ХОХМОДРОМ- смешные стихи, прикольные поздравления, веселые песни, шуточные сценарии- портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ - портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ

Новости Хохмодрома: самое посещаемое: стр. 26

ХОХМОДРОМ
Новости сайта: самое посещаемое: Стр. 26  Оцен.   Раздел   Дата   Рец.    Посет. 
 

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА

(павел (лукьяненко))
  8  Новости сайта  2007-05-29  3  1625
ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА

З.П.ХОХМОДРОМА: Читая других, не забудь поставить +, оставляй дружелюбные рецы, тогда и тебя не забудут. А если нагадишь кому-то в душу, тебя не забудут никогда.

З.П. ликвидных операций- Ликвидируй всех вовремя.

З.П. заказчика: Плати столько, чтобы " заказанный" не смог заплатить больше.

З.П. вновь пришедшего на ХОХМОДРОМ: Проявлять больше гибкости, чаще изгибаться в известную позу.

Золотое правило: правит золото, значит женщины " золото".

З.П. Путина: Министров не снимать, потому что это бесполезно.

З.П. самца: Чем длиннее рычаг, тем меньшую силу нужно приложить.

З.П.обиженного в 21 веке: Два ока за око, 2 зуба за зуб...

З.П. коммуникабельности: Возлюби ближнего и оттрахай дальнего.

З.П. вкладчика: Вкладывай в золото.

З.П. бизнеса: Не стремись быть прозрачным, пока вода мутная.

З.П.ХОХМАЧА: Не гадь кому -либо из Хохмодромовцев в душу, ибо ты гадишь в душу нам всем.
 

Для Эммы

(Моголь)
  46    2015-06-20  32  1624
Жми сюда Смотри вторую часть, выступление прокурора о деятельности "Торнадо". Это о ваших "патриотах".То, о чем тебе говорили.

Все началось с того что власть в Киеве захватил криминал, те самые "патриоты", подонки и нелюди. Им удалось навешать вам на уши всякую хрень про Европейский путь, светлое будущее и плохого Януковича. А все остальное следствие вашего козлиного Майдана.
 

Ихтиологический обзор акватории ...

(Емеля)
  25    2005-11-16  23  1624
Выходил Емеля на рыбалку… - новичкам как ориентир клёвых рецевых мест, и как отклик Борису – рыбаку с другого берега.

Простор Хохмодрома – как водная гладь,
Куда же пойти, где же рыбку поймать?!
Друзья, подскажу - в стариках числюсь вроде,
Что рыба капризна – клюёт по погоде,
Коль нервы в порядке – стакан для души,
И чтобы на Вас не напали ерши,
И я уже принял – привычней писать,
Ага-а, уже слышу как эхом …ать …ать…

Это о том кто и как работает в режиме рецензий.
Начнём с дам, а потом и к недамам…

Золотая рыбка (Сёстры Карамазовы) – общение только с избранными - особо приближенными, на рецы не отвечает, - боится расставленных сетей, оценивает только фаворитов золотого круга.
Особо благоволит старику Заморе, который давно забыл свою старуху Музу с её корытом, да и старую сеть лень чинить...
Как всегда остра и зубаста Гюльчатай, - матёрая(но не старая, кг на 5) красивая и умная щука, приплывает на Хохму издалека, всплеск активности после очередного развода, и тогда держись, попавшим ей на зуб не завидую, разборчива, – может и выплюнать недопроглоченным без мужского достоинства…
Супер Секретарь, сложна в оценке, обычно на рецы не отвечает ввиду чрезвычайной бизнесзагруженности…
    …дайте передохнуть… стакан… ох полегчало….
Новое поколение стихирных щук в весовой категории от килограмма до трёх – Алиса, Ирма..и местные травяные щуки Барби, Бутявка, Наташа П и natashap… по-женски агрессивны, вёртки и зубасты, бьют сильно, но иной раз добыча больше чем они могут съесть, оценки носят эмоциональный характер – по степени съедобности оппонента.   
Сова, не знаю кто в миру, но тоже та ещё щучка:
На зуб хватает всех и вся,
Но чаще любит Хрентефря…
Прогрессирует и молоденькая щучка Капелька, виден острый девичий ум постепенно переходящий в женский…
Экзотические, редкой красоты рифовые рыбки из тихих стихирных заводей: Вера Ванций – представительница Чудского – заграничного озера, Лена Экологиня – из озёр Полесья, Юля Jul – пока не знаю откуда… Это нежные женственные рыбки со своеобразным мягким юмором, активно осваивают наш водоём и пока не приемлют наживку в виде жесткого стёба…
   ...Ох, ещё стакан, а теперь недамы…(крякнув занюхал мануфактуркой…)
Умнейший рецензент Клок, как вожак лещ, который поднимает расставленную сеть и пропускает всех под ней… а потом рецевый удар как хорошего килограммового окуня.
Патриархи водного царства Грешник и Гендальф, солидно, как сомы, поднимаются из закордонной глубины на поверхность сайта, съедают все, чтоб не думать, и уходят переварить съеденных и копить творческий потенциал.
Судак – глубинная хищная рыба, бьет уверенно, оценив ситуацию и по тем кто достоин быть добычей, оценки всех вариантов, но великодушны… Это Актёр, Олег, Питерпенсил, Мытарь, Сато, Искандер, Тугодум и другие…
Вшфеул, тоже хороший судак, но ему иногда мешает тёмное стихирное прошлое…
Здесь же и Йенс, - в основном работает в круге своих ценителей, не тратя попусту таланта.
Борис как жерех, взбаламутит водную гладь и уходит в глубину не ответив на рецы, жди когда вновь проголодается… Оценивает с умом… правда иногда, после осознания прочитанного, изменяет оценку на "0“ : )))))
Игорилла - последний таймень из барнаульских могикан, иногда впадает в спячку как и остальные особи катунско-обского бассейна, в активном состоянии довольно разборчив, как и положено красной рыбе.
Финансист очень щедр, - парадокс для банкира. Знает, что 20% прибыли всегда лучше 10%, и все его оценки +2 – видимо работает в кредитной системе…: ) Обладает хваткой хорошего окуня, но чуть ли не извиняется перед тем как поставить очередной пистон.
Примерно в этом же ключе работают окуни стихирного розлива Семёныч и Gameboy, очень аккуратен в рецах Джон Ник с горных речек Закарпатья.
Особо следует отметить остроумность всеядного окуня по ником похожим на “Выпьем друг“, бешеная производительность похожа на поиск друзей с закуской к своему бидону спирта… как будто завтра отнимут инет или озеро высохнет.:)
Виртуозно работает Санёк-окунёк, прогресс настолько очевиден, что скоро будем Уважительно – Сан Саныч… :)
Хрень – новая разновидность рыб, которая сама может плести сети из хренизмов, и хрен разберёшь что там напутано, для оценки требует дополнительных знаний по хренологии, что не так посылает на хрен. Работают в основном в своём охреневшем круге…, похожи на стайку весёлых хрениусов (хариусов), которые в жор бьют и подёнку, и малька , по возможности не конкурируя с крупняком.:)
      …йигхде тут сссстакканссс…Х-хо…
Ещё появилась особая группа мигрирующих тунцов, индивидуумы с благородной чешуёй и регалиями заслуженными на океанских стихирных просторах. Завоёвывать репутацию для них – время терять: - Гениев должны знать в лицо!!!, - и упасть пред ними в благоговейном признании…
Осчастливив степенно уходят с “ фи, да у вас тут и вода пресная… “ Прикол, как сомнение в их элитности, воспринимают болезненно, вычеркивая рецензента из списков своих почитателей.
О коллекционерах рец или тех кто не отвечает на рецы.
Есть несколько мнений: может быть реца попала на уровень ВЫШЕ интеллекта автора и тогда “а чо ты тут написал-то…“, может быть повышенная обидчивость или “вспомнил дед что бабку не девкой взял… “, или “синдром пушкина “, реже просто забывчивость.
Закончить можно так: c автором легче знакомиться в живом общении, а ещё лучше за кружкой пива, стих это вывеска, а экспромт живой…
    В-всё, клёва так и не было, салат в лодку не брал – падать некуда… д-до следдующей рррыбалки… вввсем “ни хвоста ни чешуи”…   
“Мели Емеля – твоя неделя”…: ))))))
******
Похмелился, блин, и чо ж я тут напорол-то..., да-а, после столь выпитого даже жёны мужей не ругают, а приносят поутру рассолу... о!
Принимайте это как пиар Любимым поэтессам и Уважаемым авторам, с которыми общался или наблюдал за их работой, кого не упомянул - будьте снисходительны...по-пьяни же, на самом деле я добрый и пушистый!:)))))
 

Открытое письмо Соломону Ягодкин ...

