ХОХМОДРОМ- смешные стихи, прикольные поздравления, веселые песни, шуточные сценарии- портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ - портал авторского юмора
ХОХМОДРОМ

Новости Хохмодрома: самое обсуждаемое: стр. 28

ХОХМОДРОМ
Новости сайта: самое обсуждаемое: Стр. 28  Оцен.   Раздел   Дата    Рец.   Посет. 
 

Здравствуйте!

(Акпарс)
  20  Новости сайта  2009-09-21  8  1213
Уважаемые коллеги! Я несколько поторопился, выложив на Хохмодроме свое первое произведение, даже не поприветствовав вас. Так вот, здравствуйте! Я уже успел ознакомиться с некоторым количеством произведений, представленных на сайте. Хочу отметить, что попадаются очень талантливые вещи. Не буду выделять кого-то особо, дабы не обидеть остальных. Ознакомился также и с правилами сайта. Постараюсь их придерживаться. Подсказывайте, ежели чё. Надеюсь на вашу поддержку.
 

Стук колёс – это отпуска песня

(Geom)
  44  Железная дорога  2009-07-31  8  4988

Стук колёс – это отпуска песня,
Две недели его впереди.
Отдыхать-то куда интересней,
Чем, как бобик, на службу ходить.

От Москвы, коль по карте, налево
Ехать мне под колёс перестуки
Мимо города аистов Ржева
И райцентра Великие Луки.

Ну, а после Пустóшки уж скоро,
Когда сон еще утренний снится,
Буду там, где леса и озёра.
Себеж. С Латвией рядом граница.

Город, кстати, украшен нетленкой
Одного остряка-приколиста,
Что на улице главной, на стенке
Написал: «Себеж сделаем чистым».

Приезжайте – увидите сами,
Слово мало, кто вымолвит против.
Здесь рассказывать можно часами…
Только я, к сожаленью, в цейтноте.

Время ехать. Подводим итоги.
Что успел рассказать, рассказал.
Доверяясь железной дороге,
Отбываю на Рижский вокзал.
 

С Юбилеем, Gameboy!

(LiraGaga)
  128  День рождения  2013-12-09  8  4606

Богат декабрь на Дни рожденья,
Но у Геймбоя - Юбилей!
Спешу к нему я с поздравленьем
И сорок маленьких свечей

Уже воткнула в тортик нежный,
Осталось только их задуть.
Желаний океан безбрежный
Задумать, Дима, не забудь!

П О З Д Р А В Л Я Ю с Ю Б И Л Е Е М !!!

От всей души - успеха и удачи во всём,
крепкого здоровья, счастья, любви!!! ❤

Страничка нашего Юбиляра: Жми сюда
 

No comments, или Найди 10 отличи ...

(Кешастик)
  32    2008-02-29  8  1033
КРЕСТЬЯНИН И РАБОТНИК
    Когда у нас беда над головой,
      То рады мы тому молиться,
    Кто вздумает за нас вступиться;
    Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
      Все взапуски его ценят,
      И если он у нас не виноват,
      Так это чудо!
      ______

    Старик Крестьянин с Батраком
      Шел под вечер леском
      Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
      Крестьянин ахнуть не успел,
      Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И, где б его почать, лишь место выбирает:
      Конец приходит старику.
    "Степанушка, родной, не выдай, милой!" -
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
      Что только было в нем,
    Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
    Медведь взревел и замертво упал:
      Медведь мой издыхает.
      Прошла беда; Крестьянин встал,
      И он же Батрака ругает.
      Опешил бедный мой Степан.
"Помилуй,- говорит,- за что?"- "За что, болван!
      Чему обрадовался сдуру?
      Знай колет: всю испортил шкуру!"

И.А.Крылов. Сочинения в двух томах.
Москва, "Гос. изд-во художественной
литературы", 1955.

БАТРАК И ХОЗЯИН


Когда является беда,
То рады мы благословлять
Того, кто должен нас спасать.
Ну, а прошла беда когда,
Спасителю от нас бывает худо:
Того, кто спас, ругать начнут,
Вдобавок и бока намнут,
А не намнут, так это чудо.

Старик Панас и молодой батрак
Раз возвращались вечером с покоса.
Шли краем леса, через буерак.
И вдруг медведь взревел и смотрит косо.
Панас перепугался не на шутку,
И сердце чуть не выскочило вон.
Бедняге стало муторно и жутко,
И с перепугу стал креститься он.
Но крест медведя остановит разве?
Решил подмять он под себя Панаса.
На части растерзать его он вправе,
Пустить, как мы сказали бы, на мясо.
Он машет лапою то там, о тут.
Достанет – то Панасу уж капут!
«Спаси меня, сыночек мой Игнат!
Погибнуть мне не дай в беде ужасной!" –
Кричит Панас и пятится назад.
И вот смельчак Игнат в тот час ужасный
Схватил топор и, размахнувшись живо,
Медведя по башке как долбанёт!
И вилами ему проткнул живот,
Да так, что кровью залилась крапива.
Медведь лежит. Уж вытянулся весь.
Игнату, думал я, хвала и честь,
Но тут Панас, очухавшись, поднялся
И ну давай чихвостить батрака
Так, что Игнат невольно растерялся:
«Небось, ещё беда, наверняка,
Пришла», - подумал и спросил Панаса:
– За что ж меня ругаете, мой пан?
– Ты хочешь знать, за что? Ну и болван!
Как не ругать тебя мне, лоботряса?
Чему же ты обрадовался сдуру?
Балбес! Ну разве можно так?
Какой же ты, Игнат, дурак!
Смотри, ты ж всю испортил шкуру!

Иван Тисседо, Классик Хохмодрома.
 

ПроХох- новости

(Ирэн)
  17    2008-01-08  8  1137
Степашка в интервью журналу "Мурзилка"наконец-то назвал открыто причину отказа Оксаны Федоровой от титула "Мисс Вселенная 2002", это пожизненный контракт с программой "Спокойной ночи, малыши!";

Анна Михалкова призналась:"Чтобы получить должность ведущей ""Спокойной ночи, малыши, нужно было не только родиться дочкой Никиты Михалкова, но и получить диплом одного из престижных учебных заведений Швейцарии ";

Алла Пугачева сняла грим и стала похожа на свою фамилию;

Николай Басков после развода потерял не только семью , но и свой-бас- и теперь он не -ас-, а просто Коля Б.;

Павел Воля с 31 на 1 января стал жертвой убойной силы . И теперь никто не спасет его от смеха без правил: смех стал без причины;

Проект "Дом-2" обрел свое второе название , а с ним и дыхание.Теперь он называется "Публичный Дом-2".Новый заезд жильцов сразу после кастинга;

Анфиса Чехова на днях отметила свое 30-летие и откровенно заявила:
"Секс начинается только после 30";

Сегодня 8 января Ровшан и Джумшуд впервые вышли на улицу.
Занести мусор ;

И о погоде: "На улицы столбики термометра понизятся до отметки -15 0С.
В квартире столбики термометра поднимутся до отметки -14 0С"

Всем тепла! С вами была дежурная по рубрике Ирэн Непонарошку.
 

Письмо Васе Уткину

(Бо Ло Тин)
  28    2007-10-26  8  765
Дорогие друзья! Перебирая старые бумаги, я обнаружил старое письмо, текст которого мне показался весьма актуальным. Привожу его с сохранением орфографии автора. К сожалению, пришлось только "ять" заменить на "е".
Обратите внимание. Я поместил текст в раздел "Новости", т.к. текст почти полностью настоящий.

    Милостивый Государь
    Юрiй Васильевич!

Отъ 25-аго Октября с.г. я писалъ Вамъ, но къ прискорбiю моему, вы не удостоили меня даже ответомъ, хотя бы чрезъ Владимира Николаевича или Юрiя Михаиловича. Очень жалею, что вы усомнились, или еще более, ежели оскорбились темъ, что я обратился къ Вамъ съ просьбою – выставленiя положительных оценок. Будьте уверены, что это не изъ нахальства, или безстыдства, какъ обыкновенно несправедливо полагаютъ о людяхъ, ищущихъ признанiя, потому что я самъ гордъ и щекотливъ, и нехватает еще обратиться о подобномъ къ своимъ, которые сами бы догадались, или къ темъ, кто мне обязаны всемъ, что имеютъ, или кого даже я самъ одолжилъ, но не могу; и хотя я по болезни прошелъ все, но все-таки живу собственными и благородными трудами и хотя часто съ нуждами, но безъ униженiя моего званiя и связей до сего времени не унижалъ себя подобными просьбами ни у кого и доныне ни кому не долженъ; а прибегаю къ просьбе изъ видовъ по коммерческимъ оборотамъ, и именно къ Вамъ, потому что вы по Вашей доброте, одолжали другихъ, даже людей грязныхъ, и что я по вашему ко мне разположенiю и доверенности при моих занятiяхъ у вас скорее и вернее /для васъ/ мне выделить кредит и оправдать ваше одолженiе точнее съ большой благодарностiю. Вы же какъ купецъ, сами знаете, что деньги не столько важны въ оборотљ и коммерцiи, какъ кредитъ, и круговая другъ къ другу доверенностiе и участiе; - а они для меня въ настоящее время предпрiимчивости необходимы.
Nе смея думать о Вашей доброте во впечатлениi и слухамъ, я все-таки уверенъ въ томъ, что вы не писали отъ хлопотъ, и при занятiяхъ не успели, и все-таки льщу себя надеждою, что вы и милостивый Государь Батюшка Вашъ Василий Андреевичь, меня не оставятъ, и вздумаете помочь; поверьте вы сделаете мне въ настоящее время более, нежели бы кто мне подарилъ 10000р потому что, хотя книга важность не имеетъ, но интересна дотого, что по оригиналу, приняли участiе люди значительные помочь мне ее посвятить кому-либо изъ Высочайшихъ Особъ и чрезъ это, кроме выгодъ выиграть что-либо для моей службы, между темъ годъ сближается къ концу, и я въ ожидание нового года безъ денег и безъ средствъ въ отчаянiи. Итакъ, если вы настроены меня ссудить, то сделайте одолженiе, помогите скорее, новый год на носу, и я долженъ торопиться выполнить. Я даже думалъ, что вы поможете мне чрезъ Вашихъ знакомых умножить подписчиковъ и усилите средства къ будущей разспродаже; но насильно ничего нельзя требовать и ожидать , все зависитъ от доброго желанiя и собственного усердiя; все зависитъ отъ обстоятельствъ

      Милостивого Государя
28 Nоября      Покорный Слуга      
1850 года      Бо Ло Тин

За помощь мне, Васъ Богъ вознаградитъ, и поверьте постараюсь въ сто разъ вамъ быть полезными, - когда-либо вспомните.
 

