, Георгий Щебланов      5,69
3, Izverg (Андрей Бударин)      5,26
4,Будяра (Андрей Хабров)      5,21
5. Варвара Графф      5.03
6. Игорь Алексеев      4.542
7. Шустрая      4.54
8. Khvorost      4.27
9. Федуард Червивый      4,16
10. MAA2      3.96
11. Станислав Абрамов      3.81
12. sitnianski      3.63
13. В Рот Компот      3.55
14. .....      3.54
15. Олаф Сукинсон      3.49
16. Девушка без комплексов      3.35
17. Sander`S      3.14
18. Алексей Березин      3.12
19. primo      3.1
20. Текила      3.1
21. pan Kowalski      2.97
22. Ирма Каллер      2.94
23. Камикадзе      2.9
24. Gameboy      2.72
25. Леандр (Волков Станислав)      2.7
26. Хи-хи      2.58
27. ЗЕВС      2.57
28. Иногда      2.56
29. Олегыч      2.55
30. Владимир Бояновский      2.5
31. Yu      2.48
32. Сидор Петров      2,38
33. Идуся      2,32
34. Перловка      2,26
35. Михаил ЯР      2.19
36. Саратовская гармонька      2,1
37. Мелисса      2.09
38. Олег Боготольский      2,08
39. С.М.5      2,04
40. Александр Кукушкин      2,04
41, Ржавый Ю      2,02
42. Durimar Karabasovich      1,99
43. Test-pilot      1.92
44. Ромашка      1.91
45. Geom      1,9
46. Александр Мерзляев      1,85
47. Белка      1.82
48. Праведник ГРЕШНЫЙ      1.8
49. Сергей Беседа      1.78
50. Семецкий Юрий      1.75
51. Игорка      1.7
52. Николя Бузотэр      1.65
53. Tarkus      1.542
54. Conini      1.54
55. юрок      1.35
56. Stebo      1.34
57. ВиАлАнт      1.22
58. Хм      1.12
 

Рифма

(Стасюлевич)
 15    2013-03-03  8  1428
Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Левизна Пушкина в рифмах*

(Впервые опубликовано: "Печать и революция", 1924, март - апрель)
- 1 -

В истории русской рифмы существует резкий перелом, наметившийся лет 15 тому назад. Принципам рифмы "классической", - той, которой пользовались последователи и эпигоны Пушкина, футуристы противопоставили принципы "новой" рифмы. Сначала то были неясные, неоформленные искания, часто сводившиеся к тому, что новые поэты просто небрежно относились к рифме, позволяя себе пользоваться созвучиями очень приблизительными, ассонансами весьма сомнительными. Но понемногу характер новой рифмы стал приобретать совершенно точные очертания. Из стихов В. Маяковского, особенно же Б. Пастернака и И. Асеева, можно уже вывести определенную теорию новой рифмы. За последние годы эта новая рифма получает все большее распространение, усвоена, например, большинством пролетарских поэтов и покоряет постепенно стихи других поэтов, футуризму по существу чуждых.

______

* Предлагаемая статья была прочитана мною, как доклад, в "Кабинете поэтики Литературно-художественного института" и в Пушкинской секции Академии Художественных наук. Моими оппонентами было сделано мне немало ценных указаний. Среди них я особенно должен отметить замечания Mux. Абр. Гершензона (младшего, студента Л.-X. института). Так как М.А. Гершензон, при исследовании рифм Пушкина, стоит на совершенно иной, нежели я, точке зрения (притом очень интересной), то я не могу привести здесь его возражений полностью: это значило бы написать другую статью. Но в тех случаях, когда замечания М.А. Гершензона сводились к поправкам и дополнениям моих положений, я привожу далее эти замечания в подстрочных примечаниях. В.Б.

______

Различие между рифмой "классической" и рифмой "новой" вполне явно. Классическая рифма, рифма преемников Пушкина, обращала исключительное внимание на тождество или сходство ударных гласных в двух словах и тех звуков, которые за этими звуками следуют вправо, т.е. на конец слова. Например, для Ап. Майкова были вполне точными рифмами: благость - тягость, ворот - год, и т.п. Новая рифма, сохраняя требование тождества или сходства ударных гласных, допускает значительное несходство звуков, следующих за ними, т.е. конца слова но зато требует совпадения или близкого сходства звуков, стоящих влево от ударного, т.е. звука, идущего непосредственно перед ударным, так называемого "опорного", а также и части звуков, предшествующих ему. Например, Б. Пастернак рифмует: продолжая - лужаек, померанцем - мараться, кормов - кормой, чердак - чехарда, подле вас - подливал, и т.п.

Теория классической рифмы из числа звуков, стоящих влево от ударного, обращала внимание лишь на один, непосредственно предшествующий, "опорный", притом исключительно на звук согласный ("опорная согласная", "соп-sonne d'appui"). Необходимым согласование опорного согласного признавалось только в мужских открытых рифмах, т.е. в словах, кончающихся на ударную гласную. Таковы, например, рифмы А.К. Толстого: в пыли - вознесли, красоты - цветы, и т.п. В других случаях согласование опорной согласной считалось роскошью, называли такую рифму "глубокой" (что терминологически неправильно или, вернее, неудобно) и пользовались ею лишь в исключительных случаях. Например, для А.К. Толстого типичны рифмы: голубой - корой, домы - переломы, и т.п.

Новая рифма, разрешая различие конечных звуков слова, непременно требует согласования звука опорного, все равно гласного или согласного, и тем большего совпадения звуков влево от ударного, чем больше различие в окончании рифмующихся слов. Иначе говоря, новая рифма выдвинула в рифме значение доударных звуков, стоящих влево от ударного. Практика показала, что совпадение этих звуков действительно крайне усиливает созвучие слов, делает их созвучными даже при несходстве окончаний. Отсюда был уже один шаг к тому, чтобы в рифмах, где окончания совпадают (как в классической рифме), тоже искать совпадения доударных звуков. У того же Б. Пастернака находим рифмы: истолку - потолку, кружевных - уж и в них, твой - плотвой, стрелки - тарелке, керосине - серо-синей, марина - комариной, и т.п. Добавим, для характеристики новой рифмы, что она допускает перестановку (метастазу) звуков, предшествующих ударному, например: мандарина - гордыней, знакомств - замком, и т.п.; идя далее, новые поэты допускают даже при согласовании левых, доударных звуков, неточное совпадение ударного, например: репейник - терпенье, разбою - разбойник и т.п.