(Леáндр Леáндри)
  25    2016-08-10  47  1620
Автор Соломон Ягодкин! Пожалуйста не ставьте под моими редкими репликами в адрес Вашего творчества положительные оценки. Эти реплики ни шуточные, ни значимые, ни забавные. В них я хочу выразить только одно - да включите, наконец, внутриний цензор! Ваши "смешные истории", "чёрный юмор", либо "короткие приколы" никакие не истории и не приколы. Это неинтересная, несмешная, бессмысленная, нудная абракадабра. Она не имеет отношения ни к этому сайту, ни к юмору и иронии в целом, ни даже к намёку на них. Возможно где-то есть сайты умных мыслей, или афоризмов, (правда Ваши вирши и туда не относятся), так вот, попробуйте размещать эти короткие малоинформативные строки в те разделы на тех сайтах. Возможно там у Вас будет успех, но зачем выгружать это здесь? И в конце концов - ну если Вам хочется написать смешную историю, так напишите, пусть короткий, но фельетон, или случай в трамвае, или что-то весёлое из Вашего детства. Ну ведь наверняка с Вами случался хотя бы один забавный случай за Вашу долгую жизнь? Ну или с Вашей кошкой, или хотя бы с её блохой? Но пожалуйста, перестаньте выкладывать сюда Всю Эту Белибирду! И ещё раз прошу, не ставьте мне положительные баллы за то, что меня тошнит от Ваших "смешных историй".

Ничего личного как к человеку, претензия лишь к Вашему творчеству.
Волков Станислав.
 

Юмор о стихах

(Кешастик)
  34    2007-12-03  14  1620
Один из старых литераторов Польши, обращаясь к молодёжи, сказал: «Я допускаю, что стихи могут быть без размера. Я допускаю, что стихи могут быть без рифмы. Я допускаю, что стихи могут быть без мысли. Но нельзя, чтобы всё сразу в одном стихотворении».

Свободный стих открывает такие неограниченные возможности для шарлатанства, что поневоле становится страшно.

Белые стихи хороши тем, что в них не встретишь старых рифм.

И белый стих может вызвать чёрную зависть.

Стихи, как дети, иногда рождаются недоношенными.

Стихами, в которых нет пищи для размышлений, прекрасно кормятся пародисты.
 

МИР, ЛЮБОВЬ И ШЫКАЛАТКИ !

(Тамара Кошевая)
  28    2014-05-12  36  1619
Посмотрела я, граждане-хохмодромцы, "рыпэртуарный" список произведений
за последние два дня и стало мне как-то очень уж скучно и неинтересно.
Стишки напомнили мне принцип агитбригад первых пятилеток, коллективизации
и ликбеза. А принцип такой: "Утром в газете, вечером в куплете".

Я говорю об итогах Евровидения-2014 и той упоительности, с которой авторы
Хохмодрома ринулись обмусоливать бороду победителя конкурса, чтобы на
этой волне во всеуслышание заявить о собственной высокой нравственности,
голубиной непорочности, и тем самым урвать себе в актив заветные плюс-двойки
от таких же высоконравственных коллег, безупречно сексуально ориентированных
исключительно на противоположный пол.

Братцы, я деушка прямая, как железная дорога, поэтому и выскажусь прямо.
Когда я читала стишки и реплики к ним, меня почему-то не покидала мысль о том,
что скрытых причин такого единодушия по поводу лауреата Евровидения несколько.
Одна из них в том, что люди, воспитанные по гетеросексуальному принципу, выказали
агрессию по отношению к человеку иной ориентации, хотя он им ничем не навредил.
Другая причина стёба – это попытка сокрытия собственного гомосексуального
интереса, присутствующего в латентном состоянии в некоторых людях и не развившегося
по причине отсутствия определённых сексуальных обстоятельств, или по другим причинам.
А третья причина банальна. Это элементарная зависть к чужому успеху, причём, успеху
парня в женском платье, с накладной грудью, небритым лицом и... прекрасным голосом.
О, ужас!
О, кошмар!
О, падение нравов!
(Компот поставил бы по три восклицательных знака, но я не стану...))))

В связи с вышесказанным, хочу ещё раз подчеркнуть свою мысль, которая прошла мимо
внимания читателей и авторов, резвившихся под стишками о победителе Евровидения-2014.
1. У парня прекрасные вокальные данные и богатая палитра владения голосом.
2. Я просмотрела выступление и не заметила у него ни одной педерастической ужимки.
3. Считаю, что его победа была заслуженной, несмотря на всеобщую иронию по поводу
сексуальной ориентации членов жюри Евровидения.

К этому хочу добавить, что каждый артист имеет право на псевдоним и сценический образ.
И его псевдоним не хуже некоторых эпатажных, вычурных, спесивых, а порой и откровенно
идиотских кликух, с которыми некоторые авторы и просто читатели пасутся на Хохмодроме.

А если взглянуть на всё это широко и непредвзято, то, к вашему сведению, гомосексуализм
в природе и обществе гораздо более распространён, чем вы, господа, себе представляете.
У многих видов гомосексуальность является не только распространенным явлением, но и нормой.

Так, например, самцы дельфинов формируют пары из представителей своего пола и заботятся
друг о друге. Такая забота включает в себя и сексуальные отношения и случайные подводные оргии.
Они спариваются и с самками, но только во время сезона размножения.

У чёрных лебедей до 25% пар гомосексуальны,

У жирафов самец в среднем за жизнь имеет больше гомосексуальных половых актов,
чем гетеросексуальных
.
Зафиксированы случаи, когда самки альбатроса вместе выводят и воспитывают птенцов,
а самцы пингвинов воруют яйца у нормальных пар и выводят их сами.

В дикой природе самцы слонов живут отдельно от общего стада и формируют отношения,
которые включают и сексуальные контакты, при которых они взбираются друг на друга,
обмениваются поцелуями и переплетаются хоботами.

Макаки и карликовые шимпанзе бисексуальны. В период спаривания они вступают в связь
с противоположным полом, в остальное время с особями своего пола.

40% самцов гвианского скалистого петушка участвуют в гомосексуальной активности,
а небольшой процент петушков вообще никогда не спаривается с самками.

Серые киты — одни из самых больших кочевников в животном мире, тоже отличаются
гомосексуальной ориентацией и могут участвовать в своего рода оргиях по 5 самцов.

Этот список можно продолжать бесконечно, от червяков и жуков до гомо сапиенсов,
каковыми мы и являемся.

И я так вам скажу, дорогие братие и се́стры во Хохмодроме: я, тётка, испытывающая
сексуальное влечение исключительно к особям противоположного пола, деликатно отшивающая
поползновения дам нетрадиционной ориентации (а такие попытки случались, ггг...), считаю,
что подобная мышиная возня и неоправданная агрессия гораздо порочнее и лицемернее
агрессии, при которой льётся кровь и гибнут невинные люди.

Поэтому!
Неважно, кто с кем, кто как и куда, лишь бы не было насилия и, главное, войны.
Короче, мир, любовь, шыкалатки и хорошие, по-настоящему остроумные стихи!


 

Долгожданный День Победы

(Уралочка🎀)
  53    2014-05-09  0  1619

Долгожданный День Победы,
Он весенним днём пришёл
И Союз Страны Советов
Услыхал салютов гром!
Слезы радости рекою
Разливались по щекам.
Горе общее - людское,
Молодым и старикам
Застилало гарью небо
В днях под гнетом палачей.
Мирной жизни путь неведом,
Но свободы хлеб милей,
Отвоёванный в жестокой
И навязанной войне.
Больше мессершмиттов рокот
Не разбудит в тишине.
Буду только слышать люди,
Даже если хрупок мир,
Голос праздничных орудий,
Помня тех, кто не дожил!