Где-то на Арбате...

(Gameboy)
  22    2010-07-15  8  1345

Это на Арбате будет где-то...
Где-то в воскресенье... где-то в пять...
Общество весёлое поэтов
Будет, как бы, типа, выступать.

А для разогреву интереса
Вам ещё наводку даст Gameboy:
Будут телевиденье и пресса.
Радио? Ну да. Само собой!

И по интересу разогрева
Все вопросы решены почти
Про "на водку"... Если на жаре вам...
Ваш нарколог пить не запретил.

PS
По вопросу "где-то в пять"
Нужно будет уточнять.
 

Таня К. в Москве

(Ирма Каллер)
  48    2007-04-07  8  1452

«Оставлю на денёчек Чёрный пруд,
Большой Покровки бары, рестораны…
Москва, даю на сборы пять минут,
Я завтра приезжаю к вам… спонтанно…»

С утра и до семнадцати ноль-ноль
Дела, дела: то Путин, то министры…
А после было сказано: «изволь,
Любезный, жми в «Кишмиш», на чай за «быстро»!..»

Народ умеет Таня убеждать:
«Скажите, люди, вы уже поели?..
Тогда отдайте столик!.. мне их пять
Собрать осталось - буду я у цели!..»

На ночь к теплу слетались стаи птиц...
Вот солнышко ушло, но мы согреты
Общением друг с другом без границ,
Поскольку поэтессы и поэты…

Подслушав то, что скоро на вокзал,
Задумчивая Девушка-с-Подносом
Меняла свежевыпитый бокал
На полный чайник с чаем, без вопроса...

Мужчины много выпили саке,
Ну, может не саке, но тоже много…
Почаще приезжай к нам, Таня К.,
Давно уже проторена дорога…

Фотоотчёт о встрече в «Кишмише»:

Жми сюда

Полностью любую фотку можно посмотреть, нажав на значок «полноразмерное фото» в левом углу под фотографией.
 

МОНОЛОГ СТАДА

(Бо Ло Тин)
  32    2006-11-13  8  906
Новое, как известно, - это хорошо забытое старое. Вот я и решил в разделе "Новостей", чтобы порадовать своих коллег, поместить прекрасную вещицу Владлена Бахнова, двадцатилетней давности.

      МОНОЛОГ СТАДА

Мы – стадо, нас полтысячи голов.
Пасёмся дружно мы и дружно блеем.
И ни о чём на свете не жалеем.
Баранье стадо – наш удел таков.

В загон нас гонят – мы бежим в загон,
На выпас гонят – мы спешим на выпас.
Быть в стаде – основной закон.
Страшней всего – из стада выпасть.

Пора приходит – нас стригут.
Зачем стригут, нам непонятно.
Но всех стригут – куда ж подашься тут.
Хоть процедура эта неприятна,
А пастухам над нами власть дана.
Свою судьбу мы вверили им смело.
Они ведь так болеют все за дело
И трудятся без отдыха и сна.

Какой-то всадник нам кричал, что в стадо
Нас превратил колдун. А для чего нам надо
Знать, что мы, люди, волей колдуна
Превращены в баранов. Так вкусна
На выпасах хрустящая трава,
Прохладна так вода в ручьях журчащих.
Зачем нам знать о кознях колдовства,
Когда приятно так дремать в тенистых чащах!

Да, хлещет по бокам пастуший кнут.
Так что ж с того! Не отставай от стада!
Зато крепка как никогда ограда
И наши пастухи нас берегут.

И все ж вчера пропали два барана.
А от костра, где грелись пастухи,
Шел запах и тревожащий, и странный.
Наверно, тех баранов за грехи
Задрали волки. Это пострашнее,
Чем колдунов невинные затеи.

Мы – стадо. Нас полтысячи голов.
Идём, раскачивая курдюками.
Нам не страшны проделки колдунов.
Бараны мы. Что можно сделать с нами!
 

Вопрос

(ШППШ)
  40  Смешные вопросы  2006-10-06  8  1561
Школьную грамматику забыл уже,
Все эти спряженья, падежи…
Как сказать: "я стих на сайте выложил"
Или "я на сайте наложил"?
 

Конкурс пекарей и фармакологов

(Gameboy)
  22    2015-05-07  8  1211
у всех кто смог состряпать зразы
перетереть их в порошки
ну в смысле выдумать такие
стишки

есть шанс увидеть в книге фигу
помимо букафф и картинк
и кстати фигу не простую
e-ink

неделя есть ещё в запасе
на выбор есть любой сюжет
вы как хотите я вот лично
уже

Жми сюда
 

Горшочек мёда Вуху

(Птичка Невеличка)
  22  День рождения  2006-06-13  8  2516
Почти любой
когда-то чуда ждёт.
Я не волшебник,
такова природа...
Но - Дорогой
наш Вух! Хоть жизнь - не мёд,
пусть не всегда - прекрасная погода,
зато у нас есть ты!
И слаще жить!
И сочинять, и радоваться встрече.
Банально, но -
пусть сбудутся мечты!
И медвежачьи пусть, и человечьи!

С Днём Варенья!
 

ПИПЛЫ, ВАРНИНГ! МАТ на САЙТЕ!

(Shagrath Mc`Kolbasaev)
  28    2006-02-17  8  1234
Буду краток:

Я сам любитель крепкого словца, но все же давайте воздерживаться от прямого матерного текста в названиях произведений!

Если из песни слов не выкинешь, хотя бы завуалируйте свою х%йню! И помещайте, итить вашу медь, такого рода произведения в раздел "ненорматив"!

Давайте уважать друг друга и себя!

Спасибо за внимание! Ваш Шаграт.
 

Дополнение на

(ЭПСА)
  8    2005-09-22  8  1058
Мужики!
Давайте попросим админа сайта добавить одну функцию. Пусть будет видно, кто в онлайне на сайте находится. В смысле, если бы была колоночка с никами текущих посетителей сайта, то это было бы неплохо! А если какой чел этого не хочет, он сможет свое присутствие скрыть.
А то иногда хочется о чем-нить с Никитосом или Махой, ну или там Куканычем потереть, а хрен знает - на сайте они щас или опять в Гриле торчат. Моно кнечна чо-то вякнуть и ждать ответа сутки, но меня это напрягает.
А вы чего думаете?
Админ тут на сайте - Дейтерий. Мужик он реальный. Если мы его толпой попросим, он захерачит на сайт это мероприятие.
 

УРА!

(Marco)
  1    2004-12-30  8  1250
Мои любимые братья и сестры! Всех вас я с удовольствием поздравляю с наступающим Н.Г. Любви, счастья и богатства.
Пашка.
 

Кстати, о птичках

(Дейтерий)
  0    2004-11-25  8  1765
Судя по счетчикам hotlog'а, в последние дни 30% посетителей с Рамблера искали фразу "Год петуха". Оказывается, сейчас это очень востребованная тема :)
 

Поздравление №3-бис/ДР

(Klock Marley)
  4    2004-11-08  8  1449
Вот ведь как случается порой:
Ходишь, сеешь...Бац - влетает стая,
"Здравствуй", - заявляют, - "Наш герой!
Чо упал то сразу? Поздравляю!"

И пока в попытках возражать
Занимаешь позу для защиты,
Начинают "глаз вооружать",
Свой и Твой, ну, чисто, как бандиты.

Миша! Проживи хотя бы век!
Или у Тебя другие планы?
Здоровский Ты в целом человек,
По частям - не знаю... Всё.
      Zmeyana.

P.S.
Я уже предслышу голоса
Возмущенья (дружеского лая)...
Миша, кто-то спутал адреса.
Я ошибку эту исправляю.
 

Прощание с Карамазовой

(SmeYana)
  -6    2004-10-28  8  711
Расставаться, Машка,
Так грустно...
Но не будем о грустном,
А просто
Как устроим себе
Капустник!
(Ведь Капуста приехал
В гости:)
 

Вечер с Гендальфом

(Актёр (Александр Окр.))
  0    2004-09-19  8  1232
Вчера состоялась презентация Гендальфом своей новой книжки в Театральном Особняке.
Молодой талантливый автор так и не дождался обещанных хихишниками гнилых помидоров и тухлых яиц. ;)
Гендальф читал свою лирику и пародии. Поскольку помидоров не было, автору достались цветы и аплодисменты. Вечер удался, во всяком случае, мне понравилось.
 