Ныне распространенные теории рифмы все стоят на принципах рифмы классической, т.е. согласования только звука ударного и стоящих вправо от него. Так определяют рифму стихологи немецкие, французские, английские; им следуют и русские теоретики. Этими же принципами руководится и автор новейшего обширного труда о рифме В. Жирмунский ("Рифма, се история и теория". Пб., 1923). Определенно формулирует эти принципы автор другой недавней работы о стихе Б. Томашевский ("Русское стихосложение". Пб., 1923). Он пишет: "В общем случае состав рифмы слагается из ударного гласного и замыкающих звуков. В частном случае мужской рифмы на открытый слог в состав рифмы входит и опорный звук... На опорные звуки в XVIII и XIX веках внимания обращали весьма мало, по крайней мере, на практике". Последние слова стоит запомнить.

Наши теоретики рифмы щедро брали примеры из стихов Пушкина, но подходили к рифмам Пушкина с уже готовой теорией. Все внимание обращалось на ударную гласную и на звуки вправо от нее; звуками слева, доударными, не интересовались вовсе. Отсюда возникла уверенность, что Пушкин следовал принципам рифмы классической, что он согласовывал звуки, только начиная с ударного до конца слова. Отсюда и утверждение, что "на опорные звуки в XVIII и XIX веках внимания обращали весьма мало". Задача предлагаемой статьи в том и состоит, чтобы показать неправильность подобных выводов.

Итак, статья будет рассматривать не рифму Пушкина в целом (различные ее формы, типы, виды и т.п.), но только особенности пушкинских рифм, по отношению к согласованию в них доударных звуков. Тезис, подлежащий доказательству, состоит в том, что Пушкин обращал большое внимание на звуки, слева от ударного, и что, следовательно, новшества футуристов в области рифмы могут опереться на высокий авторитет Пушкина*.

______

* М.А. Гершензон выставил положение, что нельзя рассматривать евфонию (звуковое строение) рифм у Пушкина вне общего эвфонического (звукового) строения всего стиха или даже ряда стихов. До известной степени это верно, в том смысле, что у Пушкина рифмующееся^слово определенно подчиняется общей евфонии стиха. Думаю, однако, что представляет самостоятельный интерес - установить, как, несмотря на то, рифмы Пушкина, взятые сами по себе, имеют определенную тенденцию к согласованию доударных звуков. На зависимость же рифмы от общей евфонии стиха указано в самом тексте статьи. Между прочим, изолирование рифм от этой общей евфонии только уменьшает число доказательств, которые можно было бы привести в защиту основного тезиса статьи.

______

- 2 -

Для начала рассмотрим одну из наиболее популярных строф "Евгения Онегина" (гл. IV, стр. 41):

Встает заря во мгле холодной,
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит, и путник осторожный
Несется в гору во весь дух.
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева.
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок.
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина передней.

В строфе 7 пар рифм. Из них в 4 доударные звуки приняты во внимание явно: холодной - голодной, дорожный - осторожный, кружок - рожок, весь дух - пастух. В рифме: работ умолк - дорогу волк, - опорные я другие согласные различны, но все три предшествующие гласные согласованы: у, которое не изменяет произношения без ударения, ударное о и неударное о, совпадающее с неударным а. В рифме: ночей - ней - оба слова начинаются одним и тем же звуком (о чем скажем далее), а кроме того, опорная согласная "ночей" звучит явственно в "лучина перед ней" (ср. сочетания звуков: чина-ней ночей). Вполне классической остается лишь одна рифма: хлева - дева, объясняемая частью полуиотированным звуком русского е, частью евфоническимстроением стихов: распевая дева - коров из хлева (в сочетании "ов - из" буква в означает звук средний между ф и в).

Возьмем другую строфу "Онегина" (гл. V, стр. 33):

Освободясь от "робки влажной,
Бутылки хлопнули; вино
Шипит; и вот с осанкой важной
Куплетом мучимый давно,
Трике встает; пред ним собранье
Хранит глубокое молчанье.
Татьяна чуть жива;
Трике,
К ней обратись с листком в руке,
Запел фальшивя.
Плески, клики
Его приветствуют.
Она Певцу присесть принуждена;
Поэт же скромный, хоть великий,
Ее здоровье первый пьет
И ей бокал передает.

В этой строфе, из 7 пар рифм, явные опорные согласные в 3: вино - давно, Трике - руке; клики - великий. В рифме: блажной - важной - опорная согласная одного слова отделена во втором вставным звуком; кроме того, оба слова начинаются одним и тем же звуком. В рифме: пьёт - передаёт - ударная гласная йотированная, т.е. как бы заключает в себе опорный звук j; кроме того, оба слова начинаются одним и тем же звуком. Вполне классической рифмой опять остается лишь одна: собранье - молчанье; но и здесь должно заметить, что оба рифмующиеся слова построены одинаково: оба - трехсложные, в обоих после начальной согласной следует неударное о, потом группа из двух согласных (бр и лч), и т.д.

Предлагаем проследить рифмы еще следующего стихотворения ("Прозерпина"):

Плещут волны Флегетопа,
Своды Тартара дрожат,
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
Из Аида Бога мчат.
Вдоль пустынного залива
Прозерпина вслед за ним,
Равнодушна и ревнива,
Протекла путем одним.
Пред богинею колена
Робко юноша склонил...
И богиням льстит измена,
Прозерпине смертный мил.
Ада грозная царица
Взором юношу зовет,
Обняла, и колесница
Уж к Аиду их несет.
Мчатся, облаком одеты,
Видят вечные луга,
Элизей и томной Леты
Усыпленные брега.
Там бессмертье, там забвенье,
Там утехам нет конца...
Прозерпина в упоеньи,
Без порфиры и венца.,
Повинуется желаньям,
Предает его лобзаньям
Сокровенные красы,
В сладострастной неге тонет
И молчит и томно стонет...
Но бегут любви часы.
Плещут волны Флегетона,
Своды Тартара дрожат.
Кони бледного Плутона
Быстро мчат его назад.
И Керерн дочь уходит
И счастливца за собой
Из Элизия выводит
Потаенною тропой.
И счастливец отпирает
Осторожною рукой
Дверь, откуда вылетает
Сновидений ложный рой.