08.05.14
 

Об уставе сайта

(Мытарь)
  14    2005-10-31  23  1618

От беспредела подустав,
И клином вышиьая клин,
Для сайта пишется устав!..
Уже назначен и раввин.(см.фото)
 

25 лет детскому хиту

(Uri Pech)
  51  Сказки  2017-02-21  1  1616
Обложка винилового гиганта и "Волшебники двора"
"ДО СВИДАНИЯ, ДАНИЯ!"
Стихи Юрия Печурова (Воронеж), музыка Елены Колесниковой (Воронеж), аранжировка и запись Алексея Червякова (Москва). Песня посвящена моей дочери Елене и написана в 1992г. специально для Севы Полищука (Москва, экс-солист группы "Непоседы", ныне Ди-Джей радио Европа+Москва). С этой песней Сева стал победителем шоу "Утренняя Звезда" Юрия Николаева. Первый клип был снят и показан в передаче "Марафон 15" командой Сергея Супонева, потом ротировался по всем российским телеканалам. "До свидания, Дания!" в исполнении Севы стала лауреатом шоу "Шире круг", приз вручали ведушие Никита Джигурда и Катя Семёнова. На музыкальном конкурсе московского кабельного ТВ текст "Дании" удостоился грамоты за первое место, эту скромную награду подписали члены жюри: Владимир Шаинский и Григорий Гладков (композитор мультика "Пластилиновая Ворона"). В 1994 г. на фирме "Мелодия" вышел виниловый сольный гигант Севы Полищука под названием "До свидания, Дания!"
В последствии "Дания" перепевалась и перепевается многими юными исполнителями и исполнительницами. Первый удачный ремикс этой песни на студии «Black Box» (г.Воронеж) записали лауреаты Детского Евровидения "Волшебники Двора" (Воронеж, руководители супруги Осошник), аранжировка Игоря Шацкого, звукореж - Игорь Князев (1-й Игорь -гитарист, 2-й Игорь - фронтмен гр. "Боа", Воронеж). На официальном сайте "Волшебников" "Дания" занимает лидирующие позиции.

******
ДО СВИДАНИЯ, ДАНИЯ! (оригинальный текст)
Что происходит,Герда, с тобою?
Чем ты немножечко огорчена?
Зонтик откроет Оле Лукое,
Только тебе не до сна.
Из дальних странствий волна набегает.
Прямо на крышу села Луна.
Лето приходит в родной Копенгаген.
Девочка,ты влюблена.

Припев:
До свидания,Дания!
Герда взрослою стала совсем.
До свидания,Дания!
До свидания,Андерсен...

Тихо над городом ночь пролетает.
В розовом небе эльфы парят.
Юная Герда Шекспира читает.
Сказки на полках стоят.
Припев.

Сатирическое отступление на заданную тему: Жми сюда
 

Давайте помолчим (((

(Стасюлевич)
  52    2015-08-29  19  1615
Ребята, может у кого, как у меня, настроена лента без "несмешного" и не знаете ужасную весть про Аказямыча...Нет его больше.
Давайте, хотя бы, сегодня помолчим и перестанем ржать и писать.
Помяните его.
 

Спасибо киевскому жителю Донбасс ...

(Праведник ГРЕШНЫЙ)
  9  Про Украину  2011-11-24  9  1614
Популярная в Украине речёвка, которую однажды скандировал весь      стадион:
      "Спасибо жителям Донбасса
      За президента пид*раса!"

На Жми сюда

Неоднородна киевская масса -
Здесь есть такие, кто душой с Донбассом.

ПроФФеCор*, к Вам ещё один рапсод -
Известный трахальщик Инета - В Рот Компот.

Он, чтоб в экстазе с Вами тесно слиться,
Рад над поверженным пиарить и глумиться.

Есть тип людей, особенно довольный,
Когда другому кто-то сделал больно.

Ну, что ж, Компот, желаю Вам удачи .
В триумфе над ещё одним лежачим.

P.S.
Хоть и смешно, но не до смеха нам,
Скорее грустно видеть: вот,
На пьедестал поэта Чехова
Взобрался бравый В Рот Компот.

* - Янукович в анкете для ЦИК написал, что он - доктор технических наук, проФФеСор, а Чехова в одной из речей назвал известным русским поэтом.
 

Рифма

(Стасюлевич)
  15    2013-03-03  8  1613
Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Левизна Пушкина в рифмах*

(Впервые опубликовано: "Печать и революция", 1924, март - апрель)
- 1 -

В истории русской рифмы существует резкий перелом, наметившийся лет 15 тому назад. Принципам рифмы "классической", - той, которой пользовались последователи и эпигоны Пушкина, футуристы противопоставили принципы "новой" рифмы. Сначала то были неясные, неоформленные искания, часто сводившиеся к тому, что новые поэты просто небрежно относились к рифме, позволяя себе пользоваться созвучиями очень приблизительными, ассонансами весьма сомнительными. Но понемногу характер новой рифмы стал приобретать совершенно точные очертания. Из стихов В. Маяковского, особенно же Б. Пастернака и И. Асеева, можно уже вывести определенную теорию новой рифмы. За последние годы эта новая рифма получает все большее распространение, усвоена, например, большинством пролетарских поэтов и покоряет постепенно стихи других поэтов, футуризму по существу чуждых.

______

* Предлагаемая статья была прочитана мною, как доклад, в "Кабинете поэтики Литературно-художественного института" и в Пушкинской секции Академии Художественных наук. Моими оппонентами было сделано мне немало ценных указаний. Среди них я особенно должен отметить замечания Mux. Абр. Гершензона (младшего, студента Л.-X. института). Так как М.А. Гершензон, при исследовании рифм Пушкина, стоит на совершенно иной, нежели я, точке зрения (притом очень интересной), то я не могу привести здесь его возражений полностью: это значило бы написать другую статью. Но в тех случаях, когда замечания М.А. Гершензона сводились к поправкам и дополнениям моих положений, я привожу далее эти замечания в подстрочных примечаниях. В.Б.

______

Различие между рифмой "классической" и рифмой "новой" вполне явно. Классическая рифма, рифма преемников Пушкина, обращала исключительное внимание на тождество или сходство ударных гласных в двух словах и тех звуков, которые за этими звуками следуют вправо, т.е. на конец слова. Например, для Ап. Майкова были вполне точными рифмами: благость - тягость, ворот - год, и т.п. Новая рифма, сохраняя требование тождества или сходства ударных гласных, допускает значительное несходство звуков, следующих за ними, т.е. конца слова но зато требует совпадения или близкого сходства звуков, стоящих влево от ударного, т.е. звука, идущего непосредственно перед ударным, так называемого "опорного", а также и части звуков, предшествующих ему. Например, Б. Пастернак рифмует: продолжая - лужаек, померанцем - мараться, кормов - кормой, чердак - чехарда, подле вас - подливал, и т.п.

Теория классической рифмы из числа звуков, стоящих влево от ударного, обращала внимание лишь на один, непосредственно предшествующий, "опорный", притом исключительно на звук согласный ("опорная согласная", "соп-sonne d'appui"). Необходимым согласование опорного согласного признавалось только в мужских открытых рифмах, т.е. в словах, кончающихся на ударную гласную. Таковы, например, рифмы А.К. Толстого: в пыли - вознесли, красоты - цветы, и т.п. В других случаях согласование опорной согласной считалось роскошью, называли такую рифму "глубокой" (что терминологически неправильно или, вернее, неудобно) и пользовались ею лишь в исключительных случаях. Например, для А.К. Толстого типичны рифмы: голубой - корой, домы - переломы, и т.п.