Ужас!

(Marco)
  2    2004-09-14  8  1325
Кто сюда "Актера" позвал?!?
 

УГАДАЙ МЕДИЙНУЮ ЛИЧНОСТЬ.

(Моголь)
  24    2024-01-01  7  672

    Друзья, в свое время мне понравилась игра, где предлагалось угадать известную личность, исходя из описаний ее характера и биографических данных. Вот, и я хочу развлечь вас подобным упражнением. Должен сказать, побудило меня к этому не столько намерение позабавить вас, сколько желание разобраться в том странном впечатлении, которое производит на меня некая заметная фигура нашего медиа-пространства. С одной стороны, я признаю немалые достоинства этого человека, но с другой, я нахожу в нем что-то отталкивающее, неприятное. Между тем, мудрость гласит: «Не бойся быть непонятым. Бойся не понять других». Поэтому мы должны быть осторожны в своих суждениях о человеке. Тем более, когда это касается людей, влияющих на общественное мнение. И вот, я надеюсь с вашей помощью проверить верность своего мнения об этой медийной личности. По условиям игры вы должны указать номер абзаца, когда вы узнали, о ком идет речь.

      1.Итак, внешне этот человек весьма привлекателен. Он, как сказал поэт, «и ростом вышел, и лицом». У него хорошие глаза, волосы, осанка, фигура. Он физически развит. Своей статью он, пожалуй, подошел бы на роль поручика Ржевского из «Гусарской баллады».
      2. В движениях он вполне гармоничен, артистичен, хотя и несколько театрален. У него прекрасная дикция, приятный голос, которым он превосходно владеет, притом настолько, что может петь в опере, и по моим сведениям, даже пел на каких-то сценах.
      3.   Говорит он уверенно, внятно, литературно. Обладает отличным чувством юмора, а острота его ума проявляется в диапазоне от невинной шутки до разрушительного сарказма. Смеется он громко и заразительно.
      4. Одевается с большим вкусом и так, что Джеймс Бонд мог бы поучиться у него носить костюмы и галстуки. В общем, по первому впечатлению перед нами «мистер совершенство».
      5.   Таких личностей, как вы понимаете, у нас не так уж много. И если я вам скажу о роде его занятий, вы сразу догадаетесь, о ком я говорю. Поэтому я скажу лишь, что он проявил себя и в творчестве, и в научной деятельности, но особенно, благодаря многочисленным интервью, как лидер общественного мнения.
      6. Судя по откликам на его выступления, многим нравятся его воззрения, высказывания, мнения. Они, как правило, категоричны, однозначны, бескомпромиссны. У него, например, есть обращение к украинцам, где он доказывает пагубность отказа от русского языка, что ограничит и даже отбросит назад развитие их государства во всех смыслах. То есть, создается впечатление, что Он из тех, кто «ясно мыслит и ясно излагает». Однако именно здесь, в этой ясности его откровений, мне кое-что непонятно.
      7. Из его слов абсолютно ясно, что он знает о своих совершенствах, талантах и достоинствах, высоко ценит их, и на этом строится его уверенность в своем превосходстве перед людьми толпы, а также его непомерный эгоизм. Он убежден в том, что люди от природы неравны в своих способностях и, тем более, в своих возможностях. А значит, право владеть всем лучшим в этой жизни заслуживают не все, а только избранные, к коим он, разумеется, причисляет себя.
      8. Особенно для него неприемлемы претензии и запросы на хорошую жизнь людей примитивных, необразованных, невоспитанных, неухоженных, то есть тех, в ком он усматривает черты животных и преступников. Он называет их быдлом (скотами). Поэтому социалистические идеи ему представляются ложными и вредными для цивилизации.
      9. Он – сторонник здоровой конкуренции и борьбы в условиях свободного рынка. А тех кто, выступает против капитализма, он считает недоумками и лицемерами, настоящей целью которых является власть и присвоение чужого имущества. В связи с этим, ему кажется смешными и нелепыми идеи патриотизма, он глумится над понятием «скрепы общества», он издевается над рассуждениями о духовности, которую сравнивает с вонью из сортира.
      10 Он удивляется глупости тех, кто отдает свои жизни за некие высокие идеалы. Даже те, кто вынужден каждый день идти на работу, по его мнению, заслуживают презрения, поскольку не смогли, не сумели или не захотели добиться для себя лучшей участи.
      11. И уж конечно, Он, этот наш откровенный циник, не верит в Бога. Иное было бы просто странно. Но не менее странно выглядит и то, что Он говорит о своих убеждениях и отношениях к жизни вполне отрыто. Он даже несколько бравирует тем, что озвучивает то, что думает, то есть, говорит правду. Ту правду, которая социуму кажется вызовом, эпатажем. Правду, обнаруживающую фальшь идеологических конструкций, срывающую маски с участников игры общества спектакля. И вот, именно эти его откровения меня ставят в тупик. Что ему, по большому счету, можно возразить?
      12. Что, если Он прав? Он талантливый успешный человек. Ему не откажешь в его совершенствах и достоинствах. Да, он любит себя, и считает свою личность высшей и реальной ценностью, в сравнении с которой все остальное, в том числе и идеи, – ничто. А разве я для себя не являюсь высшей ценностью? Но я не обладаю его способностями и качествами, и потому, может быть, подсознательно завидую ему, поэтому-то и готов выискивать у него какие-то недостатки? Кстати он часто говорит о зависти окружающих в его адрес, и это, якобы, является причиной многих конфликтов даже с равными себе по статусу.
      13. Однако я думаю, что истинная причина все же в другом. Чем больше знакомишься с этим человеком, тем больше убеждаешься в том, что главной мотивацией его жизни являются наслаждения. Иногда он прямо об этом говорит. Правда, к роду наслаждений он причисляет и любовь. Она для него – главное наслаждение. Но именно «наслаждение». Слово «наслаждение» он произносит с особым, почти чувственным удовольствием, так, что кажется, будто у него во рту конфета, а его губы накрашены. Но ведь мы знаем, что любовь по своей природе жертвенна. В ее основе способность к сопереживанию, эмпатии. И разве человек, с таким здоровым, как у нашего героя, эгоизмом способен к настоящей любви? Быть может, поэтому любовь в его «устах» звучит несколько пошло, вульгарно. Впрочем, из некоторых его признаний следует, что его любовь, может быть, не совсем обычна, и привычные идеалы, здесь неприменимы. А поскольку эта Его особенность бывает слишком очевидна, то она вполне может служить поводом для недружественного отношения к нему. Думаю, эта странность оттолкнула от него много публики. Но все же это не самое главное. А главное вот что.
      14. Этот человек очень много говорит о своей приверженности к Западной цивилизации и культуре. Он с удовольствием перечисляет произведения искусств, которые доставляют ему истинное «наслаждение». По его признанию он наслаждается музыкой, оперным пением, шедеврами архитектуры и живописи. Он называет имена творцов, художников, сочинителей, приводит фрагменты их произведений, и опять говорит о том, какое наслаждение он испытывает, внимая им…
      15. Однако нам известно, что настоящее высокое искусство не предназначено для наслаждений. В подлинных шедеврах мы встречаемся с великими трагедиями, драмами, высокими идеалами, волнующими помыслами, которые располагают к глубоким переживаниям, и менее всего к наслаждениям. И вот скажите, разве описанный мной человек с его эгоизмом, притупленной эмпатией и цинизмом, способен к полнокровному восприятию настоящего искусства. Мне кажется всех Его совершенств далеко не достаточно для этого. Напротив, его совершенства должны ему мешать. И значит, есть в этом человеке нечто ложное искусственное, неестественное…
      Впрочем, напомню, что тут мы должны быть осторожны в своих выводах и суждениях. Оставим место для рационального объяснения странностей этой личности. Впрочем, для меня важнее, удалось ли вам узнать нашего героя по моим описаниям?.
 

ТАК Я ГОВОРИЛ С ЗАРАТУСТРОЙ

(Моголь)
  26  Философия  2023-01-07  7  1328

(В связи с рождеством)

В одном из своих сочинений я позволил себе беседу с Сократом. Право на это мне давало мнение, будто мудрец Сократ вместе с его знаменитыми диалогами вымышлен Платоном. Из истории философии известно и то, что Ницше является идейным противником Платона. Считается даже, что взгляды этих двух столпов философии зеркально противоположны. Несомненно, Ницше это понимал, и, становясь в аппозицию Платону, счел необходимым создать своего мудреца, откровения которого он изложил в книге «Так говорил Заратустра». Это произведение Ницше считал основным в своем творчестве. Ну, а так как моя беседа с Сократом носила несколько критический характер, то иной читатель может подумать, будто я сторонник учения Ницше. Это и вынуждает меня побеседовать с Заратустрой. Разумеется, я отдаю себе отчет в том, что дело это непростое и ответственное. Ведь из словарей нам известно: «Фридрих Ницше – гениальный мыслитель, под влиянием которого находилось большинство выдающихся европейских философов и писателей ХХ века». Однако, как, наверное, выразился бы сам Заратустра: «Человек, который взялся за гуш, не должен говорить, что он не дюж». Так что, говоря словами героя одной пьески: «Давай, попробуем мой друг. А вдруг?!».