Из 43 стихов то или иное согласование доударных звуков здесь имеется в 27 стихах, что составляет почти 63%.

В 16 стихах согласования доударных звуков нет; но в них, почти везде, звуковое строение рифмы определяется звуковым строением стиха: Равнодушна и ревнива... Прозерпина в упоеньи... и т.п.

- 3 -

Теперь рассмотрим типы пушкинской рифмы, сначала по отношению только к опорному звуку.

Отдельно должно рассматривать рифму мужскую (с ударением на последнем слоге) и женскую (с ударением на предпоследнем слоге). Рифм дактилических и ипердактилических у Пушкина немного, и их можно оставить в стороне.

Среди мужских рифм различаются: открытые, т.е. с ударением на гласную, полуоткрытые или смягченные, т.е. с ударением на дифтонг с й, и закрытые, т.е. кончающиеся на согласную.

В открытых мужских рифмах Пушкин, как постоянное правило, соблюдал совпадение опорного звука, например: пора - вечера, старика - ручейка, зима - ума, небеса - полчаса, равно - темно, мне - старине, Парни - дни, чреду - суду, мечты - полноты и т.д. Исключение составляют рифмы на йотированные звуки: ю, я, ё, т.е. jу, ja, ie: где, по-видимому, для слуха Пушкина звук j уже являлся опорным. Отсюда возникали рифмы: лью - свою, друзья - я, ит.п., но рядом с ними нередки и рифмы на йотированный звук с добавочным опорным: края - да я, сердца я - твоя, мою - отдаю, мое - твое, и т.д. В отдельных случаях, как йотированные, принимались Пушкиным звуки иие, откуда рифмы: любви - дни, стекле - О да Е, и т.п. Но таких примеров и вообще отступлений от общего правила мужской открытой рифмы у Пушкина очень немного.

В смягченных мужских рифмах Пушкин менее строго согласовывал опорный звук. По-видимому, слух его довольствовался совпадением как бы двух звуков в дифтонге. Наряду с рифмами, где опорный звук соблюден точно: живой - головой, дней - сильней, речей - очей, он ей - дней, молодой - седой, одной - мной, и т.д., встречается много таких, где взято не точное, а приблизительное согласование звуков (сходство, а не тождество): тобой - роковой, молодой - суетой, грядой - высотой, и т.д., и, наконец, такие, где опорный звук вовсе не принят во внимание: герой - собой, речей - нежней, чай - вставай, и т.д.

В закрытых мужских рифмах Пушкин чаще, чем в смягченных, согласовывал опорные звуки, например: разговор - двор, берегов - богов, роман - обман, болван - зван, пером - гром, брат - град, говорят - наряд, вряд - наряд, наконец - венец, медведь - реветь, Аквилон - небосклон, труд - руд, труслив - справедлив, падут - отдадут, судить - щадить, восставал - укрывал, и т.д. Не менее часто встречаются в таких рифмах приблизительные опорные звуки: опор - разговор, небес - древес, сад - назад, конь - огонь, глядел - хотел, стихов - богов, грядах - кустах, путь - как-нибудь, и т.д. Однако в ряде таких рифм опорные звуки не согласованы вовсе, например: сейчас - нас, порок - венок, устах - очах, и т.д., особенно часто это в рифмах с ударением на ю, я и ё и в рифмах, кончающихся на две согласных.

Среди женских рифм Пушкина должно различать две группы: те, где после ударной гласной нет согласной или одна согласная, и те, где после ударной гласной две или несколько согласных.

В первой группе согласование опорного звука особенно часто в рифмах открытых: 1) без согласной после ударной: настроя - героя, сединою - женою, клеветою - мечтою, пожилые - злые, замираю - вверяю, и т.д.; 2) с согласной после ударной: тумане - романе, угрозы - прозы, друга - супруга, телега - ночлега, рассказы - проказы, печали - качали - венчали, печали - отвечали, Орлова - слова, отраду - винограду, отрада - Цареграда, время - стремя, триолеты - куплеты, воздымала - выжимала, и т.д.; 3) то же с приблизительным согласованием: боле - воле, убийца - кровопийца, утверждали - достали, Гибралтара - удара, гости - кости, стакана - кургана, посвящали - искажали, и т.д.

В смягченных женских рифмах такое согласование встречается реже, по-видимому, по той же причине, как в смягченных мужских. Этим объясняется и то обстоятельство, что Пушкин нечасто ищет совпадения опорных звуков в рифмах на аний, ений, например: Евгений - суждений, желаний - свиданий, и т.п. Однако в ряде случаев такое согласование имеется: граций - Гораций, княгиней - богиней, исключений - огорчений, и т.д. То же должно сказать о закрытых женских рифмах, каких вообще у Пушкина сравнительно немного; но и среди них есть ряд с согласованием опорных звуков: субботам - работам, дорисован - образован, навещают - утешают, и т.д.

В рифмах второй группы опорные звуки согласованы вообще редко, и для Пушкина типичны рифмы: разгульный - караульный, возникла - Перикла, лицемерный - суеверный, и т.д. Но и здесь можно привести ряд рифм с согласованием, точным или приблизительным: проворно - чудотворной, страстный - прекрасный, смиренный - презренный, печальный - первоначальный, железный - полезный, треснет - воскреснет, бездельник - понедельник, сердечный - скоротечный, Андрюшка - старушка, и т.д. Должно заметить, что согласную со следующим ь Пушкин тоже рассматривал как двойную согласную; отсюда его рифмы без опорного звука на анье, енье: молчанье - трепетанье, угощенье - варенье, и т.п. Однако в отдельных случаях согласование и здесь встречается: поколенье - употребленье, возраженье - воображенье, утешенье - просвещенье, и т.д.

Особенно редко встречается согласование в таких рифмах с ударением на дифтонге, как: злодейство - семейство, и т.п.