Новая рифма, разрешая различие конечных звуков слова, непременно требует согласования звука опорного, все равно гласного или согласного, и тем большего совпадения звуков влево от ударного, чем больше различие в окончании рифмующихся слов. Иначе говоря, новая рифма выдвинула в рифме значение доударных звуков, стоящих влево от ударного. Практика показала, что совпадение этих звуков действительно крайне усиливает созвучие слов, делает их созвучными даже при несходстве окончаний. Отсюда был уже один шаг к тому, чтобы в рифмах, где окончания совпадают (как в классической рифме), тоже искать совпадения доударных звуков. У того же Б. Пастернака находим рифмы: истолку - потолку, кружевных - уж и в них, твой - плотвой, стрелки - тарелке, керосине - серо-синей, марина - комариной, и т.п. Добавим, для характеристики новой рифмы, что она допускает перестановку (метастазу) звуков, предшествующих ударному, например: мандарина - гордыней, знакомств - замком, и т.п.; идя далее, новые поэты допускают даже при согласовании левых, доударных звуков, неточное совпадение ударного, например: репейник - терпенье, разбою - разбойник и т.п.

Ныне распространенные теории рифмы все стоят на принципах рифмы классической, т.е. согласования только звука ударного и стоящих вправо от него. Так определяют рифму стихологи немецкие, французские, английские; им следуют и русские теоретики. Этими же принципами руководится и автор новейшего обширного труда о рифме В. Жирмунский ("Рифма, се история и теория". Пб., 1923). Определенно формулирует эти принципы автор другой недавней работы о стихе Б. Томашевский ("Русское стихосложение". Пб., 1923). Он пишет: "В общем случае состав рифмы слагается из ударного гласного и замыкающих звуков. В частном случае мужской рифмы на открытый слог в состав рифмы входит и опорный звук... На опорные звуки в XVIII и XIX веках внимания обращали весьма мало, по крайней мере, на практике". Последние слова стоит запомнить.

Наши теоретики рифмы щедро брали примеры из стихов Пушкина, но подходили к рифмам Пушкина с уже готовой теорией. Все внимание обращалось на ударную гласную и на звуки вправо от нее; звуками слева, доударными, не интересовались вовсе. Отсюда возникла уверенность, что Пушкин следовал принципам рифмы классической, что он согласовывал звуки, только начиная с ударного до конца слова. Отсюда и утверждение, что "на опорные звуки в XVIII и XIX веках внимания обращали весьма мало". Задача предлагаемой статьи в том и состоит, чтобы показать неправильность подобных выводов.

Итак, статья будет рассматривать не рифму Пушкина в целом (различные ее формы, типы, виды и т.п.), но только особенности пушкинских рифм, по отношению к согласованию в них доударных звуков. Тезис, подлежащий доказательству, состоит в том, что Пушкин обращал большое внимание на звуки, слева от ударного, и что, следовательно, новшества футуристов в области рифмы могут опереться на высокий авторитет Пушкина*.

______

* М.А. Гершензон выставил положение, что нельзя рассматривать евфонию (звуковое строение) рифм у Пушкина вне общего эвфонического (звукового) строения всего стиха или даже ряда стихов. До известной степени это верно, в том смысле, что у Пушкина рифмующееся^слово определенно подчиняется общей евфонии стиха. Думаю, однако, что представляет самостоятельный интерес - установить, как, несмотря на то, рифмы Пушкина, взятые сами по себе, имеют определенную тенденцию к согласованию доударных звуков. На зависимость же рифмы от общей евфонии стиха указано в самом тексте статьи. Между прочим, изолирование рифм от этой общей евфонии только уменьшает число доказательств, которые можно было бы привести в защиту основного тезиса статьи.

______

- 2 -

Для начала рассмотрим одну из наиболее популярных строф "Евгения Онегина" (гл. IV, стр. 41):

Встает заря во мгле холодной,
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк;
Его почуя, конь дорожный
Храпит, и путник осторожный
Несется в гору во весь дух.
На утренней заре пастух
Не гонит уж коров из хлева.
И в час полуденный в кружок
Их не зовет его рожок.
В избушке распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина передней.

В строфе 7 пар рифм. Из них в 4 доударные звуки приняты во внимание явно: холодной - голодной, дорожный - осторожный, кружок - рожок, весь дух - пастух. В рифме: работ умолк - дорогу волк, - опорные я другие согласные различны, но все три предшествующие гласные согласованы: у, которое не изменяет произношения без ударения, ударное о и неударное о, совпадающее с неударным а. В рифме: ночей - ней - оба слова начинаются одним и тем же звуком (о чем скажем далее), а кроме того, опорная согласная "ночей" звучит явственно в "лучина перед ней" (ср. сочетания звуков: чина-ней ночей). Вполне классической остается лишь одна рифма: хлева - дева, объясняемая частью полуиотированным звуком русского е, частью евфоническимстроением стихов: распевая дева - коров из хлева (в сочетании "ов - из" буква в означает звук средний между ф и в).

Возьмем другую строфу "Онегина" (гл. V, стр. 33):

Освободясь от "робки влажной,
Бутылки хлопнули; вино
Шипит; и вот с осанкой важной
Куплетом мучимый давно,
Трике встает; пред ним собранье
Хранит глубокое молчанье.
Татьяна чуть жива;
Трике,
К ней обратись с листком в руке,
Запел фальшивя.
Плески, клики
Его приветствуют.
Она Певцу присесть принуждена;
Поэт же скромный, хоть великий,
Ее здоровье первый пьет
И ей бокал передает.

В этой строфе, из 7 пар рифм, явные опорные согласные в 3: вино - давно, Трике - руке; клики - великий. В рифме: блажной - важной - опорная согласная одного слова отделена во втором вставным звуком; кроме того, оба слова начинаются одним и тем же звуком. В рифме: пьёт - передаёт - ударная гласная йотированная, т.е. как бы заключает в себе опорный звук j; кроме того, оба слова начинаются одним и тем же звуком. Вполне классической рифмой опять остается лишь одна: собранье - молчанье; но и здесь должно заметить, что оба рифмующиеся слова построены одинаково: оба - трехсложные, в обоих после начальной согласной следует неударное о, потом группа из двух согласных (бр и лч), и т.д.

Предлагаем проследить рифмы еще следующего стихотворения ("Прозерпина"):

Плещут волны Флегетопа,
Своды Тартара дрожат,
Кони бледного Плутона
Быстро к нимфам Пелиона
Из Аида Бога мчат.
Вдоль пустынного залива
Прозерпина вслед за ним,
Равнодушна и ревнива,
Протекла путем одним.
Пред богинею колена
Робко юноша склонил...
И богиням льстит измена,
Прозерпине смертный мил.
Ада грозная царица
Взором юношу зовет,
Обняла, и колесница
Уж к Аиду их несет.
Мчатся, облаком одеты,
Видят вечные луга,
Элизей и томной Леты
Усыпленные брега.
Там бессмертье, там забвенье,
Там утехам нет конца...
Прозерпина в упоеньи,
Без порфиры и венца.,
Повинуется желаньям,
Предает его лобзаньям
Сокровенные красы,
В сладострастной неге тонет
И молчит и томно стонет...
Но бегут любви часы.
Плещут волны Флегетона,
Своды Тартара дрожат.
Кони бледного Плутона
Быстро мчат его назад.
И Керерн дочь уходит
И счастливца за собой
Из Элизия выводит
Потаенною тропой.
И счастливец отпирает
Осторожною рукой
Дверь, откуда вылетает
Сновидений ложный рой.

Из 43 стихов то или иное согласование доударных звуков здесь имеется в 27 стихах, что составляет почти 63%.

В 16 стихах согласования доударных звуков нет; но в них, почти везде, звуковое строение рифмы определяется звуковым строением стиха: Равнодушна и ревнива... Прозерпина в упоеньи... и т.п.

- 3 -

Теперь рассмотрим типы пушкинской рифмы, сначала по отношению только к опорному звуку.

Отдельно должно рассматривать рифму мужскую (с ударением на последнем слоге) и женскую (с ударением на предпоследнем слоге). Рифм дактилических и ипердактилических у Пушкина немного, и их можно оставить в стороне.

Среди мужских рифм различаются: открытые, т.е. с ударением на гласную, полуоткрытые или смягченные, т.е. с ударением на дифтонг с й, и закрытые, т.е. кончающиеся на согласную.