Моя встреча с Заратустрой состоялась в горах. Ранним утром. Как раз когда, по свидетельству
Ницше, поднявшись с зарей, встал Заратустра перед солнцем и так обратился к нему:
      - Великое светило! В чем было бы счастье твое, не будь у тебя тех, кому ты светишь? Взгляни! Я пресытился мудростью своей, словно пчела, собравшая слишком много меда; и вот – нуждаюсь я в руках, простертых ко мне…
      Именно этот момент я счел удобным для своего появления, ибо полагал, что и в моих простертых руках нуждается переполненный медовой мудростью мыслитель.
      - Скажи, многоумный Заратустра, - произнес я, выходя из тени смоковницы, - Достоин ли я впитать свет твоей мудрости?
    - Кто ты, незнакомец, - вопросил Заратустра.
    - Я человек, который наслышан о твоих проповедях, - сообщил я.
    - Что ж, - ответил Заратустра. - Солнце светит для всех. Но не всякий бывает благодарен его теплу. Говори, что ты хочешь знать?
    - Много чего мне хочется знать, - сообщил я. – И многое мне уже известно из твоих речей. Вот, например, как рассуждал ты

    О ПРОСЛАВЛЕННЫХ МУДРЕЦАХ:
    «Все вы служили народу и народному суеверию, а не истине! Потому терпели и неверие ваше, что оно было уловкой и хитроумным путем к народу. Но кто ненавистен народу, как волк собакам, так это – свободный дух, враг цепей, который никому не поклоняется и живет в лесах. Вытравить такого из логовища – это всегда называлось у народа чувством справедливости; и теперь еще науськивают на него самых свирепых собак.
   На это я хочу у тебя спросить: о какой истине ведешь ты речь? Что, если твоя истина похожа на мерзкую жабу или на ядовитую змею? Такая истина отвратительна человеку, ибо человек понимает, что подобная истина не может быть ключом к созданию этих прекрасных гор с их белоснежными вершинами, искрящимися ручьями, голубыми озерами и сочной зеленью долин. И когда в «простертые руки» человека, ты пытаешься вложить омерзительных гадов своей истины, душа человека переполняется ужасом и ненавистью к дарителю. И тогда человек вправе подозревать ложь в твоих устах и злой умысел в твоем сердце.
    Между тем, ты пытаешься доказать, что истина вовсе не такова, как о ней говорят признанные мудрецы. Их ты обвиняешь в неискренности и уподобляешь откормленным «вьючным животным, ослам, которые тянут повозку народа, слугами которого они являются». И думаю, ты согласен со своим преемником, Ницше, говорившим, будто «философы принуждают себя смотреть на природу ложно до тех пор, пока они уже не способны видеть ее иной». По заверению Ницше они «только делают вид, будто достигли своих собственных мнений, тогда как с помощью подтасованных оснований защищают предвзятый тезис, выдумку.
      «Философия – говорит он, - это потребность и стремление к власти, к «созданию мира».
    На это я должен тебе сказать, что польза от осла, взявшего на себя тяготы путника, больше, чем от волка, нападающего на осла. Ведь ты сам свидетельствуешь, что «знаменитые мудрецы возрастали вместе с духом и добродетелью народа – и народ вырос через них!» Зато неизвестно, насколько справедливы истины волка. Не создает ли он мир по собственному образцу, и не движим ли ты сам «потребностью и стремлением к власти и созданию своего мира»?
   В доказательство того, что это не так, ты говоришь, что только «в пустыне, и господами пустыни искони жили честные, свободные умы, которые в отличие от близорукой толпы, знают, что такое дух. Дух есть жизнь, – поясняешь ты - Собственным страданием умножает он знание свое. Люди видят «только искры духа, но не видят, что он – наковальня, и не видят жестокости молота его! Не будучи орлом, нельзя знать о счастье в ужасе духа. Кто не птица, тому не дано устраивать привал над пропастью».
   Но позволь спросить тебя, что может знать о тяготах жизни отшельник или пустынник, пребывая вдали от людей. Ведь наибольшие страдания, которые по твоим словам, умножают знания, возможны как раз среди людей, обремененных их неизбывными пороками. Так что, если мудрость зависит от суммы страданий, то орел не знающий змей в своем гнезде на скалах и парящий над землей, выслеживая свои жертвы, менее всего способен быть учителем для того же осла.
    Ты прав, когда излагаешь известную сентенцию: «страдания вразумляют». Но это вовсе не значит, что мудрость измеряется страданиями. Да ведь и сам ты, проживая в горах, много ли претерпел мук, чтобы обладать знаниями, позволяющими тебе столь нескромно утверждать:   
    «Подобно парусу, трепеща от бури духа, мчится по морю моя необузданная мудрость! Но вы, знаменитые мудрецы, слуги народа, – разве можете вы мчаться со мной!»
      При этом ты учишь: «Быть бесстрашным и внушающим страх, великим и одиноким, свободным от счастья рабов и поклонения богам – такова воля искреннего».
      К числу таких «искренних» ты, конечно, относишь себя. Но не подобна ли такая искренность намерениям хищника, который не скрывает своего желания вцепиться в горло своей жертве? И чем более «великим», «одиноким», «свободным» и «бесстрашным» выглядит хищник, тем естественней будет желание человека «трепеща от бури духа, мчаться» подальше от его «необузданной мудрости».
   Так я говорил с Заратустрой.

О ТОЛПЕ
    В другой раз, Заратустра ты повествовал о толпе. И ты не жалел для ее описания самых черных красок.
«Жизнь – источник радости, - вещал ты.- Но всюду, где пьет толпа, родники отравлены. Я не переношу зрелища оскаленных морд и жажды нечистых. Они бросили взор свой в родник: и вот – светится мне оттуда мерзкая улыбка их. Приторным и гнилым делается плод в их руке. Неужели жизни нужна и эта сволочь? Отвращение к ним жадно пожирало жизнь мою! Поистине, надо было подняться в самую высь, чтобы вновь обрести источник радости! Миновала робкая печаль весны моей! И весь я – лето в самом расцвете его, со студеными источниками и благостной тишиной. О, приходите, друзья мои, чтобы тишина стала еще блаженней! Ибо это – наша высь и наша родина: слишком высоко жилище наше и недосягаемо для всех нечистых и жажды их. Как могучие ветры станем мы жить над ними, соседи орлам и снегу, соседи солнцу. Так живут могучие ветры. И подобно ветру буду и я некогда бушевать среди них и духом своим захватывать дыхание у духа их. Поистине, Заратустра – могучий ветер для всех низин. И вот что советует он врагам своим и всем, кто плюется: "Берегитесь плевать против ветра!".
    Последнее предупреждение, думаю, вполне своевременно, поскольку мне хочется спросить: разве при таком отвращении к людям толпы, ты, похваляющийся своей искренностью, хотел бы преподать им подлинную истину? Ведь вряд ли ты веришь в их способность очиститься настолько, что они не будут в состоянии как-нибудь нарушить благостную тишину твою или постесняются замутить воду в месте твоего водопоя. Наверное, твои идеалы столь безупречны, что ты уже не будешь пить воду из ручья, где лакает собака. А между тем, в человеке много от животного.
    И когда ты восклицаешь: «Неужели жизни нужна и эта сволочь?», то не стоит ли за этим желание уничтожить всех этих тварей, отравляющих твою жизнь? И в этом случае, очень возможно, что твое учение подобно одежде, зараженной чумой. Вместо исцеления оно лишь умножит беды и несчастья толпы, пропитав ее ненавистью ко всему несовершенному, а значит, и к собственным несовершенствам каждого, что повлечет за собой жестокие расправы над ближними, ради того, чтобы быть «соседями орлов» и слушать, как ты будешь «бушевать» среди избранных, «захватывая дыхание у духа их». Притом ты и сам можешь не знать, к чему ведут твои проповеди, как не знают философы, что движимы «потребностью и стремлением к власти» над миром.
   Так я говорил с Заратустрой.