Ко всему этому должно добавить существенную оговорку. Согласование опорных звуков может быть и не явным. Звук, являющийся опорным в одном слове, нередко у Пушкина оказывается в слове рифмующимся отделенным от ударной гласной или одним вставным звуком, или целым слогом, или даже несколькими слогами. В последних случаях нужны особые условия, чтобы установить именно согласование звуков (о некоторых таких условиях будет сказано дальше), и здесь мы остановимся только на первом случае, т.е. когда опорный звук отделен в рифмующемся слове от ударной гласной одним звуком.

Вот примеры такого согласования: 1) точного в мужских рифмах: кумир - вампир, ковром - зерном, колеи - земли, наводит сон - торжествует он, докучны ей - речей, зовешь - узнаешь, и т.д.; 2) точного в женских рифмах: прислуги - досуги, слова - бестолкова, дела - побледнела, обедни - бредни, воспета - поэта, порога - чертога, отваги - овраги, терпенье - уверенье, ретивый - прихотливый, рожденный - ободренный, беззаконный - непреклонный, являлся - раздавался, и т.д.; 3) приблизительного: скал - похвал, потом - одном, обходит - заводит, блещет - трепещет, догадкой - украдкой, зовут отца - мертвеца, и т.д.*

______

* М.А. Гершензон, выставляя положение, что звуки рифмы являются, с одной стороны, итогом звукового строения данного стиха, с другой - подготовкой звукового строя следующего стиха, указал на любопытное явление: эти вставные звуки часто являются именно теми, которые получают преобладание в следующем стихе. Пример:

России бранная царица,
Воспомнй прежние права!
Померкни, солнце Австерлица,
Пылай, великая Москва!
Опорная согласная р (царица) отделена в рифме (Австерлица) звуком л, который получает преобладание в следующем стихе. Таких примеров немало.
______

- 4 -

До сих пор мы рассматривали только опорные звуки. Между тем Пушкин весьма часто не довольствовался согласованием одного только опорного звука, но согласовывал также ряд других доударных звуков. В том случае, когда все эти звуки непосредственно предшествуют ударному, получается то, что правильно должно называть "глубокой" рифмой. Вот примеры таких глубоких рифм Пушкина: 1) мужских открытых: места - проста, хочу - отплачу, отравлено - напоено, грехи - женихи, истребя - себя, слова - трава, слова - права, слова - голова, вина - тишина, богов - врагов, власы - часы, осеня - меня, враля - поля, давно - равно, перевести - чести, и т.д.; 2) смягченных мужских: роковой - головой, золотой - теплотой и т.д.; 3) закрытых мужских: показать - сказать, снимая - поднимая и т.д.; 4) женских: с поклоном - небосклоном, кипела - свирепела, погруженный - вооруженный, Гименея - пламенея и т.д.

По аналогии с просто опорными звуками, дополнительно согласованные доударные звуки могут и не предшествовать непосредственно ударной гласной. Такие рифмы тоже приближаются к типу глубоких. Примеры: 1) где в одном случае все согласованные звуки являются опорными: умно - смешно, Тульчи - палачи, стрелка - издалека, больна - влюблена и т.д.; 2) где второй звук ни в одной из рифм не является опорным: души - карандаши, душа - дыша, плеча - луча, сама - без ума, рожок - кружок, сложено - для кого ж оно и т.д. Возможны и более сложные приемы такого согласования, с перестановкой звуков и т.п., например: вздор - разговор, Корсар - Сбогар, Гименей - много дней, Грандисон - наводит сон, простите ей - страстей и т.д.*

______

* М.А. Гершензон указал, что у Пушкина нередко опорные и вообще доударные звуки одной рифмы систематически распределяются по нескольким словам в рифмующемся стихе. Примеры:

И жало мудрое змеи
В уста замершие мои.
______

Я знаю сам свои пороки,
Не нужны мне, поверь, уроки.
______

Ты сам, дивись, Назон, дивись судьбе превратной,
Ты, с юных лет презрев волненья жизни ратной.
Другие примеры: с бою - буйной головою, бани - бархатные ткани, суровый - странность рифмы новой, оставил - места сии прославил, трон - терпит он, и т.д.
______

Близко к "глубоким" рифмам стоит особенный тип рифм, очень любимый Пушкиным, - рифма "поглощающая". В таких рифмах одно слово полностью входит в состав окончания другого.

Наиболее часто применял Пушкин этот прием там, где одна из рифм образована односложным словом. Примеры: да - череда, луг - плуг, кумир - мир, бес - небес, человек - век, снег - нег, дам - следам, стороне - оне, сам - глазам, след - лет, чай - примечай, вот - небосвод, мил - томил, нет - лорнет, был забыл, честь - перечесть, и т.д. Эти рифмы не могут быть названы собственно глубокими, но есть у Пушкина и примеры подлинно глубоких мужских рифм такого типа: его - моего, ему - почему, очки - дурачки, и т.д.

Весьма нередко пользовался Пушкин этим приемом и в женских рифмах. Примеры: речи - встречи, скрежет - режет, столица - лица, хороводы - воды, тучей - летучей, морозы - розы, вижу - ненавижу, тонет - стонет, громом - ромом, странен - ранен, праздность - разность, хладнокровно - ровно, дело - охладело, Тани - мечтаний, непогоды - годы, вериги - Риги и т.д. Или еще - подлинно "глубокие" рифмы этого типа краткой - украдкой, расправа - права, винограда - награда, живые - сторожевые, и т.д. Немало таких рифм У Пушкина и с несколько неточным согласованием звуков: Вальтер Сжотт - расход, возврата - брата, осторожный - дорожный, праздный - однообразный, безобразный - праздный, священный - просвещенный, Харит - укорит и т.д.

К этому же типу рифм должно отнести те, где одно слово начинается ударной гласной и где, следовательно, нет в нем самом опорного звука, но где это слово повторяется полностью в рифмующемся. Пушкин также очень охотно применял такого рода рифмы. Примеры: 1) мужские рифмы: он - Наполеон, их - затих, честь - есть, и т.д.; 2) женские: ада - отрада, ночи - очи, годы - оды, свободы - оды, оба - гроба, Оле - боло, стулья - улья, шумный - умный, охнет - сохнет, и т.д.

Отдельный вид, и, быть может, наиболее интересный, "поглощающих" рифм составляют рифмы, поглощающие с метастазой (перестановкой) или разделением звуков, т.е. где все звуки одного слова полностью, но не подряд и не в том же порядке, входят в состав рифмующегося слова.