В открытых мужских рифмах Пушкин, как постоянное правило, соблюдал совпадение опорного звука, например: пора - вечера, старика - ручейка, зима - ума, небеса - полчаса, равно - темно, мне - старине, Парни - дни, чреду - суду, мечты - полноты и т.д. Исключение составляют рифмы на йотированные звуки: ю, я, ё, т.е. jу, ja, ie: где, по-видимому, для слуха Пушкина звук j уже являлся опорным. Отсюда возникали рифмы: лью - свою, друзья - я, ит.п., но рядом с ними нередки и рифмы на йотированный звук с добавочным опорным: края - да я, сердца я - твоя, мою - отдаю, мое - твое, и т.д. В отдельных случаях, как йотированные, принимались Пушкиным звуки иие, откуда рифмы: любви - дни, стекле - О да Е, и т.п. Но таких примеров и вообще отступлений от общего правила мужской открытой рифмы у Пушкина очень немного.

В смягченных мужских рифмах Пушкин менее строго согласовывал опорный звук. По-видимому, слух его довольствовался совпадением как бы двух звуков в дифтонге. Наряду с рифмами, где опорный звук соблюден точно: живой - головой, дней - сильней, речей - очей, он ей - дней, молодой - седой, одной - мной, и т.д., встречается много таких, где взято не точное, а приблизительное согласование звуков (сходство, а не тождество): тобой - роковой, молодой - суетой, грядой - высотой, и т.д., и, наконец, такие, где опорный звук вовсе не принят во внимание: герой - собой, речей - нежней, чай - вставай, и т.д.

В закрытых мужских рифмах Пушкин чаще, чем в смягченных, согласовывал опорные звуки, например: разговор - двор, берегов - богов, роман - обман, болван - зван, пером - гром, брат - град, говорят - наряд, вряд - наряд, наконец - венец, медведь - реветь, Аквилон - небосклон, труд - руд, труслив - справедлив, падут - отдадут, судить - щадить, восставал - укрывал, и т.д. Не менее часто встречаются в таких рифмах приблизительные опорные звуки: опор - разговор, небес - древес, сад - назад, конь - огонь, глядел - хотел, стихов - богов, грядах - кустах, путь - как-нибудь, и т.д. Однако в ряде таких рифм опорные звуки не согласованы вовсе, например: сейчас - нас, порок - венок, устах - очах, и т.д., особенно часто это в рифмах с ударением на ю, я и ё и в рифмах, кончающихся на две согласных.

Среди женских рифм Пушкина должно различать две группы: те, где после ударной гласной нет согласной или одна согласная, и те, где после ударной гласной две или несколько согласных.

В первой группе согласование опорного звука особенно часто в рифмах открытых: 1) без согласной после ударной: настроя - героя, сединою - женою, клеветою - мечтою, пожилые - злые, замираю - вверяю, и т.д.; 2) с согласной после ударной: тумане - романе, угрозы - прозы, друга - супруга, телега - ночлега, рассказы - проказы, печали - качали - венчали, печали - отвечали, Орлова - слова, отраду - винограду, отрада - Цареграда, время - стремя, триолеты - куплеты, воздымала - выжимала, и т.д.; 3) то же с приблизительным согласованием: боле - воле, убийца - кровопийца, утверждали - достали, Гибралтара - удара, гости - кости, стакана - кургана, посвящали - искажали, и т.д.

В смягченных женских рифмах такое согласование встречается реже, по-видимому, по той же причине, как в смягченных мужских. Этим объясняется и то обстоятельство, что Пушкин нечасто ищет совпадения опорных звуков в рифмах на аний, ений, например: Евгений - суждений, желаний - свиданий, и т.п. Однако в ряде случаев такое согласование имеется: граций - Гораций, княгиней - богиней, исключений - огорчений, и т.д. То же должно сказать о закрытых женских рифмах, каких вообще у Пушкина сравнительно немного; но и среди них есть ряд с согласованием опорных звуков: субботам - работам, дорисован - образован, навещают - утешают, и т.д.

В рифмах второй группы опорные звуки согласованы вообще редко, и для Пушкина типичны рифмы: разгульный - караульный, возникла - Перикла, лицемерный - суеверный, и т.д. Но и здесь можно привести ряд рифм с согласованием, точным или приблизительным: проворно - чудотворной, страстный - прекрасный, смиренный - презренный, печальный - первоначальный, железный - полезный, треснет - воскреснет, бездельник - понедельник, сердечный - скоротечный, Андрюшка - старушка, и т.д. Должно заметить, что согласную со следующим ь Пушкин тоже рассматривал как двойную согласную; отсюда его рифмы без опорного звука на анье, енье: молчанье - трепетанье, угощенье - варенье, и т.п. Однако в отдельных случаях согласование и здесь встречается: поколенье - употребленье, возраженье - воображенье, утешенье - просвещенье, и т.д.

Особенно редко встречается согласование в таких рифмах с ударением на дифтонге, как: злодейство - семейство, и т.п.

Ко всему этому должно добавить существенную оговорку. Согласование опорных звуков может быть и не явным. Звук, являющийся опорным в одном слове, нередко у Пушкина оказывается в слове рифмующимся отделенным от ударной гласной или одним вставным звуком, или целым слогом, или даже несколькими слогами. В последних случаях нужны особые условия, чтобы установить именно согласование звуков (о некоторых таких условиях будет сказано дальше), и здесь мы остановимся только на первом случае, т.е. когда опорный звук отделен в рифмующемся слове от ударной гласной одним звуком.

Вот примеры такого согласования: 1) точного в мужских рифмах: кумир - вампир, ковром - зерном, колеи - земли, наводит сон - торжествует он, докучны ей - речей, зовешь - узнаешь, и т.д.; 2) точного в женских рифмах: прислуги - досуги, слова - бестолкова, дела - побледнела, обедни - бредни, воспета - поэта, порога - чертога, отваги - овраги, терпенье - уверенье, ретивый - прихотливый, рожденный - ободренный, беззаконный - непреклонный, являлся - раздавался, и т.д.; 3) приблизительного: скал - похвал, потом - одном, обходит - заводит, блещет - трепещет, догадкой - украдкой, зовут отца - мертвеца, и т.д.*

______

* М.А. Гершензон, выставляя положение, что звуки рифмы являются, с одной стороны, итогом звукового строения данного стиха, с другой - подготовкой звукового строя следующего стиха, указал на любопытное явление: эти вставные звуки часто являются именно теми, которые получают преобладание в следующем стихе. Пример:

России бранная царица,
Воспомнй прежние права!
Померкни, солнце Австерлица,
Пылай, великая Москва!
Опорная согласная р (царица) отделена в рифме (Австерлица) звуком л, который получает преобладание в следующем стихе. Таких примеров немало.
______

- 4 -

До сих пор мы рассматривали только опорные звуки. Между тем Пушкин весьма часто не довольствовался согласованием одного только опорного звука, но согласовывал также ряд других доударных звуков. В том случае, когда все эти звуки непосредственно предшествуют ударному, получается то, что правильно должно называть "глубокой" рифмой. Вот примеры таких глубоких рифм Пушкина: 1) мужских открытых: места - проста, хочу - отплачу, отравлено - напоено, грехи - женихи, истребя - себя, слова - трава, слова - права, слова - голова, вина - тишина, богов - врагов, власы - часы, осеня - меня, враля - поля, давно - равно, перевести - чести, и т.д.; 2) смягченных мужских: роковой - головой, золотой - теплотой и т.д.; 3) закрытых мужских: показать - сказать, снимая - поднимая и т.д.; 4) женских: с поклоном - небосклоном, кипела - свирепела, погруженный - вооруженный, Гименея - пламенея и т.д.