О ДОБРОДЕТЕЛЬНЫХ.
    Может потому ты и смеешься над добродетельными и презираешь их, что их деятельность претит твоим тайным целям?
   «Над вами, добродетельные! - говоришь ты, - Смеялась сегодня красота моя. Вы, добродетельные, хотите получить плату за добродетель, небо за землю и вечность за ваше "сегодня"? Но я учу, что нет воздаятеля? Я не говорю даже, что добродетель – сама по себе награда. Подобно клыкам вепря, слова мои взбороздят основы душ ваших. Я буду плугом для вас, чтобы все сокровенное глубин ваших стало явным. И когда взрытые и изломанные будете вы лежать на солнце, отделится ложь ваша от правды. Ибо вот, в чем правда ваша: слишком чисты вы для грязи таких слов, как "мщение", "наказание", "награда", "возмездие". Ведь для некоторых добродетель – это лень пороков их: и всякий раз, когда их ненависть и зависть сладко потягиваются, тогда просыпается их "справедливость". Есть и такие, «для кого добродетель – это корчи под ударами бича, и вы довольно наслушались воплей их! Другие гордятся горстью справедливости и во имя ее клевещут на все. И лишь для того они возносятся, чтобы унизить других. Немало и таких, что сидят в своем болоте и вещают: "Добродетель – это смирно сидеть в болоте».
      Словом, по-твоему, «почти все, думают, что имеют свою долю в добродетели; и каждый хочет быть по меньшей мере знатоком "добра" и "зла". Но, - говоришь ты, - не затем пришел Заратустра, чтобы сказать всем этим лжецам и глупцам: "Что вы можете знать о добродетели?", а для того, чтобы отвратить вас от старых слов, которым научились вы у глупцов и лжецов, от слов: "награда", "воздаяние", "наказание", "месть во имя справедливости". Да будет добродетель ваша «Самостью» вашей, а не чем-то посторонним, личиной, покровом, что и есть истина глубин души вашей, вы, добродетельные! Поистине, я отнял у вас сотню слов и любимые игрушки добродетели вашей. И теперь, словно дети, сердитесь вы на меня. Они играли у моря – и вот набежала волна и смыла игрушки. Теперь плачут они. Но эта же самая волна принесет им новые пестрые раковины».
    Я не буду спрашивать у тебя, Заратустра: «Что ты сам знаешь о добродетелях?» Но мне интересно, какие новые игрушки предлагаешь ты вместо «смытых» волной твоих речей? Чем, например, ты готов заменить правдолюбие? Как известно, эта добродетель является основой для многих других, таких как «справедливость», «честность», «ответственность», да и сама «мудрость». Неужто, ты хочешь заменить любовь к правде на любовь к лицемерию, коварству, вероломству, лжи? Но можно ли считать эти качества добродетелями?
    Ты сетуешь на то, что добродетельные слишком чисты для таких слов, как "мщение", "наказание", "награда", "возмездие". Но что будет с этими понятиями, когда они станут инструментами «коварства» и «вероломства»?
    Конечно, ты прав в том, что традиционные добродетели часто служат маской, оправданием, средством смирения и даже лекарством для тех, добродетель кого не является их «Самостью». Но это не значит, что добродетели не имеют почвы в природе человека, и потому их можно легко заменить иными.
      Добродетели необходимы человеку хотя бы в качестве ориентиров. И то, что человек соизмеряет с добродетелями свои естественные чувства, лучше, чем он давал бы волю сиюминутным страстям и позывам.
    Притом добродетели на самом деле вовсе не исключают возможность «мщения» или «возмездия». Ведь та же справедливость вполне может стать основой для деяний в ключе этих понятий. Так что, поступки людей определяют не столько добродетели, сколько характер человека, а также те обстоятельства и последствия, которые управляют его «Самостью».
   Так я говорил с Заратустрой.

О СОСТРАДАТЕЛЬНЫХ
      Странными представляются мне и твои рассуждения о сострадательных.
   «Поистине, не люблю я милосердных, блаженных в сострадании своем, - признаешься ты. - Совсем лишены они стыда. Пусть судьба моя всегда ведет меня дорогою тех, кто никогда не страдает, и с кем смогу я разделить надежду, пиршество и мед. Поэтому умываю я руки, помогавшие страждущему, поэтому очищаю я также и душу свою, ибо, видя страдающего, я стыжусь его из-за его же стыда, И когда я помогаю ему, я жестоко унижаю гордость его. "Будьте же равнодушны, принимая что-либо! Оказывайте честь уже тем, что принимаете", – так советую я тем, кому нечем отдарить. Однако нищих следовало бы вовсе уничтожить! Поистине, досадно давать им и досадно не давать. А заодно с ними уничтожить грешников и тех, кого мучает совесть! Верьте мне, братья мои, укоры собственной совести учат уязвлять других. Но хуже всего – мелкие помыслы. Поистине, лучше уж совершить злое, чем помыслить мелкое! "Смотри, я – болезнь", – говорит злодеяние. И в этом его честность. А ничтожная мысль подобна паразиту: она неугомонна – ползает, прилипает, прячется, пока все тело не станет вялым и дряблым от этих крошечных тварей. Надо сдерживать сердце свое; ибо стоит только распустить его, как теряешь голову! О, кто совершил больше безрассудств, чем милосердные? И что причинило больше страданий, чем безумие сострадательных? Горе любящим, еще не достигшим той высоты, которая выше сострадания их! Так сказал мне однажды дьявол: "Даже у Бога есть свой ад – это любовь его к людям". А недавно я слышал от него: "Бог умер. Из-за сострадания своего к людям умер он". Итак, опасайтесь сострадания, помните: все созидающие безжалостны».
    Да, Заратустра, сострадание тягостно душе человека. Оно отнимает силы. Но все это потому, что сострадание обычно неполно и сродни той ничтожной мысли, которая, как ты говоришь, «подобна паразиту». Ведь полное сострадание заставляет пожертвовать всем своим благополучием и даже жизнью во спасение страждущего. Но это невозможно. Этому противится человеческое Эго.
    Известно, что воля человека в состоянии подавить в его душе чувство сострадания, а мысль готова найти оправдание этому насилию над душой. Однако способность к сопереживанию является ключевым свойством разума, и не только человека. Ведь сопереживание происходит через уподобление. А оно свойственно всем животным, поскольку позволяет приспосабливаться и маскироваться. Так древесный червячок уподобляется ветке дерева, настолько, что неотличим от нее. У человека же сопереживание является корнем его творчества, общения и самой любви. Подруби этот корень и человек уподобится дереву, сохнущему без соков жизни. Потому-то ты и злишься на страждущих и ненавидишь нищих, что покушаются они на корни эти.
    И все же ошибаешься ты, полагая, будто «все созидающие безжалостны». В доказательство этого я могу привести пример твоего ученика, Ницше, в судьбе которого роковую роль сыграла жалость к лошади, истязаемой хозяином ее.
    Сострадание созидателям необходимо хотя бы для того, чтобы ставить целью своего творчества улучшение жизни людей. И оно же, сострадание предписывает жить скромно, имея лишь то, что способствует достижению цели творчества. Это и есть подлинная любовь к людям, в которой заключается полнота сострадания.
      Когда же ты говоришь о человеке, занятом созиданием сверхчеловека в себе, то для такого творчества и впрямь сострадание излишне и даже опасно.
    Так я говорил с Заратустрой.

О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ
   Любопытными мне представляются и твои мысли о «человеческой мудрости! Правда, она кажется мне не совсем человеческой. Скорее, это твоя собственная мудрость, и значит, сверхчеловеческая.
   Здесь ты говоришь:
    «За людей цепляется воля моя, цепями связываю я себя с людьми, тогда как влечет меня вверх, к Сверхчеловеку, ибо к нему стремится другая воля моя».
    После твоего признания в непреодолимом отвращении к обычным людям с их мордами и жаждой напиться из твоих родников, это звучит несколько странно. Но из дальнейших твоих слов следует, что бороться с неприязнью к толпе тебе помогает твоя мудрость.
    «Моя первая человеческая мудрость, - сообщаешь ты, - в том, что я даю себя обманывать, чтобы не остерегаться обманщиков».
    Моя вторая человеческая мудрость в том, что я больше щажу тщеславных, чем гордых. Хорошими актерами находил я всех тщеславных. Они играют и хотят, чтобы смотрели на них с удовольствием – весь дух их сосредоточен в этом желании. И лжи вашей верит он, когда вы лжете о нем нечто приятное: ибо в сокровенных глубинах тайно вздыхает сердце его: "Что я такое!.
    А вот моя третья человеческая мудрость: я не допускаю, чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых. У злых есть много такого, что достойно восхищения. И поистине, добрые и праведные, есть в вас немало смешного, и особенно – страх перед тем, что до сих пор называли дьяволом! Так чужда душа ваша великому, что Сверхчеловек был бы страшен вам в благости своей!»
    «Ах, устал я от всех этих "высших" и "лучших", - восклицаешь ты. - Еще выше надо мне подняться с их "высоты", прочь от них, ввысь, к Сверхчеловеку! И сам я хочу восседать среди вас переодетым, чтобы не узнавать ни вас, ни себя. И в этом последняя человеческая мудрость моя».
    Последняя твоя мудрость поясняет три первые. И впрямь, подняться над «высшими» и «лучшими» гораздо трудней, чем над лживыми, тщеславными, трусливыми и озлобленными. Их низость возвышает того, кто над ними. Чем глубже выкопана яма, тем выше холм земли, взятой из нее. Потому-то и разводишь ты их вокруг себя, как мог бы разводить крыс и тараканов. Притом не столько для собственной забавы разводишь ты этих тварей, сколько из желания утвердиться в своем превосходстве над ними и в необходимости покинуть жилище, кишащее ими. Разумеется, такой странный сверхчеловек способен внушать страх окружающим. В их глазах он вполне сравним с дьяволом, которому свойственно преумножать мерзости на земле. Так что, эдакому сверхчеловеку, лучше «восседать» среди прочих «переодетым», чтобы его не узнавали.
    Так я говорил с Заратустрой.