Примеры: 1) поглощающих рифм с разделением звуков мужских: стон - сторон, том - тайком, ты сам - там, сны - старины, - мгла - могла, хлоп - холоп, рука - ручейка, горит - говорит, просак - простак, пленять - воспламенять, красой - рой и т.д.; 2) женских: страдаю - стаю, приносят - просят, топит - торопит, прилежней - прежней, нежно - неизбежно, деле - доселе, сегодня - сводня, праздник - проказник, рано - романа, милый - могилы, своды - свободы, руку - разлуку, верой - Венерой, пищу - пепелищу, поле - поневоле, злата - заплата, тучи - трескучий, неге - ночлеге, пиво - спесиво, и т.д. Стоит обратить внимание, что громадное большинство этих рифм начинаются с одного и того же звука.

Примеры: 3) поглощающих рифм с перестановкой звуков: года - тогда, стара - востра, гражданин - один, косны - несносный, не жаль - жизни даль, расточены - старины, клавикорды - аккорды, воспоминанье - вниманье, Прасковью - кровью и т.д.

К особенностям пушкинской рифмовки относится приятие во внимание начальных звуков слова, примеры чему были только что даны.

Во-первых, в ряде случаев, опорный звук одного слова согласован с начальным звуком рифмующегося. Примеры: мой - мной, томим - моим, приговор - взор, страх - местах, рукой - порой, венец - певец, толпой - пустой, чертей - рифмачей, тронут - потонут, минуты - надуты, страницы - небылицы, мгновенье - владенье, печали - читали и т.д. Ряд таких рифм является поглощающим с разделением звуков*.

______

* Отдельные случаи подходят близко к указанному выше распределению доударных звуков рифмы между несколькими словами в рифмующемся стихе, например: лоно вод - лед, слезы лил - сил и т.д.

______

Во-вторых, в ряде рифм согласованы именно начальные звуки обоих рифмующихся слов. Примеры: 1) мужских рифм: меня - моя, покой - пустой, вода - вреда, вощаной - водой, лужок - лесок, столба - судьба, головой - горой, лови - любви, друзей - дней, наизусть - ни грусть, передал - проливал, глядит - гласит, чернит - чертит и т.д.; 2) женских рифм: Татьяна - тирана, сваха - страха, невежды - надежды, поэты - предметы, важной - влажной, погода - природа, волненье - воображенье, волненье - вдохновенье, - небреженьем - нетерпеньем и т.д. Этот прием особенно распространен в стихах Пушкина.

Должно еще отметить, что Пушкин весьма охотно применял, как рифмы, слова, в звуковом отношении аналогичные. Характерными примерами могут служить рифмы: предметы - приметы, приезд - присест, плюхи - блохи и т.д. Ряд таких рифм приведен раньше под различными рубриками. К тому же типу относятся любимые Пушкиным рифмы: сладость - младость, племя - время, сети - дети, пишет - дышит, тень - день, и т.д., а также еще: Моэта - поэта, необозрима - невозвратима, залетный - заботный, и т.п.

По-видимому, пристрастием Пушкина к таким созвучиям должно объяснить то, что он охотно рифмовал ряд односложных и двусложных слов, формально дающих только бедное созвучие: глас - нас, нас - вас, лет - нет, шум - дум, силы - милы, тени - сени, нами - вами и т.п. Может быть, по той же причине Пушкин допускал рифмы, представляющие в сущности повторение одного и того же слова с разными приставками: меж тем - тем, всяк - сяк, обрести - завести, всходит - нисходит, приговоров - разговоров, самовольным - недовольным и т.д.

Последние виды рифмы составляют уже переход к рифмам омонимическим и тавтологическим. Омонимической рифмой в точности называется такая, где оба рифмующиеся слова составлены из одних и тех же звуков, но в разном их распорядке; но также называют омонимической рифмой и те, где рифмующиеся слова составлены из сходных звуков. Примеры таких рифм Пушкина частью даны выше, частью еще: голод - холод, голодный - холодный, пятой - бедой, задрожала - задержала, арестом - Орестом и т.д.

Тавтологической рифмой называется такая, в которой рифмуются два слова, одинаковые по произношению, но имеющие разное значение. Примеры, для ясности, приводим в полных стихах:

А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга?
______

Будет вам по калачу...
А не то поколочу.
______

В год за три щелчка тебе по лбу...
Есть же давай мне вареную полбу.
______

И током слезы точит.
А старший брат свой нож берет,
Присвистывая, точит.
______

Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
______

Хоть убей, следа не видно...
В поле бес нас водит, видно.
______

Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав.

Можно напомнить еще стихотворные шутки Пушкина на глубокие рифмы: "Дева, ног не топырь..." и т.п.

- 5 -

Остается сказать о бедных рифмах у Пушкина.

Несомненно, у него есть ряд рифм, где звуки согласованы только начиная с ударной гласной, причем иногда самое сходство этих ударных гласных лишь приблизительное. Можно найти у Пушкина и просто слабые рифмы, и не только в лицейских стихах: одни - стороны, ныне - именины, китайца - американца и т.д., но и в "Онегине": героиней - Дельфиной, и т.п. Но все это будут единичные исключения.

Как правило, можно установить следующее. В тех случаях, когда Пушкин, по внешности, довольствовался "бедным" созвучием, не искал согласования доударных звуков, это было обусловлено тем, что доударные звуки рифмующихся слов подчинялись звуковому строю того стиха, в который они входили. Такова, например, "бедная" рифма: суровый - подковой; но звуковое строение этих двух слов легко объясняется, если взять полностью стихи с этими рифмами:

Скакать верхом в степи суровой...
Но конь притуплённой подковой.

Несколько аналогичных примеров приведено раньше и дальше*.

______

* М.А. Гершензон указал, что евфонией стиха часто объясняется у Пушкина замена точного согласования опорных звуков приблизительным. Примеры:

Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волпует над ними ковыль.
______

Пошла гулять в пустынном поле.
Она привыкла к резвой воле.
______

Куда как весело!
Вот вечер; вьюга воет. Свеча темно горит; стесняясь сердце ноет.
______

Это обстоятельство весьма затрудняет цифровые подсчеты числа рифм у Пушкина, где доударные звуки во внимание приняты. В ряде рифм, где формально нет согласования доударных звуков, в действительности эти звуки играют огромную роль в евфонии стиха.