По аналогии с просто опорными звуками, дополнительно согласованные доударные звуки могут и не предшествовать непосредственно ударной гласной. Такие рифмы тоже приближаются к типу глубоких. Примеры: 1) где в одном случае все согласованные звуки являются опорными: умно - смешно, Тульчи - палачи, стрелка - издалека, больна - влюблена и т.д.; 2) где второй звук ни в одной из рифм не является опорным: души - карандаши, душа - дыша, плеча - луча, сама - без ума, рожок - кружок, сложено - для кого ж оно и т.д. Возможны и более сложные приемы такого согласования, с перестановкой звуков и т.п., например: вздор - разговор, Корсар - Сбогар, Гименей - много дней, Грандисон - наводит сон, простите ей - страстей и т.д.*

______

* М.А. Гершензон указал, что у Пушкина нередко опорные и вообще доударные звуки одной рифмы систематически распределяются по нескольким словам в рифмующемся стихе. Примеры:

И жало мудрое змеи
В уста замершие мои.
______

Я знаю сам свои пороки,
Не нужны мне, поверь, уроки.
______

Ты сам, дивись, Назон, дивись судьбе превратной,
Ты, с юных лет презрев волненья жизни ратной.
Другие примеры: с бою - буйной головою, бани - бархатные ткани, суровый - странность рифмы новой, оставил - места сии прославил, трон - терпит он, и т.д.
______

Близко к "глубоким" рифмам стоит особенный тип рифм, очень любимый Пушкиным, - рифма "поглощающая". В таких рифмах одно слово полностью входит в состав окончания другого.

Наиболее часто применял Пушкин этот прием там, где одна из рифм образована односложным словом. Примеры: да - череда, луг - плуг, кумир - мир, бес - небес, человек - век, снег - нег, дам - следам, стороне - оне, сам - глазам, след - лет, чай - примечай, вот - небосвод, мил - томил, нет - лорнет, был забыл, честь - перечесть, и т.д. Эти рифмы не могут быть названы собственно глубокими, но есть у Пушкина и примеры подлинно глубоких мужских рифм такого типа: его - моего, ему - почему, очки - дурачки, и т.д.

Весьма нередко пользовался Пушкин этим приемом и в женских рифмах. Примеры: речи - встречи, скрежет - режет, столица - лица, хороводы - воды, тучей - летучей, морозы - розы, вижу - ненавижу, тонет - стонет, громом - ромом, странен - ранен, праздность - разность, хладнокровно - ровно, дело - охладело, Тани - мечтаний, непогоды - годы, вериги - Риги и т.д. Или еще - подлинно "глубокие" рифмы этого типа краткой - украдкой, расправа - права, винограда - награда, живые - сторожевые, и т.д. Немало таких рифм У Пушкина и с несколько неточным согласованием звуков: Вальтер Сжотт - расход, возврата - брата, осторожный - дорожный, праздный - однообразный, безобразный - праздный, священный - просвещенный, Харит - укорит и т.д.

К этому же типу рифм должно отнести те, где одно слово начинается ударной гласной и где, следовательно, нет в нем самом опорного звука, но где это слово повторяется полностью в рифмующемся. Пушкин также очень охотно применял такого рода рифмы. Примеры: 1) мужские рифмы: он - Наполеон, их - затих, честь - есть, и т.д.; 2) женские: ада - отрада, ночи - очи, годы - оды, свободы - оды, оба - гроба, Оле - боло, стулья - улья, шумный - умный, охнет - сохнет, и т.д.

Отдельный вид, и, быть может, наиболее интересный, "поглощающих" рифм составляют рифмы, поглощающие с метастазой (перестановкой) или разделением звуков, т.е. где все звуки одного слова полностью, но не подряд и не в том же порядке, входят в состав рифмующегося слова.

Примеры: 1) поглощающих рифм с разделением звуков мужских: стон - сторон, том - тайком, ты сам - там, сны - старины, - мгла - могла, хлоп - холоп, рука - ручейка, горит - говорит, просак - простак, пленять - воспламенять, красой - рой и т.д.; 2) женских: страдаю - стаю, приносят - просят, топит - торопит, прилежней - прежней, нежно - неизбежно, деле - доселе, сегодня - сводня, праздник - проказник, рано - романа, милый - могилы, своды - свободы, руку - разлуку, верой - Венерой, пищу - пепелищу, поле - поневоле, злата - заплата, тучи - трескучий, неге - ночлеге, пиво - спесиво, и т.д. Стоит обратить внимание, что громадное большинство этих рифм начинаются с одного и того же звука.

Примеры: 3) поглощающих рифм с перестановкой звуков: года - тогда, стара - востра, гражданин - один, косны - несносный, не жаль - жизни даль, расточены - старины, клавикорды - аккорды, воспоминанье - вниманье, Прасковью - кровью и т.д.

К особенностям пушкинской рифмовки относится приятие во внимание начальных звуков слова, примеры чему были только что даны.

Во-первых, в ряде случаев, опорный звук одного слова согласован с начальным звуком рифмующегося. Примеры: мой - мной, томим - моим, приговор - взор, страх - местах, рукой - порой, венец - певец, толпой - пустой, чертей - рифмачей, тронут - потонут, минуты - надуты, страницы - небылицы, мгновенье - владенье, печали - читали и т.д. Ряд таких рифм является поглощающим с разделением звуков*.

______

* Отдельные случаи подходят близко к указанному выше распределению доударных звуков рифмы между несколькими словами в рифмующемся стихе, например: лоно вод - лед, слезы лил - сил и т.д.

______

Во-вторых, в ряде рифм согласованы именно начальные звуки обоих рифмующихся слов. Примеры: 1) мужских рифм: меня - моя, покой - пустой, вода - вреда, вощаной - водой, лужок - лесок, столба - судьба, головой - горой, лови - любви, друзей - дней, наизусть - ни грусть, передал - проливал, глядит - гласит, чернит - чертит и т.д.; 2) женских рифм: Татьяна - тирана, сваха - страха, невежды - надежды, поэты - предметы, важной - влажной, погода - природа, волненье - воображенье, волненье - вдохновенье, - небреженьем - нетерпеньем и т.д. Этот прием особенно распространен в стихах Пушкина.

Должно еще отметить, что Пушкин весьма охотно применял, как рифмы, слова, в звуковом отношении аналогичные. Характерными примерами могут служить рифмы: предметы - приметы, приезд - присест, плюхи - блохи и т.д. Ряд таких рифм приведен раньше под различными рубриками. К тому же типу относятся любимые Пушкиным рифмы: сладость - младость, племя - время, сети - дети, пишет - дышит, тень - день, и т.д., а также еще: Моэта - поэта, необозрима - невозвратима, залетный - заботный, и т.п.

По-видимому, пристрастием Пушкина к таким созвучиям должно объяснить то, что он охотно рифмовал ряд односложных и двусложных слов, формально дающих только бедное созвучие: глас - нас, нас - вас, лет - нет, шум - дум, силы - милы, тени - сени, нами - вами и т.п. Может быть, по той же причине Пушкин допускал рифмы, представляющие в сущности повторение одного и того же слова с разными приставками: меж тем - тем, всяк - сяк, обрести - завести, всходит - нисходит, приговоров - разговоров, самовольным - недовольным и т.д.

Последние виды рифмы составляют уже переход к рифмам омонимическим и тавтологическим. Омонимической рифмой в точности называется такая, где оба рифмующиеся слова составлены из одних и тех же звуков, но в разном их распорядке; но также называют омонимической рифмой и те, где рифмующиеся слова составлены из сходных звуков. Примеры таких рифм Пушкина частью даны выше, частью еще: голод - холод, голодный - холодный, пятой - бедой, задрожала - задержала, арестом - Орестом и т.д.

Тавтологической рифмой называется такая, в которой рифмуются два слова, одинаковые по произношению, но имеющие разное значение. Примеры, для ясности, приводим в полных стихах:

А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга?
______

Будет вам по калачу...
А не то поколочу.
______

В год за три щелчка тебе по лбу...
Есть же давай мне вареную полбу.
______

И током слезы точит.
А старший брат свой нож берет,
Присвистывая, точит.
______

Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости.
______

Хоть убей, следа не видно...
В поле бес нас водит, видно.
______

Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав.

Можно напомнить еще стихотворные шутки Пушкина на глубокие рифмы: "Дева, ног не топырь..." и т.п.

- 5 -

Остается сказать о бедных рифмах у Пушкина.

Несомненно, у него есть ряд рифм, где звуки согласованы только начиная с ударной гласной, причем иногда самое сходство этих ударных гласных лишь приблизительное. Можно найти у Пушкина и просто слабые рифмы, и не только в лицейских стихах: одни - стороны, ныне - именины, китайца - американца и т.д., но и в "Онегине": героиней - Дельфиной, и т.п. Но все это будут единичные исключения.