О ЛЮБВИ К ИНЫМ
    В свете твоей «мудрости» особыми красками играет и твоя любовь к иным. Тут ты сообщаешь, что:
   «Поистине, человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот – я учу вас о Сверхчеловеке: «Он – это море, где потонет великое презрение ваше». В чем то высокое, что можете вы пережить? Это – час великого презрения. Час, когда счастье ваше становится для вас таким же отвратительным, как разум ваш и добродетель».
    И далее ты говоришь:
      «Человек – это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.
    Я люблю того, кто не умеет жить иначе, кроме как во имя собственной гибели, ибо идет он по мосту.
    Я люблю того, кто не ищет в небесах, за звездами, основания для того, чтобы погибнуть и принести себя в жертву. Того, кто приносит себя в жертву земле, чтобы когда-нибудь стала она землей Сверхчеловека.
    Я люблю того, кто живет ради познания и стремится познавать во имя того, чтобы жил некогда Сверхчеловек. Ибо так хочет он гибели своей.
   Я люблю того, кто любит добродетель свою: ибо добродетель есть воля к гибели и стрела желания другого берега.
   Я люблю того, кто бросает золотые слова впереди дел своих и всегда исполняет больше, чем обещал: ибо жаждет он гибели».
    В общем, как выясняется, у тебя большое сердце, Заратустра, ибо любишь ты многих. Правда, все они должны служить твоему сверхчеловеку, желая себе собственной гибели. Такая похвальная самоотверженность бывает свойственна домашним животным, мясом которых питается их хозяин. Животным, конечно, неведомо, что они достойны презрения. Но человек, чтобы уподобиться жертвенным животным, должен и впрямь признать свое счастье, разум и добродетели свои отвратительными, а себя вообразить «грязным потоком».
    Надо заметить, что таких дураков на свете не так много. И, наверное, потому ты говоришь:
    «Не к народу должен обращаться я, но к последователям! Последователей ищет созидающий, а не людей толпы, не мертвецов, не верующих. Тех, кто станет созидать вместе с ним, ищет он. Тех, кто напишет новые ценности на новых скрижалях. С созидающими, собирающими жатву и празднующими хочу соединиться я. Покажу им радугу и все ступени, ведущие к Сверхчеловеку».
      Конечно, старые скрижали сильно мешают тебе, как и сами верующие, которые отбивают у тебя паству, и ты так говоришь о них:
      «Взгляните же на этих добрых и праведных! Кого больше всех ненавидят они? Разбивающего скрижали их ценностей, разрушающего и преступающего, но он и есть созидающий».
    Отсюда понятно и твое следующее откровение:
      «Опаснее мне быть среди людей, чем среди зверей, опасными путями ходит Заратустра. Пусть же ведут меня звери мои! И вспомнил я, что говорил святой старец в лесу. И произнес я в сердце своем: "Хотел бы я стать умнее! О, если бы стал я столь же мудрым, как змея моя!»
      То, что главным из зверей, мудростью которых ты руководствуешься, является змея, нетрудно догадаться, ибо змей этот преследует человека с момента его грехопадения. Так что, интереснее, что сказал тебе старец? А сказал он тебе следующее:
      «Не доверяют люди отшельникам и не верят, что приходим мы к ним ради того, чтобы дарить. Слишком одиноко звучат шаги наши по их улицам. И если ночью, лежа в своих постелях, задолго до восхода солнца услышат они идущего человека, то спрашивают сами себя: "Куда это крадется вор? Так не ходи же к людям, оставайся в лесу! Иди лучше к зверям! "
      И знаешь, пожалуй, святой старец был истинный мудрец. Впрочем, ты его не послушал, но сказал:
      "Что могу дать я вам! Лучше позвольте мне уйти поскорее отсюда, чтобы ничего не отнять у вас!".
      В этот раз ты был справедлив к себе.
      Так я говорил с Заратустрой.

ОБ УЧЕНЫХ
    Возвыситься над низкими не так трудно, как над теми, кто преуспел в науках. Но твоя мудрость столь велика, что позволяет тебе возвыситься и над учеными. Для этого ты изучил их повадки и слабости. И вот, выяснил ты, что «они прохлаждаются в тени и во всем они хотят быть только зрителями. Подобно уличным зевакам, что стоят и глазеют на прохожих, глазеют они на мысли, придуманные другими. Если дотронуться до них, то поднимается пыль, как от мешков с мукой».
   «Когда выдают они себя за мудрецов, - говоришь ты, - меня знобит от их ничтожных истин и изречений. Часто мудрость их отдает таким смрадом, словно ее породило болото. Ловки они, и искусны их пальцы: что моя простота рядом с их изощренностью! Все могут они – шить, вязать, ткать. Вот и вяжут они чулки для духа! Каждый зорко следит за движением пальцев соседа своего, и не слишком доверяют они друг другу. Изобретательные на маленькие хитрости, они поджидают тех, чье знание прихрамывает, и подстерегают, подобно паукам. Я видел, с какой осторожностью приготовляют они яд. И в поддельные кости умеют они играть».
   Конечно, отягощенным такими несовершенствами, ученым трудно тягаться со сверхчеловеком, и потому признаешься ты: «Чужды мы друг другу, и их добродетели мне даже противнее, чем лукавство и фальшивые игральные кости».
    Известно, что одной из добродетелей ученых следует признать привычку к доказательствам. И если они способны доказать свое превосходство и нужность людям с помощью искусства «шить вязать и ткать», то тебе, кроме презрения к ним и рассуждений о сверхчеловеке предъявить нечего. Потому, видимо, и полагают они, что твои «знания прихрамывают». Но что знания в сравнении с твоей волей, столь свойственной сверхчеловеку?! Благодаря ее всемогуществу ты, по твоему признанию «когда жил среди них, жил над ними». Естественно им это не нравилось. И как ты говоришь: «За это они не любили меня. Но я продолжал ходить поверх их голов».
    «И пожелай я идти путем своих заблуждений, - говоришь ты, - то и тогда оказался бы я выше. Они же слышать не желают о том, чтобы кто-нибудь ходил над их головами, и потому между мной и собой они наложили мусора».
      Но, как видно, они не на того напали.
      «Невзирая на это, свидетельствуешь ты, - я со своими мыслями продолжаю ходить поверх их голов. И пожелай я идти путем своих заблуждений, то и тогда оказался бы я выше».
      После этого остается признать справедливыми твои слова из проповеди «Об избавлении»: «Воля – вот имя освободителя и вестника радости».
    Воистину, воля способна возвысить человека, невзирая на его ничтожество.
Так я говорил с Заратустрой.

О ПОЭТАХ
Тому, кто превзошел высоколобых ученых, возвыситься над поэтами, наверное, столь же просто, как соколу расправиться с воробьем. Известно ведь, что у многих народов поэтов приравнивают к слабоумным. Так что, для их развенчания достаточно уже того, что ты сказал своему ученику:   
      "Поэты слишком много лгут".
      Однако при твоем отношении к традиционным добродетелям этот порок может выглядеть не таким уж и греховным. Благо, ты добавляешь:
   «Я устал от поэтов, старых и новых: слишком поверхностны для меня все эти мелкие моря. Недостаточно глубоко проникала их мысль. Оттого и чувство их не достигало самых основ. Немножко похоти, немножко скуки – таковы еще лучшие мысли их. Они любят выдавать себя за примирителей. Но для меня они всегда останутся посредниками и подтасовщиками. Ах! часто забрасывал я сеть в море их в надежде на хороший улов, а вытаскивал всегда лишь голову какого-нибудь древнего божества. Так, голодающему море дало камень. Конечно, и среди них попадаются жемчужины. Но это придает им еще больше сходства с твердыми раковинами. И часто вместо души находил я в них одну соленую слизь. К тому же они недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».
    Все эти наблюдения представляются мне особенно важными, поскольку позволяют глубже понять тебя, Заратустра. Ведь ты, несомненно, поэт. И ты прямо говоришь:
      «Но и сам Заратустра – поэт».
      И ты настаиваешь на этом, говоря: «Но положим, кто-нибудь сказал всерьез, что поэты много лгут, он был бы прав – мы слишком много лжем. Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы лгать».
      Но если это так, то как прикажешь ты относиться ко все твоим рассуждениям и проповедям? Вдобавок ты сам же свидетельствуешь:
    «Поистине, всегда влечет нас ввысь – в царство облаков. На них усаживаем мы наши пестрые чучела и называем их богами и Сверхчеловеком. Благо, довольно легки они для этих седалищ – и эти боги, и Сверхчеловек!»
   Так что же тогда этот твой сверхчеловек? Неужели это всего лишь «пестрое чучело»?
   Так я говорил с Заратустрой.