Возьмем пример, стихотворение: "Зима. Что делать нам в деревне..." В нем 46 стихов, не считая последнего, оставленного без рифмы, т.е. 23 пары рифм.

Из них поглощающих 3: встречаю - чаю, речи - встречи, розе - морозе. Сюда же можно было бы отнести рифму, яд - скользят, но мы рассматриваем ее далее.

Поглощающих с перестановкой 1: крыльцо - лицо.

Просто глубоких 2: закрываю - вырываю, слова - права. Предыдущую рифму: крыльцо - лицо, конечно, можно также рассматривать и как просто глубокую.

С точной опорной согласной 5: метель - постель, коня - дня, шевеля - короля, уголка - возка, сторона - полна.

С приблизительной опорной согласной 1: спор - разговор.

С согласованием опорной согласной и начальной 2: взоры - разговоры, за нами - глазами.

С согласованием начальных согласных 1: скуки яд - скользят.

Всего рифм, где согласованы доударные звуки, 15; где они не согласованы - 8. Однако рассмотрим эти последние:

В рифме: до обеда - соседа, явная аналогия в построении рифмующихся слов. То же в рифме: воет - ноет, но она объясняется еще звуковым строением стихов:

Куда как весело! Вот вечер; вьюга воет.
Свеча темно горит; стесняясь сердце ноет.

То же рифма: поздней уж порой - являемся домой. То же рифма: прислужницею странной - холодный и туманный. То же рифма:

...о сахарном заводе.
Хозяйка хмурится в подобие погоде.

То же рифма: идет в уединенье - печальное селенье. Наконец, рифма: и песни вечерком - и шепот за столом, дает аналогичное построение двух выражений.

Принимая во внимание такие оговорки, должно признать, что все формальные подсчеты дадут цифры ниже действительных.

Однако, чтобы избежать всяких субъективных толкований, лучше при подсчете рифм, где приняты во внимание доударные звуки, считать за таковые только следующие типы: 1) поглощающие с опорной согласной; 2) поглощающие с перестановкой и с разрывом; 3) глубокие; 4) с опорным звуком точным; 5) с опорным звуком приблизительным; 6) с согласованием опорного звука и начального; 7) с согласованием начальных звуков; 8) мужские с ударением на йотированный звук (таких немного).

Составленные по этой программе статистические таблицы дали следующие результаты:

В III главе "Онегина", из 92 пар рифм, с согласованием доударных звуков 68, т.е. 73%.

В IV главе "Онегина", из 312+3 (имеются в виду тройные рифмы в "Письме Татьяны"), с согласованием рифм 171, т.е. 54%.

В "Цыганах", из 244+27, с согласованием рифм 139, т.е. 51%.

В "Прозерпине", из 43, с согласованием рифм 27, т.е. 63%.

В стихотворении "Зима. Что делать нам в деревне...", из 23, с согласованием рифм 15, т.е. больше 65%.

В стихотворении "К Овидию", из 52, с согласованием рифм 27, т.е. почти 54%.

Разумеется, этих подсчетов далеко не достаточно. Не и они уже позволяют утверждать, что у Пушкина в большинстве рифм так или иначе доударные звуки согласованы.

Следовательно, так называемая "классическая" рифма не есть пушкинская рифма. Утверждение, что поэты XIX века на опорный звук обращали внимания мало - неверно: опровержение - Пушкин. Господствующие определения рифмы должны быть изменены, если желательно, чтобы они соответствовали рифмам Пушкина. И наши футуристы в своей реформе рифмы, - может быть, не подозревая того, - возобновляли традиции Пушкина.

1924
 

Конкурсный тотализатор

(Ильх)
 18    2013-02-18  10  991
Для привлечения читательского интереса к конкурсам проводимым
на Хохмодроме а также для заполнения вынужденной недельной паузы
предлагаю ввести КОНКУРСНЫЙ ТОТАЛИЗАТОР.

Для этой цели Дейтерием мог бы быть учрежден отдельный приз:
"САМЫЙ ПРОНИЦАТЕЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ"

1. Участники тотализатора предлагают свои списки, где конкурсным
произведениям присваиваются (конечные) места и оценки.
Условие: победитель обязан проставить оценки всем конкурсным
произведениям (от 0 до +2).

2. (Ух, тут камнями закидають, типа угроза раскрытия анонимности).
Читатели предлагают свои мнения об авторстве того или иного текста.
Думаю, что ежели особенно пытливые читатели-"филологи" не будут
выставлять сравнительные лингвистические анализы текстов, то и угрозы
никакой не будет, так как на каждый конкурсный текст будет предложен
десяток авторов его написавший.

3. Может быть еще какие найдутся предложения...

С уважением, Игорь Ильх.
 

Ответ иЮДе...

(Стасюлевич)
 50  О поэтах  2012-10-28  7  1020
Жми сюда

А.С. ПУШКИН
ПОСЛАНИЕ ЦЕНЗОРУ.