Как правило, можно установить следующее. В тех случаях, когда Пушкин, по внешности, довольствовался "бедным" созвучием, не искал согласования доударных звуков, это было обусловлено тем, что доударные звуки рифмующихся слов подчинялись звуковому строю того стиха, в который они входили. Такова, например, "бедная" рифма: суровый - подковой; но звуковое строение этих двух слов легко объясняется, если взять полностью стихи с этими рифмами:

Скакать верхом в степи суровой...
Но конь притуплённой подковой.

Несколько аналогичных примеров приведено раньше и дальше*.

______

* М.А. Гершензон указал, что евфонией стиха часто объясняется у Пушкина замена точного согласования опорных звуков приблизительным. Примеры:

Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волпует над ними ковыль.
______

Пошла гулять в пустынном поле.
Она привыкла к резвой воле.
______

Куда как весело!
Вот вечер; вьюга воет. Свеча темно горит; стесняясь сердце ноет.
______

Это обстоятельство весьма затрудняет цифровые подсчеты числа рифм у Пушкина, где доударные звуки во внимание приняты. В ряде рифм, где формально нет согласования доударных звуков, в действительности эти звуки играют огромную роль в евфонии стиха.

Возьмем пример, стихотворение: "Зима. Что делать нам в деревне..." В нем 46 стихов, не считая последнего, оставленного без рифмы, т.е. 23 пары рифм.

Из них поглощающих 3: встречаю - чаю, речи - встречи, розе - морозе. Сюда же можно было бы отнести рифму, яд - скользят, но мы рассматриваем ее далее.

Поглощающих с перестановкой 1: крыльцо - лицо.

Просто глубоких 2: закрываю - вырываю, слова - права. Предыдущую рифму: крыльцо - лицо, конечно, можно также рассматривать и как просто глубокую.

С точной опорной согласной 5: метель - постель, коня - дня, шевеля - короля, уголка - возка, сторона - полна.

С приблизительной опорной согласной 1: спор - разговор.

С согласованием опорной согласной и начальной 2: взоры - разговоры, за нами - глазами.

С согласованием начальных согласных 1: скуки яд - скользят.

Всего рифм, где согласованы доударные звуки, 15; где они не согласованы - 8. Однако рассмотрим эти последние:

В рифме: до обеда - соседа, явная аналогия в построении рифмующихся слов. То же в рифме: воет - ноет, но она объясняется еще звуковым строением стихов:

Куда как весело! Вот вечер; вьюга воет.
Свеча темно горит; стесняясь сердце ноет.

То же рифма: поздней уж порой - являемся домой. То же рифма: прислужницею странной - холодный и туманный. То же рифма:

...о сахарном заводе.
Хозяйка хмурится в подобие погоде.

То же рифма: идет в уединенье - печальное селенье. Наконец, рифма: и песни вечерком - и шепот за столом, дает аналогичное построение двух выражений.

Принимая во внимание такие оговорки, должно признать, что все формальные подсчеты дадут цифры ниже действительных.

Однако, чтобы избежать всяких субъективных толкований, лучше при подсчете рифм, где приняты во внимание доударные звуки, считать за таковые только следующие типы: 1) поглощающие с опорной согласной; 2) поглощающие с перестановкой и с разрывом; 3) глубокие; 4) с опорным звуком точным; 5) с опорным звуком приблизительным; 6) с согласованием опорного звука и начального; 7) с согласованием начальных звуков; 8) мужские с ударением на йотированный звук (таких немного).

Составленные по этой программе статистические таблицы дали следующие результаты:

В III главе "Онегина", из 92 пар рифм, с согласованием доударных звуков 68, т.е. 73%.

В IV главе "Онегина", из 312+3 (имеются в виду тройные рифмы в "Письме Татьяны"), с согласованием рифм 171, т.е. 54%.

В "Цыганах", из 244+27, с согласованием рифм 139, т.е. 51%.

В "Прозерпине", из 43, с согласованием рифм 27, т.е. 63%.

В стихотворении "Зима. Что делать нам в деревне...", из 23, с согласованием рифм 15, т.е. больше 65%.

В стихотворении "К Овидию", из 52, с согласованием рифм 27, т.е. почти 54%.

Разумеется, этих подсчетов далеко не достаточно. Не и они уже позволяют утверждать, что у Пушкина в большинстве рифм так или иначе доударные звуки согласованы.

Следовательно, так называемая "классическая" рифма не есть пушкинская рифма. Утверждение, что поэты XIX века на опорный звук обращали внимания мало - неверно: опровержение - Пушкин. Господствующие определения рифмы должны быть изменены, если желательно, чтобы они соответствовали рифмам Пушкина. И наши футуристы в своей реформе рифмы, - может быть, не подозревая того, - возобновляли традиции Пушкина.

1924
 

Андрею Ситнянскому

(Андрюха)
  66  Про книги  2017-05-31  8  1612
Здравствуйте авторы и читатели сайта Хохмодром! Таки не прошёл для меня "даром" конкурс "ОДА СЕБЕ"! Хоть я и не попал в призёры, но сегодня забрал из почтового отделения не менее, (а может быть даже и более), ценный приз. Книгу Андрея Ситнянского Хулиганские стихи, с личным автографом автора! К огромному сожалению, (по техническим причинам), нет возможности предоставить доказательства. Поэтому прошу поверить мне на слово)))

Огромное сеньк ю за книгу тёзка!
Ждала супруга ночью с кама сутрой.
Устроила она мне "вынос мозга".
Когда из туалета вышел... утром.
 

Мутанты

(Шустрая)
  31  День России  2011-02-18  6  1612

Жми сюда
      В Сочи запретили выставлять сатирическую скульптуру "Чиновница-мутант"

      Выставочная комиссия запретила краснодарскому скульптору
      Александру Аполлонову размещать сатирическую скульптуру
      "Чиновница-мутант": в ней усмотрели сходство с несколькими
      высокопоставленными дамами сразу.

Художника обидеть может каждый (с),
На то найдётся много мудрецов…
Особенно того, кто смел однажды
Не ради славы и наживы жажды
Сказать, что у чиновника не женское лицо.
 

Не на конкурс

(zdv)
  49  Про девушек  2015-03-19  13  1611
Жаль если такая тема останется без дополнительного раздува
Олег Индейкин

Ученицы Глафира и Тома
После школы подрались у дома.
И теперь у Глафиры
Две губы – как зефиры,
А у Томы на лбу – гематома.
***
Олег Индейкин

Пышногрудая девушка Тома
Вдруг избрала в любовники гнома.
Гном настолько был мал,
Что лишь нос чуть торчал
Из надетого гномом кондома.
***
Актёр

Пышногрудая девушка Тома
Раз избрала в любовники гнома.
Выбор плох? - Не скажи.
Он нашел точку Жи.
Тома рада - и гном там как дома.
***
zdv

Пышногрудая девушка Тома
Отдалась как-то раз без кондома,
Но забыла о том
Где сидел у ней гном
И у гнома три дня уже кома
***
zdv

Пышногрудая девушка Тома
Как-то выпив кубинского рома
Заявляла, что с ней
Спал Ситнянский Андрей
Хоть была вовсе с ним не знакома
 

Видение

(Вадо)
  42  Про Хохмодром  2023-03-05  4  1610
Волхва я строить из себя не стану,      
Но чувствую порою божий дар.
Вот, например: читаю Емельяна,
И чётко вижу - это Дуримар.      

Пускай про тризну что-то говорит он,
Надеюсь, что обиды не тая,
Безвременно воскресшего Хамита      
Все рады видеть так же, как и я
 

Стихи для самых маленьких (3-5)

(Авада Кедавра)
  16    2015-09-19  27  1609
Воспитание чекиста

О том, как папа застрелил мне хорька

      Как-то вечером домой
      Возвращался папа мой.
      Возвращался папа мой
      Поздно по полю домой.

      Папа смотрит и глядит --
      На земле хорёк сидит.
      На земле хорёк сидит
      И на папу не глядит.

      Папа думает: "Хорёк --
      Замечательный зверёк,
      Замечательный зверёк,
      Если только он хорёк".

      А хорёк сидел, сидел,
      И на папу поглядел.
      И на папу поглядел
      И уж больше не сидел.