О МЕЧТАЮЩИХ ОБ ИНОМ МИРЕ
   Вот и ответь, Заратустра, как относиться к твоим словам, например, об ином мире, когда говоришь ты:
    «О, братья мои, этот Бог, созданный мной, был делом рук человека и безумием его, подобно всем прочим богам! Человеком был он, и притом – лишь малой частью человека и моего "Я". Из моего же пепла и пламени пришел ко мне этот призрак. Поистине, не из мира иного явился он! Мукой и страданием было бы теперь для меня верить в подобные призраки. Горем и унижением было бы это для выздоравливающего. Усталость, жаждущая одним прыжком достигнуть последних пределов, жалкая усталость неведения, – это она создала всех богов и все иные миры.
Верьте мне, братья мои!» - восклицаешь ты.
    Но как прикажешь верить тебе, если даже не поясняешь, о каком «ином мире» повествуешь ты? Впрочем, если ты говоришь о духовном мире человека, то ты прав. Представление о Боге создается в нашем духовном мире. Но ты говоришь: «Не из мира иного явился он!» Тогда откуда же? Из реального мира? Если так, то Бог – есть оптическая иллюзия, которая подобна той, что бывает при разглядывании внешнего мира через кристалл. Через эту оптику нашей души мы и видим Бога, сотворившего этот мир.
   Однако ты говоришь:
«Но надежно спрятан от людей "мир иной" – нечеловеческое, полностью лишенное всех человеческих черт, небесное Ничто».
    Разве может «Ничто» быть создателем всего сущего, и тем более призрак его. Отсюда ясно, что тебя посещал дьявол, который, как ты говоришь: «Из моего же пепла и пламени пришел ко мне этот призрак. Поистине, не из мира иного явился он».
    Несомненно, ты правильно сделал, что отделался от этого призрака. Но дальше ты сообщаешь:
    «Новой гордости научило меня мое "Я", этой гордости учу я теперь людей. Не прятать больше голову в песок небесных абстракций, но высоко держать ее, эту голову, созидающую смысл земли!»
    Из этой фразы видно, что встречи с призраком не прошли для тебя без последствий. Ты даже решил, будто это человеческие головы создают смысл земли. Но странно думать, будто смысл существования земли появляется после ее создания и только благодаря таким головам, как твоя. Хотя, если припомнить главное свойство поэтов «много врать», то нетрудно предположить, что их трудами таковых смыслов обнаружится множество, и все они будут разными. В том числе, наверное, будут и такие, о которых можно сказать твоими же словами:
«Это они, больные и умирающие, презрели тело и землю, выдумали неземное и искупительные кровавые жертвы. Но даже эти мрачные яды, столь сладостные для них, они брали у земли и у тела! Всегда много больных среди мечтателей и тех, кто исходит тоской по божеству. Яростно ненавидят они «познающего» и ту, самую младшую из добродетелей, что зовется правдивостью».
   Как известно, среди мечтателей много поэтов, к числу которых относишься и ты, называющий себя «познающим» и от лица которых ты говоришь:
      «Мы очень мало знаем и плохо учимся: потому и должны мы врать».
      Быть может, поэтому твоя «добродетель правдивости» вызывает сомнения и неприязнь у других мечтателях, ибо у них есть основания подозревать, что твой иной мир с участием сверхчеловека – выдумка, сулящая «кровавые жертвы», «мрачные яды» и «тоску по божеству».
    И вот, когда ты говоришь:
    «Слишком хорошо знаю я этих богоподобных и знаю, чего хотят они: они жаждут, чтобы веровали в них, и чтобы сомнение было грехом. Хорошо знаю я и то, во что они сами веруют больше всего. Поистине, не в иные миры и не в искупительную силу крови – в тело истово веруют они. Собственное тело для них – "вещь в себе".
      Не рассказываешь ли ты, прежде всего, о себе самом?
      Так я говорил с Заратустрой.
   
О ПРЕЗИРАЮЩИХ ТЕЛО
    «Пробудившийся и познавший говорит: я только тело, и не более того. – вещаешь ты. - Душа же – лишь слово, обозначающее нечто в теле».
      Но ведь это ты - «пробудившийся», Заратустра! Уличая других в поклонении своему телу, ты исходишь из собственных убеждений. Но ответь, почему тело – это тело, а душа, только слово? Ведь и тело обозначается словом. И если есть слово «душа», то оно тоже что-то обозначает. Ну, ладно, душа. Она все же вещь неуловимая. Но дальше ты говоришь:
    «Орудием телу служит и твой маленький разум, который называешь ты духом, брат мой, он – всего лишь орудие и игрушка великого разума – тела».
    У тебя получается, что дух и некий маленький разум – это одно и то же, а тело – это великий разум, который руководит маленьким разумом. Но разве разум и тело – это одно и то же? Тогда ветер и, гонимые им, облака – также можно признать одним и тем же.
    А дальше ты говоришь:
    «Чувство и ум всего лишь орудия и игрушки: за ними скрывается Самость. Она ищет глазами чувств и слушает ушами ума».
    Но что такое чувства и ум, если не сам разум? А если это разум, то маленький он или большой имеется в виду? И в каких отношениях состоит Самость с телом. Что вообще такое эта Самость? Откуда она берется?
   Впрочем, тут ты поясняешь:
      «Самость всегда прислушивается и ищет: она сравнивает, подчиняет, разрушает и завоевывает. Она господствует и повелевает даже твоим "Я". За мыслями и чувствами твоими, брат мой, стоит могущественный господин, неведомый мудрец – Самость имя ему. В твоем теле живет он, он и есть тело твое. В теле больше разума, нежели в высшей мудрости твоей. И кто знает, зачем вообще нужна телу высшая мудрость?»
    Отсюда следует, что Самость живет в теле на правах господина и мудреца, всем руководит, даже самим «Я», и при этом Самость является телом. Вдобавок это тело настолько великий мудрец, что не знает даже, зачем ему мудрость.
   «Презирающим тело хочу сказать я слово мое, - продолжаешь ты дальше. - Из почитания возникло презрение их. Что же это такое, что создает презрение и почитание, ценность и волю?»
    И сам же отвечаешь:
   «Творящая Самость создала себе презрение и почитание, это она – творец радости и скорби. Творящее тело создало себе ум как орудие воли своей. Даже в безумии и в пренебрежении вы служите Самости, вы, презирающие тело. Я говорю вам: ваша Самость желает умереть и отворачивается от жизни. Ваша Самость желает смерти – оттого вы и стали презирать тело! Ибо вы уже не в силах творить сверх себя. Нет, не пойду я вашим путем, вы, презирающие тело! Вы для меня не мост к Сверхчеловеку!»
      Итак, Самость, она же – тело, творит все эмоции, располагает волей своей, благодаря которой подчиняет себе ум, и заставляет себе служить наше «Я». Но получив такие полномочия и власть над умом, маленьким разумом, волей и чувствами, Самость желает умереть и отворачивается от жизни. Такая Самость, действительно достойна презрения, поскольку напоминает проказу.
      Все эти путаные рассуждения, Заратустра, являются лучшим доказательством того, что «поэты мало знают и плохо учатся: потому и должны они лгать». При том, как ты свидетельствуешь, они являются большими «подтасовщиками» и мутят воду, чтобы она казалась глубже», а что «вместо души у них» можно обнаружить «одну соленую слизь».
      Тебе ли этого не знать, Заратустра?! Ведь ты поэт. Настоящий поэт.
    Впрочем, распутать твой узел догадок не так сложно. Достаточно понять, что разум формируется под воздействием творческой энергии, которую мы называем душой. Поэтому разум и душа для нас едины. При этом разум руководит телом, но не только в своих интересах, но и в интересах тела. С развитием воли появляется мышление и сознание, то есть то, что ты называешь малым разумом. А в глубине этого сознания, как сгусток зародыша в яйце, таиться то, что ты называешь Самостью. Эту сущность иначе называют самосознанием или Эго. Вот это Эго, действительно, более всего озабочено благами для тела. Вот, почему тебе кажется, будто тело всем руководит. Однако тут важно понимать, что мышление вместе с волей, сознанием и Эго порождены страхом и сомнениями, источником которых является «ничто». Поэтому они сами –ничто. А будучи порождениями «ничто», они и в самом деле стремятся к порабощению разума, подобно паразиту, и значит, тяготеют к смерти, о чем ты и учишь, говоря:
      «Ваша Самость желает умереть и отворачивается от жизни».
      Отсюда следует, что, когда ты возводишь Самость (Эго) в степень «великого мудреца» и «господина» над телом, ты говоришь о той сущности, которая, будучи «ничто», способна ничтожить разум, а значит, и тело, и жизнь.
      Так что же тогда твой сверхчеловек, к которому ты строишь мост?
      Так я говорил с Заратустрой.

О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ
      Твои слова и изречения, Заратустра, похожи на шматки сырой глины в руках скульптора, ваяющего некий образ. Он вмазывает все новые и новые порции глины в скульптуру. И она приобретает все более отчетливые формы.
      И вот, я уже вижу перед собой образ сверхчеловека.
      Кто он при условии, что бог умер?
      Если Бог умер, то он, Бог, стал ничто. То есть, «Ничто» стало богом. Но, как мы помним к роду «ничто» относится воля и Эго. Они-то, видимо, и населяет тело этой величественной и совершенной статуи. И как следует из твоего учения, они дают жизнь этому воплощению абсолюта.
      Этот вылепленный тобой образ абсолюта ты провозглашаешь целью человечества. И хотя он пока только изваяние, но он уже требует о человечества подчинения, жертвенности, переоценки ценностей, отказа от традиционных добродетелей. На правах идеала он предлагает отказаться от, несовершенства чувств, от сострадания, от сомнений. Он презирает людей с их слабостями и смертностью, объявляет, что Бог умер, а на его место он воздвигает свою волю и всепобеждающую гордыню. Он приветствует ложь. Ведь ложь – это ничто, убивающее истину и ничтожещее добродетели…
    Впрочем, подобный идеал для человечества не новость. Примерно таким образам молились наши далекие предки, язычники. И ты, Заратустра, низвергая богов язычества, наверное, не мог выдумать иной идеал человечества. Но я бы хотел тебя спросить совсем об ином.
    Давай представим, Заратустра, что твое изваяние ожило. И вот скажи ты мне, мудрейший, кому он нужен, кроме своего собственного Эго? Ведь, следуя твоим словам: «Человек есть нечто, что должно преодолеть». И твой сверхчеловек – сеть результат этого преодоления. Но мы же знаем, что сущность человека состоит в творчестве. И вот, зная это, скажи, Заратустра, кто более сверх человек: Геракл, совершенства которого позволило ему совершить подвиги, или Гомер, который был слеп, но который является нам в своих бессмертных произведениях?
      Думаю, ответ тут единственно возможен.
      Так я говорил с Заратустрой.