‎Угрюмый сторож Муз, гонитель давний мой,
Сегодня рассуждать задумал я с тобой.
Не бойся: не хочу, прельщенный мыслью ложной,
Цензуру поносить хулой неосторожной;
Что нужно Лондону, то рано для Москвы.
У нас писатели, я знаю, каковы;
Их мыслей не теснит цензурная расправа,
И чистая душа перед тобою права.
‎Во-первых, искренно я признаюсь тебе,
Не редко о твоей жалею я судьбе:
Людской бессмыслицы присяжный толкователь,
Хвостова, Буниной единственный читатель,
Ты вечно разбирать обязан за грехи
То прозу глупую, то глупые стихи.
Российских авторов нелегкое встревожит:
Кто английской роман с французского преложит,
Тот оду сочинит, потея да кряхтя,
Другой трагедию напишет нам шутя —
До них нам дела нет; а ты читай, бесися,
Зевай, сто раз засни — а после подпишися.
Так, цензор мученик; порой захочет он
Ум чтеньем освежить; Руссо, Вольтер, Бюфон,
Державин, Карамзин манят его желанье,
А должен посвятить бесплодное вниманье
На бредни новые какого-то враля,
Которому досуг петь рощи да поля,
Да связь утратя в них, ищи ее с начала,
Или вымарывай из тощего журнала
Насмешки грубые и площадную брань,
Учтивых остряков затейливую дань.
‎ Но цензор гражданин, и сан его священный:
Он должен ум иметь прямой и просвещенный;
Он сердцем почитать привык алтарь и трон;
Но мнений не теснит и разум терпит он.
Блюститель тишины, приличия и нравов,
Не преступает сам начертанных уставов,
Закону преданный, отечество любя,
Принять ответственность умеет на себя;
Полезной Истине пути не заграждает,
Живой поэзии резвиться не мешает.
Он друг писателю, пред знатью не труслив,
Благоразумен, тверд, свободен, справедлив.
А ты, глупец и трус, что делаешь ты с нами?
Где должно б умствовать, ты хлопаешь глазами;
Не понимая нас, мараешь и дерешь;
Ты черным белое по прихоти зовешь;
Сатиру пасквилем, поэзию развратом,
Глас правды мятежом, Куницына Маратом.
Решил, а там поди, хоть на тебя проси.
Скажи: не стыдно ли, что на святой Руси,
Благодаря тебя, не видим книг доселе?
И если говорить задумают о деле,
То, славу русскую и здравый ум любя,
Сам государь велит печатать без тебя.
Остались нам стихи: поэмы, триолеты,
Баллады, басенки, элегии, куплеты,
Досугов и любви невинные мечты,
Воображения минутные цветы.
О варвар! кто из нас, владельцев русской лиры,
Не проклинал твоей губительной секиры?
Докучным евнухом ты бродишь между Муз;
Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус,
Ни слог певца Пиров, столь чистый, благородный —
Ничто не трогает души твоей холодной.
На всё кидаешь ты косой, неверный взгляд.
Подозревая всё, во всем ты видишь яд.
Оставь, пожалуй, труд, ни мало не похвальный:
Парнасс не монастырь и не гарем печальный.
И право никогда искусный коновал
Излишней пылкости Пегаса не лишал.
Чего боишься ты? поверь мне, чьи забавы —
Осмеивать Закон, правительство иль нравы,
Тот не подвергнется взысканью твоему;
Тот не знаком тебе, мы знаем почему —
И рукопись его, не погибая в Лете,
Без подписи твоей разгуливает в свете.
Барков шутливых од тебе не посылал,
Радищев, рабства враг, цензуры избежал,
И Пушкина стихи в печати не бывали;
Что нужды? их и так иные прочитали.
Но ты свое несешь, и в наш премудрый век
Едва ли Шаликов не вредный человек.
За чем себя и нас терзаешь без причины?
Скажи, читал ли ты Наказ Екатерины?
Прочти, пойми его; увидишь ясно в нем
Свой долг, свои права, пойдешь иным путем.
В глазах монархини сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной,
Хоть в узкой голове придворного глупца
Кутейкин и Христос два равные лица.
Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры
Их горделивые разоблачал кумиры;
Хемницер Истину с улыбкой говорил,
Наперсник Душеньки двусмысленно шутил,
Киприду иногда являл без покрывала —
И никому из них цензура не мешала.
Ты что-то хмуришься; признайся, в наши дни
С тобой не так легко б разделались они?
Кто ж в этом виноват? перед тобой зерцало:
Дней Александровых прекрасное начало.
Проведай, что в те дни произвела печать.
На поприще ума нельзя нам отступать.
Старинной глупости мы праведно стыдимся,
Ужели к тем годам мы снова обратимся,
Когда никто не смел Отечество назвать,
И в рабстве ползали и люди, и печать?
Нет, нет! оно прошло, губительное время,
Когда Невежества несла Россия бремя.
Где славный Карамзин снискал себе венец,
Там цензором уже не может быть глупец…
Исправься ж: будь умней и примирися с нами.
‎ «Всё правда, — скажешь ты, — не стану спорить с вами:
Но можно ль цензору по совести судить?
Я должен то того, то этого щадить.
Конечно, вам смешно — а я нередко плачу,
Читаю да крещусь, мараю на удачу —
На всё есть мода, вкус; бывало, на пример,
У нас в большой чести Бентам, Руссо, Вольтер,
А нынче и Милот попался в наши сети.
Я бедный человек; к тому ж жена и дети…»
Жена и дети, друг, поверь — большое зло:
От них всё скверное у нас произошло.
Но делать нечего; так если невозможно
Тебе скорей домой убраться осторожно,
И службою своей ты нужен для царя,
Хоть умного себе возьми секретаря.
 

ЕСТЬ ПРОРОК В НАШЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

(Моголь)
 64  О птицах  2012-09-08  9  1596
А позвольте, господа, обратиться к вам с вопросом: Существуют ли пророки в своем отечестве?
   Предвижу ответ: «Нет, не существуют. И не могут существовать. Поскольку это давно известно.»
    Дня три назад я тоже так думал. Дескать, нету пророков у нас. Раньше еще кое-какие водились. Лермонтов, например, с его:
   «Настанет год, России черный год…»
   А вот, нынче, в наш рациональный век… И вдруг, благодаря вчерашним событиям, я могу сунуть вам в нос дулю, или фигу (на ваше усмотрение) и торжественно заявить: ЕСТЬ ПРОРОК В НАШЕМ ОТЕЧЕСТВЕ, и вы его хорошо знаете.
   Ну, разумеется, речь идет о Федуарде Червивом. И, понятно, что имеется в виду его знаменитое «Осеннее мистическое», где он предвидит полет Путина в журавлиной стае.
Да, он пишет об этом в неявной форме. Но ведь пишет он почти за два года до события. Кто бы тогда мог предположить или хотя бы отдаленно связать полет журавлей и президента Путина. Никакие Глобы на это просто не способны. Эти Глобы только и знают, что твердят о грядущих ужасах. Но ничего конкретного от них не дождешься. Зато настоящий пророк, Федуард Червивый,совершенно ясно и однозначно указывает нам на предстоящее событие, да еще на такое событие, о котором два года назад… и даже неделю назад было совершенно невозможно помышлять. Впрочем судите сами:

Осеннее сентим.-патриот.-мистическое Муж. графомань.