      Папа сразу побежал,
      Он винтовку заряжал.
      Очень быстро заряжал,
      Чтоб хорёк не убежал.

      А хорёк бежит к реке
      От кустов невдалеке.
      А за ним невдалеке
      Мчится папа к той реке.

      Папа сердится, кричит
      И патронами бренчит,
      И винтовочкой бренчит,
      "Подожди меня!" -- кричит.

      А хорёк, поднявши хвост,
      Удирает через мост,
      Мчится с визгом через мост,
      К небесам поднявши хвост.

      Папа щелкает курком,
      Да с пригорка кувырком.
      Полетел он кувырком
      И -- в погоню за хорьком.

      А ружье в его руках
      Загремело -- тарарах!
      Как ударит -- тарарах!
      Так и прыгнуло в руках.

      Папа в сторону бежит,
      А хорёк уже лежит.
      На земле хорёк лежит
      И от папы не бежит.

      Тут скорее папа мой
      Потащил хорька домой.
      И принес его домой,
      Взяв за лапку, папа мой.

      Я был рад, в ладоши бил,
      Из хорька себе набил,
      Стружкой чучело набил,
      И опять в ладоши бил.

      Вот пред вами мой хорёк
      На странице поперёк.
      Нарисован поперёк
      Перед вами мой хорёк.

      Даниил Хармс, 1929 г.

______

Альтернативное воспитание: :)

      Уронили мишку на пол,
      Оторвали мишке лапу.
      Все равно его не брошу ―
      Потому что он хороший.

      А. Барто

======

Вот здесь вышел маленький диспут на тему Жми сюда

И вот мои вопросы:

Как Вам приведенное выше произведение Д.Х.?
Стали бы вы читать такое стихотворение своему малолетнему сыну или дочери?
Кого из присутствующих в детстве потчивали стихами Хармса?
Кто любит Хармса (для детей)?
Кто любит Хармса (для взрослых)?
 

Чей Пегас быстрее?

(Йенс Тилва)
  13    2006-12-03  25  1608

При приёме на работу секретаршу спрашивают:
-Сколько знаков в минуту Вы печатаете?
-Тысячу двести.
-Так много?
-Ага. И такая фигня получается…
(анекдот)

Господа, всем вам, несомненно, хочется узнать, кто же самый плодовитый поэт на сайте. Опытный счетовод Йенс Тилва избавил вас от необходимости копаться в рейтингах, он всё сделал за вас. Итак, до недавнего времени лидером по этому показателю был автор Олег с 508-ю произведениями. Многие старожилы знакомы с ним ещё по Хи-хи.ру, царство ему небесное (не Олегу, Хи-хи.ру), но с некоторых пор (31 произведение назад) вперёд вырвался автор Хрентефря и теперь уверенно лидирует со своими 540-а стихами. Олегу же приходится довольствоваться вторым местом, но и это неплохо, учитывая то обстоятельство, что он давно уже не пополняет свою страницу новыми стихами, а старые вывешивал ещё ДО введения лимита на три произведения в день. Только 21-го января 2005-го года автор порадовал нас публикацией сразу 59-и своих шедевров, решив, видимо, тем самым по-своему отпраздновать восемьдесят первую годовщину со дня смерти вождя мирового пролетариата. Такие возможности даже не снились его ближайшему преследователю Пинни Вуху (пришедшему на сайт сравнительно недавно), которого отделяют от Олега каких-то 35 стихов. А ещё всего лишь 19 удерживают на четвёртом месте несравненного Юру Тубольцева, но согласитесь, что показатель «454» звучит гордо. Замыкает пятёрку лидеров Коля Суденко с 422-мя произведениями и большим творческим потенциалом. Из всех пяти, только творчество Хрентефри импонирует вашему обозревателю, который, кстати, уверенно занимает 62-ю позицию, сразу за руководителем проекта Дейтерием, но не собирается прекращать борьбу. Таково состояние дел на 3-е декабря 2006-го года. Всем спасибо, все свободны, с вами был Йенс Тилва.
 

Частное обращение (Питерпен ...

(Мытарь)
  26    2006-06-01  2  1608

Разошли 10-и знакомым коммерсантам и будет тебе щастье.
 

Зачистка Чистых Прудов

(Сергей Беседа)
  34  День России  2011-12-06  1  1607
06.12.11. В Москве у Чистых прудов прошла одна из самых масштабных
      акций оппозиции против результатов декабрьских выборов в Госдуму. За
      участие в несанкционированной акции были   задержаны более
      300 человек. Жми сюда

   Знают все: в Единстве наша сила!
   И чтоб побыстрей придти к нему -
   Все, кто ЗА – в Единую Россию!
   Остальных – в Бутырскую тюрьму.
 

... а украсть, так 8 миллионов

(Сергей Беседа)
  30  Про воров  2009-04-23  2  1607
23.04.2009. В Петербурге из городского фонда начисления
      пенсионных пособий украден банкомат с 8 млн руб.
      Жми сюда
      
    Россия широтой идей богата,
    Тут даже у воров широк на кражи взгляд:
    Зачем купюры красть из банкомата,
    Уж если брать, так целый банкомат!
 

Николай Колычев на ТВ

(Дейтерий)
  60  О поэтах  2012-04-13  0  1605
По ссылке ниже- запись мартовской телепередачи из Дубны с нашим автором Николаем Колычевым Жми сюда.
Почти все его детские стихи и песни- с Хохмодрома.

Жми сюда

 

Ах, как жаль ...

(Маня)
  0    2004-12-15  17  1605
Ах, как жаль что с сайта УХОДЯТ яркие личности. Именно такой я воспринимала Гульку. Можно сколько угодно спорить об их с Виталием отношении. Можно сколько угодно говорить о том, что она феминистка и т.д. но то что Гулька была яркой звездочкой здесь - это никто оспорить не может. Да она не терпела хамсtва, особенно со стороны мужчин, да она могла ответить так, что все вокруг заливались краской, но ее уход это большой минус для данного сайта и данного общества. Лично мне ее будет не хватать. Ну а на счет мужчин, так я вам дорогие мальчики скажу так, очень редко в нашей жизни встречается джентельмен, способный снять шляпу перед женщиной даже если это и падшая женшина. Лично мне такой в моей жизни встретился однажды- это мой муж. :-) К моему глубокому сожалению Советская власть воспитывала всех нас "товарищами" и очень многие мужики (особенно с бывшего Советского Союза) в женщине видят ТО-ВА-РИ-ЩА с которым можно распить на троих и набить морду в случае чего.А ведь любая женщина хочет что бы в ней видели женщину, а не товарища... :-) Вот в этом и заключался весь Гулин "Феминизм". Как жаль, господа, что вы этого не поняли !!!!!! А в заключение своей речи , я хочу добавить: ГУЛьКА ВЕРНИСь! МЫ ВСЁ ТЕБЕ ПРОСТИМ ! БЕЗ ТЕБЯ САЙТ СТАЛ ПРЕСTНЫМ!!!
 

Я не люблю, когда лишают слОва

(Саша Сидорчук)
  35  Русский язык  2012-05-02  1  1602
Я не люблю, когда лишают слОва
С улыбочкой, прилюдно, навсегда.
Простого слова, теплого, родного,
С   ним   детство вспоминаешь   иногда.

Я не люблю, когда лишают слОва.
И не на митинге, (на это мне - плевать).
Как можно это объяснить толково,
Что слово – есть, а вслух - и не сказать.

Живу теперь   блинов, увы, не зная.
Неловко вслух   при людях попросить.
Ну, как   теперь промолвить: - Дорогая,
подай - ка   блин, сметану   и - запить.   

Слова   простые, но   больнЫ   заразой
И костью   застревает   «мягкий мат».
Уж, эти   «блин» и   «трахнуть» - вот проказа!
Какого слова завтра   нас лишат?
***
Я не люблю, когда лишают слОва!
 

Вот опять...

(Тю ♥)
  78  О поэтах  2014-03-21  9  1601


...

Пы.Сы. Внизу ссылочка для вас, друзья! Всем удачи и вдохновения!!!

.

:о)

 На страницу новостей 

Использование произведений и отзывов возможно только с разрешения их авторов.
Вебмастер   

cached: 227158