ПРОРИЦАТЕЛЬ
    О многих твоих откровениях я мог бы говорить с тобой, Заратустра. Но в этом нет необходимости, ибо сказано: «Не нужно выпивать все море, чтобы познать вкус его воды». И все же, прежде чем, убрать руки, простертые к тебе в ожидании мудрости твоей, я бы хотел напомнить тебе твой вещий сон, о котором ты говорил в беседе о «Прорицателе».
    Вот, что ты рассказывал:
    «Снилось мне, что отрешился я от всякой жизни. Там, на уединенной горе, в замке Смерти, стал я ночным сторожем – стражем могил. Там охранял я гробы: полны были мрачные своды трофеями побед ее. Побежденная жизнь смотрела на меня из стеклянных гробов. Я вдыхал запах пыльных вечностей; задыхаясь в пыли, удрученно поникла душа моя. Свет полуночи неизменно окружал меня, и рядом, скорчившись, сидело одиночество, и еще третья, худшая из подруг моих – надрывная мертвая тишина. Ключи носил я с собой, ржавые из ржавых. И самые скрипучие ворота умел открывать я ими. Подобно зловещему карканью, проносился скрежет по длинным коридорам, когда поднимались затворы ворот: зловеще кричала птица эта, неохотно давала она будить себя. Но еще больший ужас сжимал сердце мое, когда все снова умолкало, кругом водворялась тишина, и я оставался один среди этого зловещего молчания.
    Так шло, так ползло время, если вообще двигалось оно – почем я знаю! Но, наконец, случилось нечто такое, что разбудило меня.
      Трижды ударили в ворота, как громом, трижды взвыли своды в ответ: и тогда подошел я к воротам.
"Альпа! – вскричал я, – кто несет прах свой на гору? Альпа! Альпа! Кто несет прах свой на гору?"
   И я нажимал на ключ и налегал на ворота, стараясь открыть их. Но ни на палец не подавались они. Вдруг бушующий ветер распустил крылья свои. С пронзительным свистом взрезая воздух, бросил он мне черный гроб. И среди визга, и воя, и грохота гроб раскололся, плевком исторгнув из себя хохот – тысячу образов хохота. И тысячью ликов – детей, ангелов, сов, безумцев и бабочек величиной с человека с издевкой и ревом хохотало надо мной.
    Страшно испугался я, и пал на землю, и кричал от ужаса так, как не кричал никогда.
    Мой собственный крик разбудил меня – и я очнулся".
    Рассказав это, ты попросил учеников истолковать твой сон. И один из них тебе сказал:
    "Сама твоя жизнь объясняет нам этот сон, Заратустра! Не ты ли сам тот ветер, с пронзительным свистом распахивающий ворота в замке Смерти? Не ты ли сам тот гроб, полный разнообразных и пестрых обликов зла, а также ангельских ликов жизни? Поистине, подобно многообразному – на тысячу ладов – детскому смеху, входит Заратустра во все склепы, смеясь над ночными стражами могил, что гремят своими ржавыми ключами. Устрашать и опрокидывать их будешь ты смехом своим. Отныне и навсегда даже гробы мертвецов станут источником детского смеха. Всегда будет дуть могучий ветер, торжествующий над смертельной усталостью. Поистине, самих врагов своих видел ты во сне. Но как избавился ты от этих наваждений и обрел себя, так должны пробудиться и они от самих себя – и прийти к тебе!"
    Так вот, ученик тот тебе наврал, что неудивительно, ибо учителем этого льстеца являешься ты, Заратустра.
    По здравому разумению, ты не можешь быть во сне и самим собой, и ветром, и гробом, и детским смехом одновременно. На самом деле ты видел себя стражем могил в Замке Смерти, а ржавые ключи в твоих руках – это твои идеи. Ими открывал ты скрипучие ворота склепов, где «побежденная жизнь смотрела на тебя из стеклянных гробов». Быть может, в гробах были твои идеалы, добродетели, творческие начала. Более определенно тут сказать нельзя. Зато нетрудно распознать того, к кому ты обращаешь свой клич: «Альпа! Кто несет прах свой на гору?» Ведь вершина горы – это обычный символ идеала, гордыни, превосходства, а прах… Ведь ты узнал в этом прахе, того, кто преодолел в себе человека? Вот почему ты, несмотря на ужас перед этим пришельцем бросился отварят ему ворота. И, может быть, ты не смог бы их открыть, но ветер распахнул их. И это был ветер времени, когда сверхчеловек твой оказался востребованным. С тем бушующий ветер бросил перед тобой черный гроб. Это знамение грядущих бед, порожденных твоим тлетворным учением. И все же разбудило тебя вовсе не это. Разбудило тебя то, отчего «страшно испугался ты, и пал на землю, и кричал от ужаса так, как не кричал никогда». А были это «тысячи ликов – детей, ангелов и прочих, которые с издевкой и ревом хохотало над тобой». И знаешь, среди хохочущих, наверняка был я. Наверноен, я даже был один из первых, кто начал смеяться над твоим дурацким учением о бесплодном, бездушном и безмозглом болване, возомнившем себя сверхчеловеком.
    На самом деле, все твое учение, Заратустра, он же Ницше, - всего лишь иллюстрация к мудрой фразе Христа, изрекшего: «Не сотвори себе кумира» - сказал я, и заложив руки в карманы, стал медленно спускаться с горной кручи в цветущую долину.
    Примерно так я побеседовал с Заратустрой.
 

Морское сражение (санкция Червив ...

(Моголь)
  74  Корабли  2021-12-21  7  2631

…В это же время, в пролив Босфор
Вкрутилась, как в жопу цоколь
Раскрашена в звёзды и триколор
Подводная лодка "Моголь"

       Ф.Червивый

Жми сюда

Горько. В стакане водка.
В блюдечке огурец.
Моголь ему - подлодка.
Вот, сказанул стервец.

Нет бы сказал: Акула,
Кит, на худой конец.
Хоп. Ажник сводит скулы.
Где там мой огурец?

Водка палена вроде,
Цепкая, как гарпун…
Кто там, в кораллах, бродит?
- А, это ты Нептун.

Как тут дела, начальник?
Что в прошлый раз стряслось?
Я? Потопил? «Титаник»?
Да ведь ты врешь, небось.

Где? Покажи, не медля,
Тот, что ядреней всех?
Это ж Червивый. Федя!
Тут признаю, мой грех.

Вижу, он счастья ищет
Лайнером весь в огнях.
Я ж ему снизу в днище
Носом подлодки трах.

На корабле тревога.
Федька тикает в порт.
Ну, а наш славный Моголь
Судну дырявит борт.

Срезал я с мачты вожжи,
В парус нахаркал слюн.
И нафигачил дрожжи
Федьке в его гальюн.

Ну, а конец короткий.
Глыбой он лег на дно…
Где бы еще взять водки.
Впрочем, сойдет вино.
 

Девушкам, идущим на протесты

(Ильх)
  46  Политика  2021-02-18  7  500

Девушкам, идущим на протесты,
Вам - потенциальные невесты:
Вы парней хороших находите,
Не бузите, с ними в ЗАГС идите.

Вы дурных не слушайте советов
На проплаченном врагами сайте.
Вы учитесь в университетах,
Вы любите, вы детей рожайте.

Девочка, фонарик - для затравки!
Он к твоей подходит русой чёлке...
(Вроде бы косяк покуришь травки,
Не заметишь - как ты на иголке).

Накурилась?.. Так и аллилуйя!
Жертва не нужна твоя народу.
Говоришь, что путинский холуй я?
Говоришь, что вышла за свободу?

За какую?.. В чём ущемлена-то?
Говоришь, что власть тебе обрыдла.
Но, когда придут солдаты НАТО,
Будешь ты для них обычным быдлом!

Девочка, раскачивая судно
Родины - ведешь её к погосту.
Качку замутить не очень трудно.
Раскачав - остановить непросто.

------
- Встречаемся в девять.
   Встречаемся в школе.
- А Тимоти едет?..
   А Бузова Оля?..

- Смирите свой норов.
   Стоим и не плачем!
- Ну может Киркоров?..
   Нет?.. Вот незадача!

   А - Света?..* А - Дима?**
   И Шнур на диете?..
- Чуть что - вы шли мимо...
   Не троньте - мы дети!

- А Баста, неистов,
   Приедет в фуфайке?..
- Не будет артистов!
Но - фотки! Но - лайки!

Вы плюйте им в рожи.
Мы - дети! Мы - тролли!
- А Бузова, что же,
   За Путина что ли?..


*Света - Светлана Лобода
** Дима - Дмитрий Билан
 

Как Горький

(Миша Павлов)
  44  Лето и отпуск  2020-03-05  7  842

Я приехал на Капри как Горький,
Где лечил он чахотки недуг,
Где встречал пионерские зорьки,
Где Ильич навещал его вдруг.

Здесь проходят практически сразу
Лихорадка, запор и отит.
Рассосётся любая зараза:
Даже шрам на мохнатой груди!

 На страницу новостей 

Использование произведений и отзывов возможно только с разрешения их авторов.
Вебмастер   

cached: 936242