(печатается в сокращении)



Чепрыжит стернь распёрнутую заимь,

Раскрывши зев, жуёт снопы овин,

И журавли торжественно в Израиль

На Иордан нацеливают клин



Как письмена осенней партитуры

За окоём, докель пыряет взгляд,

Без навигационной паратуры

На солоницу южную летят.



А по жнивью, в искОнно русской позе -

Пюпитром вверх и головой к земле -

Стоят крестьяне пОколень в навозе

И дирижёр крахмалится в Кремле.



Какой орхестр! Какой букет музЫки! -

Сопля* из нОсу да слеза* из глаз! -

...А птичий клин под матерки и крики

Спешит туда, где пальмы и ХАМАС



"Перо в дупло да ветер вам попутен!

Звездисту ночь да тягу во крылУ!" -

Вопит народ.

А в это время Путин

Прижался лбом к оконному стеклу.



В тот скорбный час мочился у ограды

Поэт Ф.Ч., негромко матерясь.

На журавлях перекрестились взгляды

Образовав таинственную связь.


Опуталась ментальной полусферой

Как паутиной, русская земля...

Гулял хранцуз, была чума с холерой,

Но единенье мысленное!?

***!



О, Родина!* Ни немцам, ни монголам,

Не удалось исправить нашу суть -

Пилить бюджет да жечь сердца глаголом -

Оно и есть особый русский путь!



(Что толку шить по европейской мерке

Зипун к манто и АКМ с кашне?

Возможно ли представить фрау Меркель

Задрамши юбку пьяной на копне?



А Путин вот - представь себе! - представил!

И, ужаснувшись, прянул от окна...

Он был политик самых честных правил

И в том виденье нет его вина)



Но гой еси*, о чём же думал Хино! -

Затирки, баны, плаха да петля,

Сапог гишпанский, дыба, гильотина...

Достойно есть людишек русских для!



Мент наложил. Встал граф в дурную позу.

Взалкал Ф.Ч. бунтА и баррикад.

Но склонность Хино к пьянству и склерозу

Не позволяла отыграть назад.



Тогда за всех за них Владимир Путин

Поднялся в рост, как Лидер и Премьер!

Евонный взгляд , недружествен и мутен

(Белок в моче такой же, например)

Гремела высь*, блистали мегаватты,

Ментальный бой хреначил над страной!



О, птицы, птицы! В чём вы виноваты?

Летели бы вы лучше стороной!



Вы сгинули - в легеду, в миф, в поверье -

СтрашОн араб, да Родина страшней!

И гонит ветер к Вифлеему перья

Российско-иудейских журавлей.
 

БАБ нашёлся

(Uri Pech)
 3    2013-03-24  8  815

БАБ нашёлся!
Во, прикол:
Без работы Интерпол.
 

извинения

(PRKhohlushka)
 12    2013-03-03  3  728
Приношу всему сообществу извинения за некорректоное использование пространства. С компьютером, увы! - "на Вы".
 

Совет пана Ковальского

(Стасюлевич)
 15    2013-03-01  12  1005
Не читайте чужие стихи
Жми сюда

Не читайте чужие стихи,
Эти сладкие ахи и охи,
Ведь они безнадёжно плохи
(или правильней всё-таки – плохи).
И начинкой словесной трухи
Все похожи они друг на друга.
Не читайте чужие стихи,
Есть полезнее виды досуга.
А не то (вот ведь будет смешно),
От чужой изумительной строчки
Вдруг поймёте, что вам – не дано
(лишний повод допиться до точки).
Раскаталась губа. От сохи,
А туда же, с суконною рожей…
Не читайте чужие стихи,
И свои, по возможности, тоже
 

Картина Репина

(Geom)
 36    2012-12-29  14  1094
Ну, здравствуйте, что ли. Вот, вернулся. Кого-то это обрадует, кого-то наоборот. Но факта моего возвращения это никоим образом не отменяет.

Еще хочу сказать, что своим приходом я избавляю правоверных авторов от нападок двух бессовестных негодяев: Ваньки Сусанина и Егорки Колесова (более известного как Коллега). Их отныне не будет. Будет Geom.

Всё остальное в рабочем порядке.

SY
 

За что???(подарок на 8 марта)

(PRKhohlushka)
 12    2013-02-28  0  710
Обрыдалась в гараже до ночи,
разгрузив вагон с прокладками:
"А ведь я на 23, между прочим,
подарила дрель с насадками!"
 

Антология текильного юмора

(Geom)
 36    2012-12-05  9  896
Ушёл Сусанин от бивака
Поглубже в лес. Пробило дно.
Знать, было суждено полякам,
В его же вляпаться г#вно...

      Текила, 2012-12-05 21:39:44

Помнит Ванька, злые как поляки,
Коих заманил он в лес зимой,
Фаллоиммитаторами аки,
Дрючили сосульками толпой...

      Текила, 2012-11-30 21:26:01

В общей камере нынче гундосят
Бузотер, Дуремар, Федуард...
А Сусанин парашу выносит, -
Никуда ведь не денешь азарт.

      Текила, 2012-11-25 13:15:48

Знает, кстати, фАллос и фаллОс,
Заодно, иные тела члены, -
Коли стал в лесу он безголос,
Стало быть, от Ваньки жди измены...

      Текила, 2012-11-24 21:40:03

Поляки матерились жутко,
В лесу надеясь на маршрутку.
В Сусанина суя концы... (Для сугрева)
Согласен я, что подлецы...

      Текила, 2012-11-03 21:54:57


Знаю, отрицать никто не станет
Ни на Средней Волге, ни в Крыму:
От такого стойкого вниманья
Впору загордиться хоть кому.

Мне, конечно, чужды предрассудки,
Только подозрительно оно,
Коли столь изысканные шутки -
Про парашу, фаллос и говно.
 

Живой как жизнь

(Gapon)
 6    2013-03-11  0  744
Новость филологии: "единый документ в России":

Жми сюда
 

Подох БАБ

(Uri Pech)
 0    2013-03-23  20  1195

Порадовали на ночь:
Подох Борис Абрамыч.
 

Подарок к Рождеству

(Сергей Мудровский)
 32    2013-01-07  0  747
Всем добра, радости и благодати !

Жми сюда

 На страницу новостей 

Использование произведений и отзывов возможно только с разрешения их авторов.
 Вебмастер